DARK & NEO-FOLK GATHERING
9 февраля 2003,
Москва, клуб "Авалон"
Давно я не писал про концерты, даже вот про Death In June в "Точке" не написал, а тут вдруг знаетели захотелось...
Ну, начну не с музыки - до этого еще речь дойдет. В этот раз я был практически только зрителем и могу более-менее адекватно говорить о разных вещах... Народу в "Авалоне" было на удивление много - это можно сказать полный аншлаг для клуба, находящегося мягко говоря в не очень выгодном месте и не настолько раскрученном, как скажем, упоминавшаяся уже "Точка". Как потом выяснилось, на концерт только по одним билетам и флаерам пришло более двухсот человек. Оформление клуба мне показалось забавным - этакая мультипликационная и довольно наивная готика.
Публика в основе своей состояла из готов, многих я видел вообще в первый раз, - так как очень редко посещаю всякого рода "готик-пати". На нашем же "неофолк гейтеринге" их присутствие можно объяснить очень просто - с одной стороны реклама на gothic.ru, с другой - готы ходят на любые тусовочные мероприятия с "мрачной" музыкой - так как исполняемое зачастую их мало интересует, главное это тусовка.
Диджей-сет поначалу не вызвал у меня негативной реакции, так как все-таки что-то около-медиевальное проскальзывало время от времени, но потом было очень много танцевальной музыки, видимо для засыпающих готов. Я считаю, что это первая ошибка организаторов - приглашать подобных диджеев и отдавать им практически все основное время между выступлениями музыкантов. Очень не понравилось, что диджей совершенно не обращал внимания на то, что музыканты уже вышли на сцену и им нужно подстроиться. Вторая вещь вызвавшая мое неудовольствие - это огромный плакат сайта rockmusic.ru - который конечно можно было повесить, но где-то в стороне а не прямо за музыкантами - я считаю что информационная поддержка данного ресурса нашему мероприятию практически бесполезна. Я не имею ничего против rockmusic.ru, однако сомневаюсь, что хотя бы десять человек пришли на гейтеринг благодаря их рекламе. Конечно, я жалею, что не привез с собой в клуб флаг "Сейда" - но что не сделано, то не сделано.
Первыми на сцену вышли Hazeldusk, это их второе выступление, первое было в "Точке" летом прошлого года. Не смотря на то, что все ругали звук на их выступлении, он был все-таки лучше чем в "Точке", где часть инструментов просто не было слышно. Hazeldusk - это прежде всего Энви - очень яркая вокалистка, являющаяся лицом группы.
Это выступление было для нее очень нелегким из-за серьезной простуды(надеюсь, она скоро поправится). Кроме известных уже по прошлому выступлению композиций, группа исполнила несколько новых, среди которых выделяется конечно заглавная. Энви выдала просто чудовищный сгусток энергии, сильный голос перекрывал собой все, внешне Энви походила на самую настоящую ведьму (в отличии от тех напудренных клоунш в пирсинге, что стояли возле сцены), ее болезненнное состояние мне думается отразилось на ее выступлении, - мне представилось, что видимо ее образ очень близок к образу ужасной Чумы, как ее себе представляли люди в Средневековье.
Выступление сильное, несколько нервное и истеричное. Правда, к последней вещи, "Karelian Song" (напомню, этой композицией открывалось первое выступление группы) Энви значительно выдохлась - все-таки болезнь не позволила ей выступить в полную силу... Однако - народ активно аплодировал после каждой песни и было видно, что людей выступление Hazeldusk действительно "вставило". В группе появились новые люди - это весьма колоритный перкуссионист, который как подобает настоящему кельту не расставался со своей трубкой даже во время выступления, а также одетый в камуфляж скрипач (ради выступления на этом концерте он ушел из армии в "самоволку"), уже хорошо известный по работе в Embrace of Branches.
Далее, как вы сами понимаете, началось обычное диско-готик-пати. Я пообщался с большим количеством знакомых, которых давно не видел - наверное это самое ценное, что есть в таких паузах между выступлениями музыкантов.
Группу Caprice я не видел очень давно, с презентации их третьего альбома, выпущенного на французском лэйбле "Prikosnovenie". К слову сказать, ту презентацию я запомнил даже не столько по музыке, сколько по халявному шашлыку, который за обе щеки уплетали готические дамы, видимо даже забыв что сие не готично.
Музыка группы нисколько не изменилась, как всегда это было очень профессионально, академично, публика активно хлопала(многие пришли именно на Каприс) после каждой композиции. Я очень уважаю создателя и отца-вдохновителя проекта - Антона Брежестовского, однако не могу сказать, что творчество данного коллектива мне близко и тем более, мне сложно оценить их выступление с позиции на сколько оно было лучше или хуже их предыдущих выступлений.
