Интервью с ВЕРОЙ АГНИВОЛОК (AGNIVOLOK)

    Агниволок – наверное, один из самых интересных русскоязычных проектов на современной дарк фолк сцене (хотя проживают музыканты в Израиле). Проект имеет за плечами два полноформатных альбома и горы положительных откликов, как со стороны прессы, так и простых слушателей. Уж очень по душе пришлась людям смесь классического неофолка и ортодоксального русского рока. Среди прочих душ, оказалась и моя душа. Послушав отличную пластинку, мне как обычно захотелось узнать что-нибудь о проекте. Долгие блуждания по Паутине ни к чему не привели. Тогда я решил обратиться к первоисточнику в лице вокалистки Веры Агниволок. Вот собственно и вся предыстория.

С чего все начиналась? Как Вам пришла идея создать Агниволок? И расскажите, пожалуйста, об участниках проекта.

Попробую вразумительно ответить на вопрос.
Собственно, идеи никакой не было. Изначально мы познакомились с Вадимом Гусисом (Chaos As Shelter) летом 1998 года на берегу озера Кинерет.
До этого момента я самозабвенно прыгала через костры, а потом мне на руки упали угли от кальяна. Так, ища средство от ожога, нашла нечто больше. :~)
Музыка возникла сразу, сама собой. Вадим играл на флейте, я на гитаре. Некоторое время спустя мы играли среди большого количества людей на каком-то празднике, причем я не играла на гитаре, а прыгала и колотила в огромное железное блюдо -гонг. Постепенно мы начали записывать музыку, Вадиму удалось создать звук, который  я слышала во сне. К нам присоединились Елена Доршт с особым драйвом в пении, Игорь Крутоголов с бас-гитарой и смычком и Шурик Вайс с флейтой,  волынкой, жалейкой... Шурик играет еще в нескольких командах, одна из которых называется  "Елки-палки". Они играют балканскую и ирландскую народную музыку. Игорь участвует в проекте "Крузенштерн и Пароход".

Какой смысл вложен в название "Агниволок"?

"Огненный волк" или "Огненная переправа". Для меня больше - волк. Красивый благородный зверь.

Кто в Агниволок является главным источником идей? Или такового вовсе нет?

Такого действительно нет. Как нет главной детали в каком-нибудь сложном механизме.

В таком жанре как apocalyptic neofolk множество коллективов ставят идеологию выше музыкальной составляющей, используя музыку как средство выражения идеологии. Другие же группы называют такой подход оправданием бездарности. Придерживается ли Ваш проект какой-либо идеологии (я лично каких-то четких ссылок на какое-либо течение не уловил) или Вы являйтесь приверженцами
"чистого искусства"? И как относитесь Вы к нынче модному ультра-правому уклону пост-индустриальных коллективов?

Никакой идеологии мы не  придерживаемся. Любая идеология не вечна, а у музыки другое предназначение. Хотя, безусловно, если какой-либо коллектив
использует музыку для выражения идеологии, это его право, но ни в коем случае не оправдание бездарности. У бездарности другие критерии.Что же касается ультра-правого уклона, увы, ничего сказать не могу, поскольку не знаю что это за зверь. В Израиле, например, я знаю, что такое ультра-правый уклон, к нему не отношусь, и вообще, по-моему, все что касается политики пахнет большими грязными деньгами, а люди превращаются даже не в марионеток, так что, по-моему, лучше рядом не стоять.

Часто ли бывают у Агниволок концерты? И что Вам больше нравится: работа в студии или живое выступление. Я также читал, что сами Sol Invictus приглашали Вас для совместного выступления, но из-за «политической некорректности» (для меня большой вопрос, откуда ее у Вас нашли????) концерт не состоялся. Хотелось бы поподробнее узнать об этом случае.

Честно сказать, концертов настолько мало, что... За последние три года быловсего три выступления. Одно в Германии (Flammenzauber 5) и два в Израиле.
Нравится и живое выступление и работа в студии, просто это совершенно разныеощущения. Время по-другому идет...История с Sol Invictus вначале показалась невероятной, зато теперь меня уже мало что удивит.

