Wave Gotik Treffen-2009
Лейпциг, 29-30 мая 2009


WGT 2009 - День 1

   Wave Gotik Treffen в 2009 году не мог похвастаться особо звездным составом (как, например, в пррошлом году), но порадовал нас интересными (и местами легендарными) неофолковыми командами, о которых я тут и расскажу.
В первый вечер вся неофолковая программа была сосредоточена в Купельхалле, замечательной площадке (когда там не слишком много народу) в районе старого выставочного комплекса Alte Messe. Как правило, большая часть пятницы занята решением вопросов аккредитаций, билетов, выяснения программы (а бывают сюрпризы чуть ли не в день начала) и всего прочего, в результате чего на концерты настроиться нелегко.
Поэтому концерт
Jännerwein прошел буквально мимо. Группа из Зальцбурга (Австрия) балансирует где-то между мартиалом и традиционным фолком, классические неофолковые гитары мирно соседствуют с аккордеоном, флейтой и еще бог знает чем - выглядит вполне эффектно.



Но я минут пятнадцать пытался на все это хозяйство настроиться, не получилось. Слишком уж много всего в голове осело с начала дня, требуется время для прихода в нормальное состояние.

"Bring deine Freunde zum Fest
Es ist Nacht, in Sonnenheim"

Of The Wand And The Moon... Ну что же, Ким Ларсен - волшебник. Заявляю совершенно ответственно. То, что не получилось у Jännerwein, у Of The Wand And The Moon вышло как бы само собой и сразу. "Рыжая борода" моментально околдовала зал, сыграв лучшие вещи своего творчества. Сложно сравнивать этот концерт, например, с московским.

В Купельхалле было однозначно лучше с оснащением, тогда как в Москве было как-то поатмосфернее, что ли. В-общем, видел датчан уже три раза и при случае пойду еще, даже не задумываясь. Новых вещей то ли не расслышал, то ли их просто не было (что грустно, хочется очередного альбома).

Rome... Двоякие впечатления. Дуэт (дуэт ли? ведь на сцене было три человека, но везде пишут, что дуэт) из Люксембурга сыграл отлично, я бы даже добавил, мастерски. С критикой тут даже не подобраться - отличный звук, свет, отличные вещи, да и просто замечательная музыка, где-то между неофолком и, опять же, мартиалом и даже немного дарквэйва. Есть, впрочем, одно "но". По сравнению с концертом тут же в Лейпциге в 2007 году (тогда он стал лучшим для нас выступлением) что-то неуловимо изменилось. Как-то меньше души, что ли... Может, не в последнюю очередь последнее связано с переходом на "готический" мэйжор Trisol с более андеграундно направленного Cold Meat ("- Просто Trisol забирает души музыкантов в обмен на контракты!").

Ну или мне это показалось, ведь момент "наличия души" - для меня сугубо субъективный и я, в отличие от сами знаете кого, не считаю себя в этом вопросе последней инстанцией. Новый материал поспокойнее, менее "жесткий", без каких-то резких ходов, но достаточно интересный. И при феноменальной "производительности" Rome выпускают альбомы потрясающего качества, и все, если прислушаться, абсолютно разные, пусть и выдержанные в одном ключе.

Fire And Ice... Еще одна легенда неофолка и апостол рунической магии, до этого скромно притаившийся в углу, продавая свои диски. И еще одна брешь из недосмотренных отцов неофолка в виде Яна Рида (Ian Read, фигура, тесно связанная с "тремя китами неофолка", Death In June, Current 93 и Sol Invictus), была закрыта этим вечером. Я не знаток творчества F&I, но на концерте показалось достаточно много знакомых вещей. Но не "вещи" были главными в выступлении, а замечательная атмосфера, какая-то немного печальная, и в то же время светлая. Особенную радость вызывал виолончелист, больше всего напоминавший Мика Джаггера из Роллинг Стоунз, который рубился на сцене так, что, казалось, стулу, на котором он сидел, несдобровать. Лично мне нравится вокал Рида больше Уэйкфорда, и хотелось бы невозможного, услышать ранние вещи Sol Invictus'а в исполнении Fire And Ice.



Но вернусь к концерту. На мой слух все было сыграно вживую (ну или с минимальной подложкой), при том, что звучание у F&I не из простых. В тени (то на барабанах, то на гитаре то на бубне, а то вообще не понятно чем звенел) был замечен вокалист Sonne Hagal Оливер ("Мультиинструменталлист какой-то!").
В итоге концерты первого дня дали ожидаемый результат, без каких-то потрясений. Просто хорошие концерты Rome, Fire And Ice и Of The Wand And The Moon. О выступлении Jaennerwein судить боюсь, возможно, просто не удалось достичь концертного настроения.


WGT 2009, День 2

Суббота выдалась типично фестивальным днем - никуда не успеваешь, но всюду надо попасть. Поэтому пришлось выбирать. Выбор пал на неофолковый вечер в Анкере, дэтроковый вечер в Фельзенкеллере, и, на закуску, Current 93 в Агре.