Для Embrace of Branches это было уже далеко не первое выступление и могу сказать, что если оно и не было самым лучшим, то по крайне мере вполне достойным. Репертуар группы пополнился новыми интересными композициями, в группе появилась вокалистка Mara, да и наш соратник по "Сейду" Wolffanger-Боде стал наконец-то петь а не просто декламировать свои стихи. Профессионализм музыкантов значительно вырос, да и музыкально группа эволюционирует в лучшую сторону. На этом концерте впервые Embrace of Branches исполнили довольно оригинальный, на мой взгляд, кавер на знаменитую вещь Fire+Ice "Seeker".
Однако были и минусы. Вокалистка, для которой это было первое выступление, как мне кажется чувствовала себя весьма скованно и не смогла продемонстрировать свой голос в должной степени и те вещи, хоторые на репетиции казались стопроцентными хитами выглядели бледновато. Также хотелось бы отметить неприличную эклектичность в одежде музыкантов и чего греха таить - попытки привнести другим нашим соратником по "Сейду" - Шелли элементы буддистской музыки в дарк фолк не находят во мне понимания. Хотя, перформанс устроеннный Шелли и "неожиданно воскресшим" Алексеем Беловым смотрелся со стороны весьма забавно.
Выступление группы завершилось уже ставшей классикой группы композицией "Объятие Ветвей", это была единственная композиция, на которой я был задействован в качестве чтеца-вокалиста собственной лирики. К тому времени в зале оставались только самые стойкие люди, время было позднее и большинство поспешило побыстрее добраться до метро...
После выступления заиграла наконец-таки музыка, которую я принес на диске(не могу сказать, что это можно назвать моим диджей-сетом - это просто хорошая музыка, которая как я надеялся, привлечет поклонников дарк фолка) однако, как я уже сказал, было около двенадцати ночи и оставшийся до конца народ поспешил в раздевалку...
Такое вот событие произошло в нашей отвратительной попсовой столице. В целом я доволен. Спасибо в первую очередь устроителю и идеологу мероприятия, музыканту Петру Свиридову (творческое объединение Sol Ater а до этого Sol Niger), за то что он не теряет бодрость духа и пытается что-то делать в этом нашем болоте.
Wolfsblood
Москва, 11 февраля 2003
**************
Как известно, пресловутая “черная сцена” включает в себе множестно стилей и направлений. А dark folk пожалуй является самым интересным и «осмысленным» из них. Интересный своим синтезом традиционных и индустриальных музыкальных тем, наполненный смыслом эсхатологического повествования, описывающего агонию медленно умирающей европейской цивилизации и падение человеческого духа в пропасть обезличенного массового сознания. Кроме этого, dark folk - просто красивая музыка, но вместе с тем напоминающая, что если сегодня и возможен пир, то только во время чумы. Впрочем, не так уж и важна эта «черная сцена» с ее базарной мишурой и ярмарочной вычурностью, если dark folk - это искусство свободной воли. В суетной жизни российской столицы наш Gathering, пожалуй, стал первым в своем роде событием. И хотя ранее предпринимались попытки организации масштабных dark folk концертов, были они не слишком успешными. Ныне и присно состоявшийся Dark & Neo-Folk Gathering, был организован стараниями обьединения Sol Niger чудесным образом, пережившим новое рождение и вследствие этого нареченным Sol Ater. В целом, мероприятие прошло удачно, за исключением ряда не слишком серьезных организаторских накладок, упоминание о которых будет чуть ниже. Все мои организаторские обязанности были выполнены еще до начала и на самом концерте я присутвовал уже в качестве зрителя. Следовательно, могу и претендовать на то, что в моем скромном повествовании содержится известная доля объективности.
Местом проведения фестиваля был выбран московский клуб «Авалон» успевший уже прославится своим незавидным расположением, частыми концертами фолк-групп, а также интересным дизайном помещения, выполненным в стиле трехнефного собора тринадцатого века и обозначенного в рекламе, как «атмосфера готического замка». Какими должны быть атмосфера и микроклимат в замке я судить не берусь, но планировка готического собора очень удачно подходила для проведения акустических концертов (жаль, что настоящие соборы не используются в этом качестве). Публика подобралась достаточно разнообразная. Начиная от московских готов, заканчивая несколькими московскими же панками и прочими маргинальными персонажами. В достаточно большом количестве присутствовали поклонники «обычной» фолк-музыки. В целом же, аудитория, собранная под руническое знамя российского apocalyptic folk’а казалась вполне адекватной и понимающей. В том плане, что все вели себя адекватно своему статусу на «независимой сцене»: панки пили пиво, готы тусовались, а фолкеры слушали музыку.