Началось с того, что в октябре 2004 года я поехала в Германию на неопределенный срок, хотелось навестить друзей, попробовать выставить картины,
может быть где-то выступить. И действительно, когда я гостила у Марко и Дидры Кох (StateArt) было решено сделать концерт в Цюрихе 29 января вместе с Sol Invictus и Mushroom's Patience. Мне должны были помогать Генрих (Darkwood)  и Марко. Как-то все очень быстро договорились, я, понятное дело, обрадовалась. По правде говоря, этот концерт можно было бы считать дебютом, поскольку выступление перед относительно большим количеством людей да еще в такой шикарной компании для меня свершилось бы впервые. До января надо было репетировать, но самое главное - правдами и неправдами продлевать визу, что утомительно, но необходимо.

Где-то недели за две до концерта позвонил Генрих  и сказал, что концерт отменяется, потому что он является фашистским. Генрих  мне и раньше рассказывал какие-то страшные истории о том, как некая организация Антифа срывает концерты неофолковым группам, но для меня это было слишком непонятно. Какие-то маразматики борются с "фашизмом" срывая концерты... На самом деле прицепились к Sol Invictus, (совсем неясно, почему), ну а все остальные, если с ними выступают, значит они тоже - самые настоящие фашисты. Ребята (кто организовывал концерт) пытались снять другое помещение и вроде договорились, уже прислали билеты до Цюриха, но вездесущие антифовцы  постарались и там.

Так что ничего не состоялось, увы... В жизни я испытала много разных уникальных ситуаций, но такой сокрушительный бред случился впервые. Все-таки хотелось бы выступить когда-нибудь в том же самом составе. Неважно где. Дело чести... Хотя и не совсем реально.

Да, концерт в таком составе – просто замечательно, но я думаю, у Вас все еще получится… Назовите, пожалуйста, людей/коллективы которые оказали влияние на Ваше творчество (я имею ввиду не только музыкальную сферу) или, может, просто музыку/книги/фильмы которые нравятся Вам и остальным ребятам из группы.

На меня в разные периоды жизни оказывали влияние разные люди и произведения искусств. Так что то что я назову здесь - это далеко не всё. Из писателей, например - Милорад Павич, Кафка. Такие режиссеры как Андрей Тарковский, Эмир Кустурица, Алехандро Ходоровски. Художники многие оказали влияние, но первое что приходит в голову - это Дюрер и фон Штук (не уверена, что написано правильно). В музыке это  Бах, церковная музыка, русский панк-рок.

Вадима спросила сейчас по телефону :~)
Ему нравится творчество Аркадия Северного и группы "Current 93"

Ну а что касается народной музыки - она нравится всем.

Безусловно, Агниволок очень выделяется среди остальных групп схожего жанра. И в этом немалая заслуга и Вашего неординарного замечательного вокала. Учились ли Вы вокалу профессионально? И как Вы относитесь к тому, что многие сравнивают Ваш голос с голосами Жанны Агузаровой или Янки Дягилевой?

Специально вокалу я не училась, разве что в рамках программы музыкальной школы. Хотя, где-то год назад взяла три урока вокала у частного
преподавателя. Век живи - век учись. :~) Когда сравнивают мой голос с голосами этих замечательных певиц - безусловно воспринимаю как комплимент, хотя у каждого человека свой неповторимый голос, или даже дело не в голосе, а в драйве и энергетике.

Последний альбом Агниволок «Вишни» вышел в 2006 году, а записан был аж 2001, т.е. даже раньше дебютника. С чем это связано? Неужели никто издавать не хотел? Материал, на мой взгляд, очень сильный.

Да. Так получилось. С самого начала альбом хотели выпускать "StateArt", но что то у них не ладилось, потом еще хотел кто-то издать, но забирать у "StateArt" не хотелось. Так время и прошло. Видимо каждым "Вишням" свой срок. :~)

И издал "Вишни" израильский The Eastern Front. А кроме "нового" альбома за компанию переиздал и "Скульптор" на CD.
Это было сделано для того чтобы большее количество людей смогло услышать Вашу музыку (винил ведь не особо популярен)?
Вы намерены издаваться на "Восточном Фронте" постоянно или же вернетесь на StateArt или другой лэйбл?

Да. Пластинка, конечно, это очень красиво, но CD доступен большему количеству людей. Я надеюсь издаваться на "Восточном Фронте".

На сайте EF есть информация, о том, что Агниволок готовят новый альбом. Можно узнать об этом поподробнее?

Да. Это правда. Создаётся новый альбом, очень хочется, чтобы он, наконец увидел свет, но как обычно технические и бытовые причины тормозят. Поэтому я не буду говорить о том, чего пока ещё нет. Пусть лучше будет сюрприз, чем фига в кармане.

