Интервью с Франческой Николи (Ataraxia)

21 апреля 2002, перед концертом в клубе "Точка", Москва.

Первый вопрос касается Вашего названия. Насколько мне известно, философский термин “атараксия” обозначает “безмятежность мудреца”, в некотором роде, особое состояние человеческого духа в традиции эпикурейцев, а также одну из составляющих идеальной трехчастной космической гармонии. Как подобный культурный контекст находит отражение в Вашем творчестве? Как лично Вам видится возможным соединение культуры Древней Греции, песен менестрелей и трубадуров с некоторыми современными онтологическими реалиями?

Francesca: Названия было выбрано давно, оно имеет два значения: первое указывает на имманентность духа и сознания, и “Атараксия” означает полное отсутствие эмоций и стремлений: никаких негативных чувств. В то время, когда группа начинала свой путь, имело место сомнение. Затем мы шаг за шагом делали открытия, чтобы прийти в соответствие второму значению, которое относится не только к эпикурейской традиции, но может быть обнаружено и в доктрине стоиков. Это – позитивное преодоление эмоций, направленное на обретение определенного равновесия, духовного баланса пред-жизни и над-жизни. Это состояние, которого люди не могут достичь, потому что оно является собой совершенство, несвойственное человеку. Таким образом, Атараксия для нас – способ обретать истинную музыку, состояние баланса и мудрость. Действительно важно, но трудно заниматься настоящей музыкой, улавливать определенные моменты. И здесь лежит потенциальная возможность, мы пытаемся вместе достигнуть состояний, которые, как мы знаем, никогда не могут быть достигнуты. Итак, в нас идет борьба за их обретение.

Как Вы можете вкратце описать единство сил, концепций и эмоций, которые выявляются в ваших стихах? Есть ли некая лейтмотивная идея, единая для всей лирики?

Francesca: Полагаю, можно говорить о двух видах лирики и двух способах рассмотрения. Мы создали много тематических концепций, альбомов и прочего, все это было инспирировано (на самом деле, я говорю о визуальной и текстуальной лирике) волей, путешествиями, опытом - не только физическим, но и ментальным. Мой креативный метод не является непосредственным следствием некоего долга, я пишу ради образов, множество которых держит мое сознание, я представляю себе цвета, ситуации…все это достаточно непросто представить, ведь я не стремлюсь писать просто, скорее, в своей обычной творческой манере. Каждый может окружать наше творчество своими субъективными коннотациями, чувствами и личностными переживаниями, найти собственную точку зрения на наши работы и ощущения.
Да, мой подход - эмоционален и метафоричен, а тексты мои можно описать как картины…

Основаны ли Ваши тексты на традициях какой-то определенной литературной школы? Ведь некоторые из них можно счесть принадлежащими к некоторым методам, существовавшим в промежутке с последней четверти XIX до XX века, такие как неоромантизм, английский модернизм и другие.

Francesca: О, я не придерживаюсь какого-то стиля. Впрочем, я люблю многие литературные и художественные жанры. Я начала с основ – средневековой литературы, и во многих стихах происходит переосмысление, переработка традиции. Лирика написана не только на итальянском, но и на латыни, не только на современных, но и на древних языках.
И здесь существует связь с импрессионизмом, это я и подразумевала, говоря о роли образов. Когда смотришь на картины импрессионистов, видишь множество точек, и конечное изображение можно охватить взором только если ты находишься далеко от полотна, когда ты близко – видны лишь точки, составляющие его. Когда ты слушаешь нас (я имею в виду музыку, текст, инструменты и все то, что актуально для нас на этом этапе), то понимаешь конечную идею, а, читая лирику, осознаешь частицы этого замысла.
Мне по душе все проявления современного и древнего, порой я смешиваю их, чтобы достичь некоего единства.
Я не следую определенному течению или стилю, их очень много, и вещи, которые мы сочиняем – я написала очень много стихов – всецело основаны на цвете…

Кто Ваши любимые авторы, художники? 
Кто из них мог повлиять на Ваше мировоззрение и понимание каузальных связей окружающего мира?

Francesca: Меня поражает и дает возможность двигаться вперед то, что я непосредственно вижу: как архитектура, так и живопись, литературные произведения. Если говорить о литературе, на меня оказало влияние творчество Вирджинии Вульф, современной английской писательницы-романистки. Она повествует о данностях, которые расположены не в какой-то последовательности, а помещены в ряд воспоминаний: одна ситуация отсылает нас к другой, следующая рассказывает о совершенно ином состоянии, -вперед, назад, вверх и вниз – своего рода круг идей и мыслей.
Затем я увлеклась средневековой поэзией, опять же, не только итальянской, но и французской, песнями трубадуров…

Наверное, и вагантами?

Francesca: Да, и ими в том числе. Я люблю многих поэтов-романтиков, французских и английских: Мериме, Бодлера, Де Ламартина, Байрона, Шелли, а также - восточные истории, к примеру, “1001 ночь”, которая повествует о жене, которая рассказывала визирю истории, чтобы ей не отрубили голову, - пока их число не перевалило за тысячу. Это крайне пышный, фантасмагорический стиль, типичный для восточной литературы, наполненный красками и описаниями природы и вещей, ее воспроизводящих.

