Интервью с Альбином Юлиусом (Der Blutharsch)

12 мая 2002 года
Москва, фестиваль “Молот и Гром”

Итак, Вы выступаете в России уже во второй раз. Каковы Ваши впечатления? 
Как Вам кажется, чем европейская публика отличается от российской?

Мне трудно говорить о “европейской” публике. Это совершенно разные страны с совершенно разными людьми. Так, в Италии люди очень открытые и эмоциональные, а в Германии, напротив, какие-то сдержанные – то, что называется “cool and tough” … Конечно, все зависит от места выступления и организатора – однако в Италии и Германии на концерт могут прийти с полтысячи человек, а в России – лишь преданные поклонники, но впечатление от них будет незабываемым – настолько они открыты и энергичны. В Германии, к примеру, люди часто приходят на нас только потому, что “такую музыку слушать круто”; а в Швейцарии, Италии и России публике действительно интересно, что мы делаем. Да, наверно, самая лучшая публика на наших концертах – в России и в Италии. Мне нравится здесь, и я рад снова выступать в этой стране.

Вероятно, Вам это покажется странным, но в России для многих слово “industrial” 
подразумевает определенную идеологию.

Да, безусловно, в какой-то степени… Но знаете, каждый решает сам за себя. Мне вот сложно сказать что-то определенное – в конце концов, мы живем в XXI веке и, как мне кажется, нет никакого смысла называть себя “левым”, “правым”, “коммунистом” или “нацистом” – ведь эти политические и философские системы уже отошли в прошлое…

А вот Ваша музыка – идеологическая?

В моей музыке нет никакого подтекста. Я не собираюсь заставлять людей думать так-то и так-то… Я имею в виду то, что в Европе мнение о Der Blutharsch очень двусмысленно – нас называют “нацистами” и все такое, однако я никогда не пытался ничего внушать нашим слушателям, напротив – они должны прислушаться к голосу своего сердца. Ни у кого нет такого права – говорить вам, что вот это “правильно”, а вон то - “неправильно”. Пускай решают сами… Вот такой вот подтекст.

Как вы относитесь к идее Традиции?

Подобный вопрос почти всегда имеет отношение к политике… Сейчас у нас Европейский Союз – такое ощущение, что им нужны какие-то “Соединенные Штаты Европы”, ценой того, что они уничтожат наше прошлое, и каждая страна будет похожа на остальные. Ввели это “евро” – и теперь у нас больше нет своих денег. Они лишают нас нашего прошлого, пытаясь превратить Европу в один большой общий рынок. Мне кажется, что сейчас в первую очередь важно пытаться сохранить свое прошлое… Я хочу, чтобы Европа была Европой. Приезжаешь в Италию – разговариваешь по-итальянски, ешь итальянскую пищу… Или, скажем, здесь, в России – я прихожу в клуб и заказываю пиво, и мне наливают какое-нибудь голландское пиво… Зачем оно мне? Я хочу пива из России! На хрена мне этот “Макдональдс” в Москве, или в Вене?… Увы, мы не замечаем этого, но общество становится все более коммерциализированным, все приспособлено к тому, чтобы покупать или продавать… Глобализация убивает нашу историю, наше прошлое…

Как насчет Вас лично? Живете ли Вы в согласии с Традицией?

Да. По крайне мере, пытаюсь. Все дело в том, что сейчас XXI век, и я сажусь на самолет и лечу в Москву, вместо того, чтобы скакать на коне… Или взять, к примеру, компьютеры – лично мне они отвратительны, однако гораздо легче пользоваться электронной почтой… Здесь самое главное – пользоваться техникой, но не позволять технике использовать тебя.

Можно ли назвать Вашу музыку “традиционной”?

Вряд ли. Я использую совершенно разные стили и традиции. Более того, я бы не назвал себя музыкантом - я попросту делаю коллажи из различных отрывков. Получается такая мультикультурная штука… Наверно, это имеет отношение к европейской Традиции в целом… “европейская традиционная музыка”. Впрочем, мне сложно судить. Вряд ли удастся объяснить, почему или как я сочиняю музыку, или же что я чувствую при этом…

Можно ли сказать, что Der Blutharsch стремятся возродить европейскую Традицию?

Да. Сейчас это очень важно. Все будто бы вверх тормашками. Традиция – это душа Европы, но современный человек почему-то забывает о ней, превращаясь в потребителя, становясь частью Системы. Все, что ему осталось – сходить в “Макдональдс” на выходных. Наша музыка обращена не к ним. Хочется верить, что кое-кто до сих пор хранит в своем сердце Традицию, пламя Прошлого… Мне кажется, что в этом – настоящее богатство, настоящая гордость.

Что больше всего повлияло на музыку Der Blutharsch?