Понятно, будем ждать. А как обстоят дела с совместной работой с другими музыкантами? Я знаю, у Вас был совместный альбом с Darkwood. Расскажите, пожалуйста, как проходила работа над ним.

Планы грандиозные. В их числе совместный альбом с итальянским ROSE ROVINE E AMANTI и с немецким Mercydesign . К сожалению, не скоро дело делается, это займет какое-то время. По поводу работы над "Lapis"-Генрих прислал нам тексты песен на английском и основную гитарную тему, в свою очередь мы перевели всё на русский язык, добавили ещё музыкальной обработки и отправили Генриху и т.д. Надеюсь, ещё чем-нибудь порадуем

А как в Израиле обстоит дело с индустриальной музыкой? Вы вообще видите себя в индустриальной культуре?

По поводу индустриальной музыки в Израиле я не особо в курсе из-за достаточно затворнического образа жизни сейчас, не могу назвать никого
конкретно, но  есть много групп, люди работают. Просто проблема с концертами, точнее с местом для них,  или даже если и есть концерт - то не
выбраться. Вижу ли я себя в индустриальной культуре... Честно сказать - не знаю. Если другие увидят - буду рада.

То есть Вы вообще не беспокоитесь по поводу определения стиля своей музыки? Даже если так, как Вы свою музыку называете? И как Вы относитесь к тому, что мы (слушатели, журналисты) пытаемся все классифицировать?

Да, совершенно верно. Сложно как-то определённо назвать. Это от того, что я плохо разбираюсь в названиях, скорее всего это сны, звуковая иллюстрация к
ощущениям, поиск. А классифицировать важно - это взгляд со стороны.

Знакомы ли Вам какие-нибудь Российские неофолковые проекты? Как Вы к ним относитесь? Например Majdanek Waltz скоро выпустят на Восточном Фронте новый альбом.

Да. По поводу Majdanek Waltz. Очень нравится. К сожалению не смогла попасть на концерт здесь в Израиле. Пока из дома надолго не выхожу. Еще нравится проект Wolfsblood. Послушала через MySpace. Впечатлило. Хотелось бы послушать больше.

Многие говорят, что апокалиптик-фолк жанр сугубо европейский или даже англо-германский. Я, например, слышал мнение будто дарк-фолк на славянском языке - уже не дарк фолк. Как Вы думаете возможен ли дарк фолк ну в Китае, например? И вообще как происхождение и местно жительства влияет на музыку?

Конечно, доля правды в этом есть, хотя почему на славянском не дарк фолк - очень даже... Оттенок немного другой, но в этом вся прелесть.
Кстати, белорусские коллективы хороши. Насчёт Китая - не знаю. Там наверное тоже  возможен дарк фолк, только зачем? Я не слишком большой специалист по Китаю, но мне кажется, что там вообще особый мир, другая философия... Безусловно, есть и свои музыкальные стили. Я
когда-то слышала китайский Heavy Metal. Очень смешно звучит, воспринимается как прикол.  Не знаю, может с непривычки... А на музыку влияет и местно жительства и происхождение, хотя скорее всего  - место рождения и колыбельная мамы. (Актуальная тема сейчас :~) Кстати моя дочка превосходно засыпает под "Ой мороз, мороз" несмотря на тридцатиградусную жару и уж совсем не тот вид не из того окна... Видимо, в моём случае место жительства на музыку влияет слабо. Хотя, есть ведь ещё чисто энергетическое влияние места. Но оно скорее всего влияет не на саму музыку а на путешествие к ней.

Вера, Вы также известны как неординарный художник. Что Вы можете нам рассказать об этой своей стороне? Как давно этим занимайтесь, откуда черпайте вдохновение? Насколько часто удается поучаствовать на выставках и т.д.?

Спасибо за комплимент :~)
То, о чём не споёшь, можно нарисовать. Рисовать люблю с детства,  лет в шестнадцать, примерно, рисую осмысленно, с восемнадцати - учусь рисовать
профессионально, в двадцать пять лет решила пытаться зарабатывать этим на жизнь, закончила иерусалимскую академию художеств, стеклянно-керамическое
отделение, училась также один семестр в Братиславе на реставрационном факультете. (Кстати, по поводу влияния места жительства на музыку -
Братислава - город подаривший мне неслыханное вдохновение. "Город с жёлтыми глазами" из сборника "Secret Lords" - это о Братиславе.)
В данный момент преподаю рисование детям и пенсионерам, рисую на заказ - забирает кучу времени это дело, поэтому выставок меньше, чем хотелось бы.
Последняя была в прошлом августе. "Чёрно-белые сны" называется. Эту же тему я выставляла в Нюрнберге, правда не все картины поехали со мной, пришлось часть рисовать там, зато потом не все картины поехали обратно, поэтому экспозиции несколько отличались.
А вдохновение - из снов, детских воспоминаний, путешествий, дождей, снегов, ветров ну и от любимых людей, пожалуй, больше всего.

