Backworld
CDAnthems from the pleasure park"
World Serpent (p) 2000

One dies for longing,
One dies to learn.

Backworld

Столь любимый - и оттого наиболее часто цитируемый - мной Сергей Довлатов писал о том, что у Нью-Йорка нет истории: случись революция, нечего будет даже брать, город создан для жизни и смерти. "Как и все мы…", - будто отзывается на оклик персонаж той же книги, правда, из совершенно другой главы. Безумное горнило рас и традиций неустанно извергает вовне такие гибриды, что старине Борхесу остается лишь плакать у своего алхимического питомника под индоевропейской ракитой (такая вот глосса есть у ивы, привычной отечественному уху). После того, как апокалиптический фолк пустил живительные метастазы - в лице второй и третьей волн своя - не только по Европе, но и по странам тр…идесятого мира, включая и могуче-бессильную Русь, не нужно было быть вещей пифией, чтобы предугадать возникновение феномена американского dark folk'а. "Fortuna caeca est", - говорили древние, наученные горьким опытом. Слепа, мол, судьба. А потому непредсказуема. Если бы мне предложили поразмышлять о гипотетическом образце будущего янки-folk-noir, то конечный продукт выглядел бы примерно так: на гарнир - немного кантри, приправленного восточными ритмами, да малую толику авторской хипповской песни под neoclassic-соусом. И уж совсем для смеха можно добавить инфернальный голос, взволнованно начитывающий речи П. Генри, Д. Уэбстера и Г. Клея. Вердикт - несъедобно, недопустимо, нежелательно. И вопреки всем насмешкам и отповедям, на Западе, смерть которого пророчил Тони Уэйкфорд на своем программном альбоме 1994 года, родился не плюшево-бигмаковый суррогат, не пародия на творчество основателей жанра, а самый натуральный dark folk во всей красе. Эклектичный, как сама его отчизна, он, тем не менее, на диво самобытен. Здесь есть все, что душе угодно: In Gowan Ring, заигрывающие с поэтикой футуризма, модернизма, импрессионизма, Unto Ashes - пламенные последователи Телемы, Blood Axis - тоже те еще оккультисты, и, наконец, Backworld, о коих сейчас и пойдет по большей части речь. Не вызывает удивления тот факт, что почти все коллективы, работающие в означенной стилистике, отталкиваются не от своих национальных традиций (не петь же мадригалы ботику "Mayflower", право слово), а осваивают весьма специфическое пространство художественных универсалий. Вечные вопросы, вечные ценности. Соответственно, "What drives us on?" (D. Tibet) и "Am I to bleed?" (B'eirth) находятся на одном уровне. Но если находятся конвергенции, то должны быть и дивергенции; эта терминология мне не по нутру, однако вещи лучше называть своими именами, "схождения-расхождения" здесь выглядят случайными гостями из трогательных школьных хрестоматий. И "Backworld" как раз меньше всего имеет общего с титанами апокалиптической мысли.
Творения Джозефа Баденхользера и его подопечных лишены той противоречивости, коей напоена каждая строчка песен того же "Current 93": нет, поиски внутренней гармонии и себя в бесконечном потоке символов и модусов, преступлений и наказаний - все это есть у нью-йоркцев, но струны не рвутся в истерике, а стены рукотворного Иерихона не рушатся от трубных звуков нового дня. Не ищите у "Backworld" надрывного трагизма - довольно будет и светлой грусти. Противостояние умерло в зародыше, ибо к чему душе, лишенной всякого покрова, биться с призраками? Вот мы и подобрались к одной из композиций ("Naked Soul", как некоторые уже догадались) альбома, начисто лишенного амбивалентности - "The anthems from the pleasure park". Отнюдь не в диссонансе - в согласии заключена сила песен "Backworld". Каждая из них вызывает стойкое, единое в основе ощущение, которое формируется мгновенно - раз и навсегда. После героических баллад с "Holy Fire" и "Isles of the Blest" - кстати, нельзя не отметить неземную любовь американских дарк-фолкеров ко всяческим поэтизмам и архаизмам - слушателю предлагается посетить потемки чужой души, и ох как трудно отказаться от столь заманчивого приглашения. Порой чуть наивные, прекрасные романтические стихи, завораживающие гитарные переборы, мужской и женский голоса - как не поверить в то, что не все еще умудрились растерять беглецы из Старого Мира на свалках и баррикадах Новой Англии? Остальные инструменты - скрипка, перкуссия - создают достойное обрамление мелодиям Баденхользера - еще бы! Ведь на этой пластинке отметилась целая когорта знаменитостей - Jarboe, Michael Moynihan, Annabel Lee и иже с ними. Спору нет, заокеанские апокалиптики работают не менее слаженно, чем их коллеги с WSD, Tursa etc, и этот факт позволяет надеяться на то, что американская группа не будет обречена на анаэробное, замкнутое развитие внутрь самой себя.
Помимо всего прочего, большую радость мне доставило отсутствие у Backworld тяги к литературцентризму, явно прослеживающегося в работах многих формаций подобного толка, особенно это касается второго поколения dark folk'а.
К слову, одна из песен - "The Sirens of Titan" - таки написана по впечатлениям от одноименного романа, принадлежащего перу соотечественника музыкантов, Курта Воннегута. Справедливости ради отмечу: и здесь Баденхользер не описывает фабулу произведения, а излагает собственные ощущения, выдавая квинтэссенцию его настроения.
В музыкальном плане коллектив не ограничивается традиционной европейской мелодикой - проглядываются вкрапления восточных мотивов ("Magic is love"), и даже, хотя вопрос этот спорный донельзя, кое-где даже чувствуется привет из беспечных 60-х ("Destroying Angel") - эта тема найдет дальнейшее развитие на последующих альбомах Backworld.
Несмотря на определенный процент вторичности, аналог группе подобрать нелегко. Разве что можно поискать что-нибудь общее с "Forseti". Оставим попытки уложить творчество нью-йоркских романтиков на прокрустово ложе сравнений. Напоследок. "Anthems from the pleasure park", можно приобрести из-за одной лишь, не будь на нем столько хитов, песни - "Leaves of the autumn". Поверьте мне.

Wolffanger