Die Weisse Rose... Народу собралось к шести вечера субботы в Анкере прилично, видимо в преддверии альбома, который, между прочим, не просто так, а на Колд Мите, вышел только на днях. Вообще, думаю, что Карманник стал проявлять недюжинное внимание (и ранее ненаблюдаемое) к неофолкерам - Rome, Decadence, теперь вот Die Weisse Rose. Не в меру пафосный выход - с барабанщицами а-ля нацистские девочки, факелами и всей прочей атрибутикой, приковал внимание к сцене, пусть и не надолго, все-таки кроме пафоса нужно что-то еще. В-целом, ничего, но быстро надоело.



Neutral... Много-много раз виденные Neutral не перестают удивлять. На этот раз гитаристом и барабанщиком (?) от While Angels Watch. Я песни две вспоминал, где же я видел этих людей. Вспомнил. В Купельхалле год назад. По крайней мере вокалиста. Наверное, и барабанщика тогда же, так как звучание Neutral резко перестало быть лирично-грустным, и с добавлением ритма ударных превратилось скорее в While Angels Watch. Весь концерт хотелось убить барабанщика - ведь так испортить медленные вещи сложно. Своей брутальностью человек из WAW на гитаре затмил просто всех - и Эша, и Вороновского (который, кстати говоря, скинул черный бархатный костюм через пару песен и обнажил футболку с "егермайстером"). Тем не менее, это выступление понравилось (пусть и, скорее, вопреки английскому составу группы). Запомнился вопрос на тему сыграть "Луну": "-Луна! -А есть здесь кто из бывшего СССР?". Из разных концов зала несколько голосов отозвалось - "-Да, есть, играй!". Приятно.... Тем более, что я знаю нескольких людей (кроме себя, конечно), приехавших в Анкер именно на Neutral (например, Бладлайт) и было видно, что зал рад русскоязычной песне.



Ну вернемся к концерту. Теплый прием немцами Neutral позволил им испросить разрешения на один бис, который им позволили (кстати, редкость на WGT для нехэдлайнеров). С последним аккордом мы устремились к автомобилю, чтобы успеть на Scary Bitches. Что же делать, приходится выбирать, и вместо Ostara мы выбрали Scary Bitches, а вместо неофолкового хэдлайнера 6comm (проект Patrick L, некогда участника Death In June) мы выбрали Current 93 в Агре.

   Пропущу выступления Scary Bitches и Specimen, перейдя сразу к
Current 93 на главной площадке фестиваля, Агре, ведь на этот раз организаторы странно поставили хэдлайнеров Агры весьма странно. Так, например, VNV Nation и следовавший Current 93, имхо, малосовместимые артисты, и, по свидетельству Меренкова, после VNV Nation из зала вышли почти все. Мы так же не обнаружили никакой очереди на вход, зал в 1.30 ночи был полупустым.



Но это не главное, главное в тот вечер - Артист, артист с большой буквы "А", коим является Дэвид Тибет. И пусть на сцену вышло десять (10!) человек музыкантов с четырьмя (4!) гитаристами, из которых слышно было только фортепьяно и какофонию на заднем плане. Тибет, при педикюре и маникюре, на сцене просто неподражаем, и на концерте мозг выносит просто напрочь. В этот раз была сыграна программа из, я так понимаю, новых вещей, по крайней мере я опознал очень мало, что и неудивительно - у Тибета на сегодня накоплено огромное количество альбомов в разных стилях - от нойза до неофолка, и вряд ли найдется человек, который способен любить все этапы его творчества. Сейчас же настал черед некого психоделического рока, или, если так можно выразиться, "какофонического индастриала". Все это сопровождалось нежнейшим фортепьяно в исполнении Baby Dee, известного (-ой?) в индустриальной среде музыканта. В-общем, настоящее пиршество для эстета, которыми мы себя неожиданно почувствовали, обнаружив, что большая часть немногочисленной публики Агры ушла, а оставшаяся зевает и вот-вот ляжет спать прямо тут, под аккорды Бэйби Ди. И действительно, под конец можно было спокойно подойти прямо к сцене ("-Привет, Тибет! Зачем тебе столько музыкантов?"). И в связи с этим пришла мысль - "Неофолкеры и индустриальщики - люди, находящие особое удовольствие в том, что их мало".

День закончился, принеся замечательные концерты - Neutral, Scary Bitches и Current 93. Познакомились с Die Weisse Rose и прикоснулись к легенде в лице Specimen.

Вот, пожалуй, и все про неофолк на WGT 2009, который удалось посмотреть.
 

Moonwalker, специально для "Сейда"

© 2009 все фото Moonwalker (WWW.GOTHIC.COM.UA)
фотографии в хорошем качестве можно посмотреть здесь.

Несколько видео-фрагментов, снятых посетителями фестиваля:

Neutral  http://www.youtube.com/watch?v=KTSUva0vMbo
Of the Wand and the Moon http://www.youtube.com/watch?v=KVYJOpwll0k
Rome http://www.youtube.com/watch?v=MezRz2D7vLc

Die Weisse Rose http://www.youtube.com/watch?v=sq15dBqhtfg
Current 93 http://www.youtube.com/watch?v=LJ_WYiwt90I
Fire And Ice http://www.youtube.com/watch?v=yfzY1aPila8

Jännerwein http://www.youtube.com/watch?v=cyd1BIysMXY

 

Copyright ©2009 Seidr webzine