Честь открывать собрание выпала команде под названием Hazeldusk. Хотя проект и был обозначен в анонсе, как нео-фолковый, его участники выступали в традиционном для dark folk’а милитари-антураже. Одетые в камуфляж музыканты оживляли в памяти и без того живые воспоминания о недавнем концерте легендарного Дугласа Пирса.
Это было второе выступление в истории группы и, к моему большому сожалению, от первого оно отличалось в худшую сторону. Можно долго описывать поистинне титанические “усилия” звукорежиссера клуба “Авалон”, итогом которых стал испорченный звук, но сути дела это не меняет - интрументальная часть выступления звучала довольно тускло (не по вине музыкантов) и его можно было бы назвать неудачным, если бы не вокалистка Envy. Которая своим артистизмом и неимоверной энергией буквально вытянула Hazeldusk и мертвой хваткой удерживала внимание зала на протяжении своего выступления. На ее фоне терялся даже такой колоритный персонаж, как бэк-вокалист Wolffanger. Это была настоящая первобытная истерика, вероятно сравнимая с действиями скандинавских Вельф, в магическом экстазе извергающих пророчества о предстоящем конце света. А надрывный вокал напоминал другую любительницу «художественных истерик», по имени Диаманда Галас. Сильно, красочно и ярко. Воистинну, Hazeldusk - это Envy.
Следующими на сцену вышли Caprice. Группа с многолетней историей и заслуженной известностью, не раз издававшаяся на французском лэйбле Prikosnovenie и выделяющаяся на фоне других neo-classic/ethereal групп этой компании не только академичностью своей музыки, но и особой «эльфийской» эстетикой своего творчества.
Не так давно, присутвуя на их камерном концерте в Центральном Доме Журналистов и наблюдая публику, мирно посапывающую в мягких креслах под мелодичный и спокойный neo-classic, я и представить себе не мог, какой поток энергии они способны обрушить на зал «Авалона». Хотя Caprice и не были хэд-лайнерами вечера, но нет никаких сомнений в том, что именно их выступление явилось ключевым моментом всего Dark & Neo-Folk Gathering. Публика была в восторге и после каждой композиции отвечала группе всплеском бурных аплодисментов, впрочем, как и я сам.
Embrace of Branches. В следствии небольшой задержки выступления, вызванной проблемами со звуком, из более чем двухсот человек посетивших мероприятие приобщится к звучанию “экспериментального фольклера” смогли не более ста. Но эти сто точно не пожалели о том, что остались и не последовали примеру спешивших к началу любимой телепрограммы, либо просто боявшихся проспать свои корпоративные будни.
Непосредственно “фольклорный эксперимент” заключался в том, что концерт не был одним лишь концертом, но неким живым перфомансом, являющим собой вариацию на тему древних языческих мистерий. Но, по причине отсутсвия работы со светом, представленный на сцене “архетип умирающего и воскресающего бога” смотрелся с изрядной долей наигранности и только артистизм товарища Shelley поднял «мистерию» на должный уровень. Остальное же сделала музыка. И без того интересное звучание группы, обогатилось мелодичным женским вокалом. Новая вокалистка, по имени Mara, облаченная в длинные белые одежды смотрелась на сцене вполне органично. И вместе с одетым в камуфляж вторым вокалистом Wolffanger’ом они сливались в интересную ассоциативную картину. Видимо, допущенная ненароком, эклектика сценических образов гармонично вплелась в структуру мистерии. И Wolffanger воплощал собой некое деструктивное начало грозного божества, в время как Mara, похожая на хрупкую Персефону, была тем самым aesthetic, прорывающимся через пучину хаоса и разрушения. Трагедия современного мира, разыгранная в лицах. Музыкальная составляющая Embrace of Branches также притерпела значительную эволюцию. В отличии от неудачного летнего, этот концерт произвел меня очень приятное впечатление. Как в целом, так и отдельными своими фрагментами, в частности элементами горлового пения, приобразившими (и не в худшую сторону) эстетику европейского dark folk’а. Раздражала только скрипка, которая в композиции “Обьятия Ветвей” вместо того, чтобы завораживать своим мелодичным звучанием, выдавала жуткие индустриальные вопли.
На этом и закончился Dark & Neo-Folk Gathering и начался путь через ночную Москву, пестрящую неоновыми вывесками и их отраженниями в стеклянных витринах давно закрытых магазинов.
Veles
фотогалерея с мероприятия на сайте Arch-Vile
Copyright ©2003 Seidr webzine