Наверно, в большей степени – какие-то повседневные события, обыденные чувства… Да, я много читаю, слушаю музыку, однако не могу назвать ничего, что непосредственно повлияло бы на меня. Хотя, может быть, каким-то образом и влияет – бывает, читаешь Стивена Кинга, и вдруг почему-то – раз! – вот оно…

Существует ли в Вене своя “авангардная сцена”? 
Мы много знаем о вашей группе, потом – о Novy Svet, Allerseelen…

Это просто смешно. Людям часто кажется, что в Вене существует какая-то “авангардная сцена” – однако это не более чем мы с Кадмоном, да еще пара наших друзей… Просто несколько команд, ни о какой “сцене” и речи нет… Да, конечно же, мы так или иначе влияем друг на друга. Вот, к примеру, парень из Novy Svet. Когда мы познакомились, он и понятия не имел о музыке. Я показал ему, как работать со всей этой техникой – он был очень впечатлен, и через месяц принес мне кассету. Что ж, я послушал, мне понравилось, и я предложил ему издать это… Вена – совсем не авангардный город. Вряд ли сегодня вообще существуют города “авангардистов”. Может быть, таким был Лондон лет пятнадцать тому назад…

Вы знаете что-нибудь о русской некоммерческой музыке?

Трудно сказать. Несколько имен. Reutoff, Sal Solaris, Neutral… По-моему, здесь то же самое – “сцены” не существует, просто узкий круг близких друзей…

То есть, в Европе то же самое, что и у нас?

Да. Все точно так же. Хотя, может быть, в Европе дело обстоит получше – там больше фирм, специализирующихся на независимой музыке…

А что Вам нравится из немецких групп?

Genocide Organ, Anazephalia… Потом группы вроде Einstuerzende Neubauten. Вообще, сложно судить о музыке, не зная людей. Порой узнаешь кого-нибудь получше и мнение резко меняется…

Какие города больше всего вдохновили Вас?

Ну, прежде всего, Вена – я ведь живу там… Очень впечатлил Санкт-Петербург, когда я был там на фестивале Heilige Feuer. А так, вообще-то, вдохновение приходит везде – учитывая то, что я часто разъезжаю по свету…

А по России разъезжать не приходилось?

Да, я был здесь в 1987 году. Всего пять дней – побывал в Москве, в Санкт-Петербурге, потом еще в двух небольших городах – сейчас не помню их названий… Я тогда состоял в организации “Русско-австрийская дружба”, они организовывали туры по России… И вот, значит, в каждом городе нас встречали как почетных гостей, устраивали всякие торжественные встречи, повсюду нас сопровождала милиция… В целом все это произвело хорошее впечатление – однако не могу сказать, что действительно повидал Россию. Так и сейчас – мы в Москве уже третьи сутки, шляемся повсюду, общаемся, заходим в бары… Но это, скорее, какие-то отрывочные впечатления… Потом, мне очень сложно судить о том, что происходит в той или иной стране – ведь я иностранец, я не понимаю сути происходящего… Пока что не удалось выбраться за город – слышал, у вас там очень красиво…

Чего Вы ждете от сегодняшнего концерта?

Предвкушаю хорошее выступление. Знаете, тогда в Санкт-Петербурге, на Heilige Feuer, я не ожидал ничего особенного – небольшой зал, около сотни человек… Мы выходим на сцену, и вдруг все начинают хлопать, что-то выкрикивать, петь… Потом я узнал, что некоторые вообще приехали откуда-то из Сибири – ради того, чтобы увидеть нас! Просто фантастика. Думаю, сегодня будет не хуже. Там, в Германии, люди приходят на концерт, смотрят на нас – “а, это ребята из Вены, ну, что ж, круто” – и ничего более. А здесь людям это действительно интересно! Я тогда даже попал на российский канал MTV…

Да ну?

Точно. Они пришли к нам на пресс-конференцию, отсняли получасовой фильм, взяли интервью. Не то чтобы они знали о нас – просто один из них случайно попал на концерт, и ему очень понравилось то, что мы делали. ..

Скажите, Вам нравится этот клуб?

Да, чудесное место. В Австрии мы – я имею в виду независимых музыкантов - себе такого не можем позволить…

Вы слышали группы, с которыми Der Blutharsch будет сегодня выступать?

Ну, Reutoff я точно знаю – хотя бы потому, что издал несколько их альбомов. Лично мне они очень нравятся. Слышал и Neutral, мне как-то раз прислали их альбом. Интересная музыка. Хотелось бы, впрочем, услышать больше местных команд. Мне кажется, русская музыка должна быть очень интересной – жаль, что Германии ее просто не достать. Для ваших команд, по-моему, музыка является средством существования, она экзистенциальна… Не то, что у нас – пишут всякое дерьмо, мол, “как круто, мы теперь музыканты”… Когда я услышал Reutoff, я сказал себе – “да, это что-то стоящее”. Думаю, так же дело обстоит и с другими командами…

http://www.derblutharsch.org

© 2002 Wolfsblood, Wolffanger, Shelley
© 2002 Перевод Shelley

 

Copyright ©2002 Seidr webzine