Насколько я могу судить, Ваше творчество (и как художник, и как музыкант) имеет довольно специфичный (немассовый) оттенок.
Удается ли зарабатывать на жизнь одним только искусством не работая «на дядю»?

О! Ещё как на "дядю"! Без "дяди" никуда. В рисовании без "дяди" совсем голяк. Интересно, что если в музыке или в поэзии никакой "дядя" для меня
неприемлем, в изобразительном искусстве немного не так. Из любой картины или иллюстрации можно при желании сделать произведение искусств, не обидев при этом "дядю". Хотя, бывают и исключения. Однажды я бродила по иерусалимским галереям в поисках такого "дяди". В одной из них хозяин посмотрел на копии работ и сказал:" Слишком на картинах грустные лица" , и шариковой ручкой везде улыбки подрисовал. Конечно, с таким "дядей" лучше дела не иметь.

Теперь, если Вы не против, я бы хотел коснуться несколько философских взглядов. Как Вы относитесь к религии?
Какое место она занимает в Вашей жизни?

В Бога верю. Но думаю что религия и Бог очень далеки друг от друга.

Каково Ваше отношение к оккультным наукам? Интересны ли Вам эти темы? Как Вы думаете, может ли человек пользоваться помощью потусторонних сил? Возможно ли это? Если да, то насколько это может быть опасно?

Насчёт оккультных  наук  - в своё время пыталась постичь, осталась большим дилетантом, чему и рада. Теперь прислушиваюсь только к собственной интуиции.
Помощь потусторонних сил - лучше с ними дружить просто так, безвозмездно, потому что никогда не знаешь насколько действительно чисты твои помыслы. А
они уже при надобности помогут, если сочтут нужным. ( а вдруг им самим помощь нужна?)
 Опасно может быть конечно, когда человек в тонких мирах своей лопатой размахивает и проходит там как хозяин.

Не без оснований, множество людей приходит к выводу, что человечество вошло в стадию упадка и разложения.
Что Вы думайте о дальнейших перспективах в этом плане? И как давно начало становится (если начало, конечно) хуже?

Увы. Разложение. В этом я согласна со множеством людей. Перспективы тоже невесёлые. Можно, конечно, заниматься оптимизмом, но... А становиться хуже,
видимо, начало со времён зарождения жизни на земле. Это похоже на то, как с момента рождения человек начинает стареть.

А может ли искусство изменить что-нибудь к лучшему? Или же творцу только и остается, что констатировать факт упадка?

Не знаю... Надо попробовать. Хотя и констатация факта уже много на сегодняшний день.

А конкретно, Агниволок пытается воздействовать на слушателя, пробудить к чему-либо или же все это только эмоции и чувства музыкантов, которые они решили выплеснуть?

Сложно сказать. Скорее всего, и то и другое, хотя... Иногда бывает такое, что сразу нескольким людям снится один и тот же сон. Это как будто один - рассказчик, другой - слушатель, третий - действующее лицо, четвёртый узнаёт себя, пятый смотрит со стороны, но участвует тоже и т.д. - и в этот
момент все являются созидателями. Не знаю, насколько это можно назвать влиянием или воздействием.

Понятно. А насколько автор должен зависеть от слушателей. Возможен ли обратный эффект. Для Вас имеет значение кто Ваш слушатель и сколько его?

Зависимость, вообще нехорошая вещь. Когда автор зависит от слушателей, есть опасность, что получится музыка на заказ, если наоборот - слушатель может превратиться в зомби и не будет трезво оценивать творчество автора. Для меня слушатель - это друг и единомышленник, а количество -тема левая. Один человек или тысяча - каждый - личность.

Огромное Вам спасибо за интервью, за то время, которое Вы мне уделили. Позвольте мне еще раз поздравить Вас с рождением дочери и пожелать успехов в творчестве и личной жизни!

*********

Agnivolok на MySpace - http://www.myspace.com/agnivolok

Art of Vera Agnivolok


© 2007
Azathoth, специально для Seidr
© 2007 photo & art by Agnivolok

Copyright ©2007 Seidr webzine