А слышали ли Вы какие-то русские neofolk коллективы?

Francesca: Нет, я не знаю русских групп, однако слышала команды из Восточной Европы и видела некоторые из них на фестивале, который проходил в Лейпциге. Большая часть из них связана не с готикой, а с фолком. Я очень высоко ценю их изыскания в области родной истории, все они владели инструментами, которые не принадлежат нашей средиземноморской культуре и звучат очень своеобразно и завораживающе. Мне нравится, когда берут этнические инструменты и превращают древнее в нечто новое, то, что предназначено для того, чтобы не забыть прошлое и позволить молодым приобщиться к древним корням через современные ценности, смешение прошлого и будущего

Вы много поете на языках, которые не являются родными для Вас? 
Каково Ваше собственное отношение к этой проблеме – пению на неродном языке?

Francesca: Это как раз то, чем мы занимаемся. Думаю, что если ощущаешь возможность, то - можно. Я не люблю следовать каким-то стандартам, в духе: все – на английском или же все на родном языке. Мне нравится написание и произношение слов других языков. Европейские языки имеют общее происхождение, и просто прекрасно проводить исследования и обращать слова иных наречий в музыку. Мне нравится изучать и изменять, я стремлюсь к тому, чтобы моя творческая манера была не монолитно-неизменной, а обладала открытостью и была восприимчивой. Таким образом, этот вид языкового исследования в музыке полностью подходит мне.

Не так давно Вы выступали на фестивале Castle Party в Польше. 
Слышали ли Вы группу Romowe Rikoito (из Кенигсберга). 
Что Вы скажете об их музыке?

Francesca: Я помню одну русскую группу, они играли на классических инструментах. Если я не ошибаюсь, они связаны опять же с классической музыкой, но не могу сказать с полной уверенностью. У вас в России великая культура оперной музыки. Я очень высоко оценила их мелодии, их приближение к национальной традиции, они очень утонченные и вместе с тем естественные.

Традиции, которые Вы воскрешаете в своих песнях, весьма архаичны. Не боитесь ли Вы, что они слишком далеки от того, что способен понять и принять современный человек?

Francesca: Нет, ведь мы не берем древние песни, как они есть, в первозданном аутентичном виде, а преобразуем их. Большинство из них не являются традиционными в полном смысле этого слова, хотя мы взяли их из наследия прошлого. В наших творениях вы можете услышать современные инструменты и найти соответствующее приближение к тому, что мы понимаем под традицией. Для нас крайней важно “отсеивать” материал, которые мы черпаем из минувших веков, чтобы сделать его актуальным в контексте настоящего времени и жизненных условий, мы ведь не люди эпохи Средневековья и должны ориентироваться на синхронный момент истории.

Ваша музыка предназначена для того, чтобы показать нечто,
только слегка приотворить дверь в тайное, или для чего-то большего?

Francesca: Наша музыка существует не только для того, чтобы продемонстрировать нечто, она создает темную силу, да!.. это мощное средство, нематериальное, поскольку находится во всем: в ощущениях, мыслях. Ты способен передать через музыку магические числовые комбинации, поразить человеческие чувства, музыка меняет настроение и даже саму жизнь личности. Я видела людей, который находились в ужасных психологических ситуациях, и они смогли преодолеть, выйти из них, переступив через эти коллизии посредством музыки. Древние говорили, что музыкант - всего лишь средство Бога, посредством которого он говорит. Мы верим, что играем ту же роль: воплощаем энергию, которую получаем извне, передавая ее слушателями, а те, в свою очередь, возвращают ее нам.
И мы хотим что-то изменить к лучшему, а не только показать нечто.

Можете ли Вы описать, что именно в вашей музыке зажигает в сердцах людей пламя традиции, 
что оживляет ее и движет дальше?

Francesca: Думаю, классическая гитара – это великая сила и великое средство. Она дает нам возможность превращать традицию в нечто современное.
И - о камне и воде, двух стихиях, больше всего вдохновляющих нас. Думаю, что мы способны превратить древний камень и силу воды в нечто такое, что может послужить для совершенствования нашей души. Полагаю, что древний камень – сила истории и потому она великая. Человек кладет необтесанный валун и преображает его, делая чем-то ценным. Это происходило при строительстве соборов, например: многие рождались, умирали, вкладывая свою энергию в камень. Мы берем силу камня, воды и облекаем их в нашу музыку.

Если можно, несколько слов для русских поклонников neofolk, 
их очень много сегодня здесь собралось.

Francesca: Я удивлена! Было очень сложно получать новости из стран, далеких от нас, до того, как появился интернет. Могу сказать, что Италия и Россия имеют много общего в отношении к музыке, в приближении к современному, но классическому вместе с тем способу ее выражения!..

Спасибо за интервью! Мы преклоняемся перед Вашим талантом
 и просим вас лишь об одном – поцеловать вашу руку!

Francesca (смеется): Конечно!..

Официальный сайт группы - http://www.ataraxia.net
Наша фото-галерея концерта Ataraxia в Москве

© 2002 Вопросы задавал и переводил с английского Wolffanger
© 2002 Вопросы Wolffanger и Wolfsblood

 

Copyright ©2002 Seidr webzine