Интервью с Arjopa
и Ulike (Arjopa)
(август 2003 года)
Не могли бы Вы представиться и поведать нам вкратце историю коллектива? Объединяет ли группу Arjopa и прочие Ваши проекты какая-либо общая идея?
Ну, скажем так – мы, Улике и Ариопа – это дуэт Arjopa и организация Arjopa-Team. Кроме того, мы составляем ядро нового проекта Arjopa and the Abakanskys; прочие же музыканты (бас, виолончель, электронные инструменты и так далее) приходят и уходят, а мы - пишем тексты, сочиняем песни, делаем аранжировки… Да, и еще – мы партнеры не только в музыке, но и по жизни, в смысле – семейная пара. Совместное предприятие, так сказать – Улике из Восточного, а Ариопа из Западного Берлина.
Немного о нашей новой группе – это, скорее, этакий музыкально-мультимедийный проект. Дело в том, что Ариопа пишет картины, а Улике работает с фотографиями и экспериментальным видео-артом. Кстати, в этом году в Берлине откроется наша галерея. Ну, там не обойдется и без концертных выступлений; а как же. Часто работаем с лондонскими и берлинскими ди-джеями – такая смесь живой музыки и всякой безумной электроники…
Улике… Также известен под именем “мастер У Лике”. Изучал шаолиньские боевые искусства в Берлинской академии кун-фу, и даже получил диплом “си-фу” – преподавателя кун-фу. Учился играть на всяких китайских – и прочих азиатских – барабанах, что, собственно и использует в своей музыке. Еще изучал теорию музыки, фортепиано, звукорежиссуру - там же, в Берлинской музыкальной академии (SAE). Окончил курсы музыкального менеджмента в Европейской академии музыкального бизнеса (EBAM).
Я, Ариопа, изучала классическое пение, театральное искусство и экспериментальный танец. Потом классическая музыка мне приелась, и я все бросила, и отправилась на поиски музыкальной и индивидуальной свободы. Ну, а вместе мы начали работать с середины 90-х. Вначале все задумывалось как своеобразный синтез горлового пения и электронной музыки, однако сейчас, в рамках нашего нового проекта Arjopa and the Abakanskys, мы работаем на стыке кантри, немецкой и сибирской фольклорной музыки. В общем, “сибирские ковбои”.
В Европе вы считаетесь специалистами по обертонному и горловому пению. Насколько мне известно, в конце 90-х Вы даже выпустили книгу, которая так и называлась – “Хомий: монгольское обертонное пение”. Скажите, как Вы пришли к горловому пению, и почему? Когда Вы впервые услышали подобные звуки?
Да, отличительная черта моей музыки – использование тувинского горлового пения хомэй. Я с раннего детства приходила в восторг, слушая у своего отца всякие пластинки с народной музыкой. А уж от всяких там бурдонных звуков – вроде волынки, колесной лиры или горлового пения – вообще сердце замирало. Поработав над собственным голосом и послушав горловое пение “живьем”, я вдруг поняла, что тоже могу исполнять подобные вещи. Потом, в начале 90-х, я сотрудничала с ветеранами краут-рока из Embryo - первой немецкой команды, исполнявшей world music - и Guru Guru (прогрессивный рок в духе ранних 70-х). С некоторыми из этих ребят мы однажды сделали небольшой тур по Турции и Монголии. Одновременно с этим я начала преподавать горловое пение по своей собственной методике; научила этому уже более 300 человек. Собственно говоря, описание этих техник и содержится в моей книге “Choomii: das mongolische Obertonsingen”, снабженной, к тому же, CD с записью упражнений. Вышла она в 1999 году в издательстве Zweitausendeins; сейчас это самая популярная книга о горловом пении в Европе.
То, что я услышал на тувинском фестивале “Устуу-Хурээ”, во многом напомнило (по крайней мере, мне) такие “авант-поповые” коллективы из Вены, как Novy Svet, Allerseelen и Der Blutharsch, равно как и музыку некоторых немецких дарк-фолки, вроде Forseti или Darkwood. Скажите, вы как-нибудь связаны с этим направлением, или же сходство чисто случайно, и вы, скорее, больше принадлежите к таким жанрам, как этно-джаз и авант-фолк? Потом, местами мне показалось, что на вас немного повлияли такие стили как панк и пост-панк…
Да, тем более, что наша новая команда - Arjopa and the Abakanskys – гораздо ближе к этно-джазу и жанру world music, нежели чем к дарк-фолковым командам, которые вы упомянули. Наша основная фишка – сочетание современной европейской экспериментальной музыки с азиатским горловым пением. Так что мы, наверно, гораздо ближе к шаманской музыке (в чем нам очень помог наш старый друг, Альберт Кувезин из группы Ят-Ха), нежели чем к германской, северно-европейской или любой другой арийской музыке. Вообще, мы космополиты, и во многом идентифицируем себя с таким направлением, как “арт-фолк-рок”. Некоторые сравнивают меня с Диамандой Галас и Лизой Джерард. Другие – с Sonic Youth, The Cramps или B52s. Кроме того, мы используем элементы стиля “кантри-энд-вестерн”. Я вот очень люблю Джонни Кэша, Вилли Нельсона и Тома Уэйтса.
Как вообще вы оказались в Туве? Как к вам отнеслись местные музыканты и певцы? И еще – вы упомянули о своем знакомстве с группами Ят-Ха и Ажырбасc. Можно поподробнее?
Ну, как-то мы выступали вместе с Ят-Ха на первом Международном фестивале горлового пения в берлинском Дворце культуры. Тогда-то Альберт, с которым мы подружились еще на фестивале WOMEX-99, пригласил нас к себе в Туву, где мы и дали серию концертов, а потом приняли участие в Международном симпозиуме по горловому пению в Кызыле. Между прочим, я была единственной женщиной из Европы, которая стала членом международного жюри, куда также вошли Конгар-оол Ондар и Альберт Кувезин. Местным музыкантам – в Туве и Монголии – наша музыка понравилась. Мы также дали несколько очень успешных концертов: в Кызыле – на городском стадионе и в клубе “Айдаш”, на фестивале “Устуу-Хурээ” в Чадане; поджемовали с группами Ажырбасс и Гендос.
Ваши планы на ближайшее будущее?
Сейчас работаем над новым альбомом “Back from Tuva”, где играет новый басист. Собираемся выпустить его этой осенью. Кроме того, мы планируем выпустить книгу и диск о Туве под названием “Resounding Tuva Diary”, и сейчас работаем с материалами для этого издания – фото, видео, стихи, новые песни… Скорее всего, “Звучащий дневник о Туве” выйдет к концу этого года в издательстве Zweitausendeins.
Что-нибудь на прощанье?
Наилучшие пожелания от Улике и Ариопы!
© 2003 Интервью, перевод Shelley
Arjopa and Ulike for Seidr webzine,
august 2003
Copyright ©2003 Seidr webzine