Backworld
CD “Anthems
from the pleasure park"
World Serpent (p) 2000
One dies for longing,
One dies to learn.
Backworld
Столь любимый - и оттого наиболее часто цитируемый -
мной Сергей Довлатов писал о том, что у Нью-Йорка нет истории: случись
революция, нечего будет даже брать, город создан для жизни и смерти. "Как и все
мы…", - будто отзывается на оклик персонаж той же книги, правда, из совершенно
другой главы. Безумное горнило рас и традиций неустанно извергает вовне такие
гибриды, что старине Борхесу остается лишь плакать у своего алхимического
питомника под индоевропейской ракитой (такая вот глосса есть у ивы, привычной
отечественному уху). После того, как апокалиптический фолк пустил живительные
метастазы - в лице второй и третьей волн своя - не только по Европе, но и по
странам тр…идесятого мира, включая и могуче-бессильную Русь, не нужно было быть
вещей пифией, чтобы предугадать возникновение феномена американского dark
folk'а. "Fortuna caeca est", - говорили древние, наученные горьким опытом.
Слепа, мол, судьба. А потому непредсказуема. Если бы мне предложили поразмышлять
о гипотетическом образце будущего янки-folk-noir, то конечный продукт выглядел
бы примерно так: на гарнир - немного кантри, приправленного восточными ритмами,
да малую толику авторской хипповской песни под neoclassic-соусом. И уж совсем
для смеха можно добавить инфернальный голос, взволнованно начитывающий речи П.
Генри, Д. Уэбстера и Г. Клея. Вердикт - несъедобно, недопустимо, нежелательно. И
вопреки всем насмешкам и отповедям, на Западе, смерть которого пророчил Тони
Уэйкфорд на своем программном альбоме 1994 года, родился не плюшево-бигмаковый
суррогат, не пародия на творчество основателей жанра, а самый натуральный dark
folk во всей красе. Эклектичный, как сама его отчизна, он, тем не менее, на диво
самобытен. Здесь есть все, что душе угодно: In Gowan Ring, заигрывающие с
поэтикой футуризма, модернизма, импрессионизма, Unto Ashes - пламенные
последователи Телемы, Blood Axis - тоже те еще оккультисты, и, наконец,
Backworld, о коих сейчас и пойдет по большей части речь. Не вызывает удивления
тот факт, что почти все коллективы, работающие в означенной стилистике,
отталкиваются не от своих национальных традиций (не петь же мадригалы ботику
"Mayflower", право слово), а осваивают весьма специфическое пространство
художественных универсалий. Вечные вопросы, вечные ценности. Соответственно,
"What drives us on?" (D. Tibet) и "Am I to bleed?" (B'eirth) находятся на одном
уровне. Но если находятся конвергенции, то должны быть и дивергенции; эта
терминология мне не по нутру, однако вещи лучше называть своими именами,
"схождения-расхождения" здесь выглядят случайными гостями из трогательных
школьных хрестоматий. И "Backworld" как раз меньше всего имеет общего с титанами
апокалиптической мысли.
Творения Джозефа Баденхользера и его подопечных лишены
той противоречивости, коей напоена каждая строчка песен того же "Current 93":
нет, поиски внутренней гармонии и себя в бесконечном потоке символов и модусов,
преступлений и наказаний - все это есть у нью-йоркцев, но струны не рвутся в
истерике, а стены рукотворного Иерихона не рушатся от трубных звуков нового дня.
Не ищите у "Backworld" надрывного трагизма - довольно будет и светлой грусти.
Противостояние умерло в зародыше, ибо к чему душе, лишенной всякого покрова,
биться с призраками? Вот мы и подобрались к одной из композиций ("Naked Soul",
как некоторые уже догадались) альбома, начисто лишенного амбивалентности - "The
anthems from the pleasure park". Отнюдь не в диссонансе - в согласии заключена
сила песен "Backworld". Каждая из них вызывает стойкое, единое в основе
ощущение, которое формируется мгновенно - раз и навсегда. После героических
баллад с "Holy Fire" и "Isles of the Blest" - кстати, нельзя не отметить
неземную любовь американских дарк-фолкеров ко всяческим поэтизмам и архаизмам -
слушателю предлагается посетить потемки чужой души, и ох как трудно отказаться
от столь заманчивого приглашения. Порой чуть наивные, прекрасные романтические
стихи, завораживающие гитарные переборы, мужской и женский голоса - как не
поверить в то, что не все еще умудрились растерять беглецы из Старого Мира на
свалках и баррикадах Новой Англии? Остальные инструменты - скрипка, перкуссия -
создают достойное обрамление мелодиям Баденхользера - еще бы! Ведь на этой
пластинке отметилась целая когорта знаменитостей - Jarboe, Michael Moynihan,
Annabel Lee и иже с ними. Спору нет, заокеанские апокалиптики работают не менее
слаженно, чем их коллеги с WSD, Tursa etc, и этот факт позволяет надеяться на
то, что американская группа не будет обречена на анаэробное, замкнутое развитие
внутрь самой себя.
Помимо всего прочего, большую радость мне доставило отсутствие у Backworld
тяги к литературцентризму, явно прослеживающегося в работах многих формаций
подобного толка, особенно это касается второго поколения dark folk'а.
К слову, одна из песен - "The Sirens of Titan" - таки написана по впечатлениям
от одноименного романа, принадлежащего перу соотечественника музыкантов, Курта
Воннегута. Справедливости ради отмечу: и здесь Баденхользер не описывает фабулу
произведения, а излагает собственные ощущения, выдавая квинтэссенцию его
настроения.
В музыкальном плане коллектив не ограничивается традиционной европейской
мелодикой - проглядываются вкрапления восточных мотивов ("Magic is love"), и
даже, хотя вопрос этот спорный донельзя, кое-где даже чувствуется привет из
беспечных 60-х ("Destroying Angel") - эта тема найдет дальнейшее развитие на
последующих альбомах Backworld.
Несмотря на определенный процент вторичности,
аналог группе подобрать нелегко. Разве что можно поискать что-нибудь общее с
"Forseti". Оставим попытки уложить творчество нью-йоркских романтиков на
прокрустово ложе сравнений. Напоследок. "Anthems from the pleasure park", можно
приобрести из-за одной лишь, не будь на нем столько хитов, песни - "Leaves of
the autumn". Поверьте мне.
Wolffanger