Backworld
CDIsles of the Blest"
World Serpent (p) 1998 

     Чем больше времени проходит, тем яснее становится, что dark folk - музыка, в основе которой может лежать не столько четко выраженные позиции создателя по определенным вопросам, сколько мироощущение as it is. Как часто адепты апокалиптического фолка злоупотребляют повелительным наклонением - Awake! Arise!.. Хотят, чтобы старые боги проснулись и свершили свой суд над изнеженным, но жестоким и алчным Молохом урбанистической цивилизации, стремятся восставить примордиальную справедливость. Какую группу ни возьми из второго или третьего эшелона dark folk'а - всякий поет одну и ту же песню - или творит молитву, или слагает вису -  но вроде как на свой лад и затейливый манер. Вы ждали обличительной речи?.. Полноте, я же не утверждаю, что их песни дурны. Ни в коем случае. И я не был бы преданным поклонником такой музыки, если бы хоть на йоту сомневался в том, что искренность таких героев нашего времени, как Forseti, Fire+Ice, Sonne Hagal не заслуживает доверия высшей степени. Однако, постоянно говоря об одних и тех же вещах, пусть и разными словами, есть риск забыть, куда и зачем стремился в начале пути. Метафоры стираются, девизы лишаются содержания. Иногда стоит замереть (sta, viator!), чтобы в корне переосмыслить происходящее, и только потом идти дальше и браться за карающий меч. "Но в мире есть иные области, луной мучительно томимы", - написал знатный путешественник Л.Н. Гумилев. Не обязательно беспрестанно призывать к противоборству и возвещать скорое пришествие новой эпохи, доколе в наших собственных душах есть белые пятна. Бывает, захочется взглянуть на предмет прений и воспевания европейских трубадуров под иным углом, и тогда довольно лишь мысленно пересечь Атлантику и попасть в "Ultima Thule", крайний предел испытанного временем и пространством жанра folk noire.

   Известно, что любые границы - место преломления привычных представлений. Две самые известные американские команды, исповедующие апокалиптические ценности, In Gowan Ring и Backworld, вернулись к тому, с чего, собственно, и начинался dark folk - к доктринам христианства. Пожалуй, кроме Current 93 мало кто из стана дарк-фолкеров - особенно это касается британской и немецкой школ - прибегал к использованию подобной тематики эпизодически, как, допустим, Sol Invictus - их песня "Come Join the Dance" - не что иное, как пересказ своими словами части "Книги Бытия". Образы Бога, Троицы, ангелов, креста и проч. занимали славную плеяду WolrdSerpent'а как правило в связи с Апокалипсисом, а упоминали о них в позе демарша, используя их как универсальные символы, годные на любой случай. Dark folk'овые генералы у нас все-таки склоняются по большей части к язычеству всевозможных оттенков, а исключения только подтверждают правило. А вот в Америке странная история приключилась. Положим, B'eirth, лидер In Gowan Ring, был рожден в семье мормонов, о религии которых до сих пор ведутся ожесточенные споры - то ли полноправная ветвь христианства, то ли паразитирующая на нем секта. Камней преткновения столько, что ими можно было бы выложить весь Солт-Лейк Сити (родные пенаты B'eirth'а). Одна из главных причин разногласий - политеизм мормонского пантеона; помимо всего прочего, зачатие Христа здесь вовсе не считают непорочным. Вот и гадай, что же это за вера такая - ни то, ни другое: ни язычество, ни христианство. Ничего удивительного, что этот болезненный дуализм нашел отражение в лирике In Gowan Ring. Песни одного из самых мистичных образований темной сцены наполнены обрывками цитат Священного Писания ("…as clever as snakes, as innocent as doves", "…drink from my mouth as I drink from another") и вместе с тем отсылают слушателя к архаичному символизму - предметному и цветовому. Чувственность In Gowan Ring где-то дика, где-то утонченна.

   История Backworld тоже необычна, но с другой стороны. Основав коллектив в 1993 году, Джозеф Баденхользер - имя которого есть англизированный вариант библейского Иосиф - знал, чего хочет, а хотел он создавать музыку, в которой соединились бы воедино христианский мистицизм, традиции фольклора старой доброй Англии и отзвуки психоделических прозрений 60-х. Если читать эти строки, не слышав ни одной песни группы, то можно подивиться наивности и смелости славного сына штата Небраска. Однако музыканту, научившемуся игре на гитаре в приходской школе, удалось достичь большего, и к гремучей смеси стилей добавились dark folk, neoclassic и ориентальные гармонии. Дебютный альбом - "Holy Fire" - стал серьезной заявкой на участие в высшей dark folk лиге. Две трети представленных на нем композиций можно смело причислить к хитовым, но, несмотря на оригинальные мелодии, упорно оставался привкус вторичности. Вокал Баденхользера уж слишком ярко вызывал в памяти бессмертные записи И. Рида и Т. Уэйкфорда. "Come with joy" и "The Darkness of his smile", вне всякого сомнения, одни из самых ударных композиций на пластинке, но и они все равно не принесли в жанр ничего нового. Со вторым альбомом такого же толка за Backworld закрепилась бы репутация своеобразной, но в разумных пределах группы, однако судьба вместе с лидером ансамбля решили иначе.

   "Isles of Blest", изданный через год после дебютного LP, развивает находки, наработанные прежде, и уже язык не поворачивается сравнивать творчество Баденхользера с DIJ или Sol Invictus. Дело даже не в гитарных партиях, хотя ни на что не похожее сочетание европейских и арабских гармоний под аккомпанемент характерного для neoclassic набора инструментов действительно запоминается и трогает, а в лирике. Те, кто из современной религиозной музыки знают исключительно христианский рок, поразятся, как умно и красиво выстроена концепция CD, сколько тонких полунамеков содержится в каждой песне. И все это при ослепительной простоте, исключительной открытости. Так-то оно так, а все-таки до конца понять замысел создателя с наскока вряд ли получится.

   Само название пластинки имеет отношение к античной мифологии. Острова блаженных - Элизиум - мифологический край далеко на Западе, где царит вечная весна. Там обитают души тех, чьи земные деяния были признаны судьями подземного мира благочестивыми и праведными. Isles of the Blest - отдаленный прообраз христианского рая. Примечательно, что именно представления об Элизиуме породили жанр утопии в эллинистической литературе. Так Америка поначалу представлялась беженцам из Европы, плывшим на Запад,  землей без печалей, такой же мифической страной, где никогда не отцветают сады, а на деле вышла натуральная антиутопия. И дорога разочарований пролегла от Мора до Оруэлла. Название композиции "God against all" - прозрачный намек на грядущий Апокалипсис.

  Трактовать песни с "Isles of the Blest" можно как угодно - простора хоть отбавляй. Что имел в виду Баденхользер, назвав четвертый по счету трек "The Desert Has 12 Things". Уж не двенадцать ли колен Израилевых?.. И это - лишь самая поверхность. Слушайте, наслаждайтесь, тем более и форма, в которую облечены откровения от Джозефа, располагает к одухотворенному размышлению. Единственный вопрос, который автор задает слушателю - who's to judge? Вроде как: "А судьи кто?" Здесь нет ни даже следа от руководства к действию, призыва вести священную войну. Остановись, прохожий! Подумай.

P.S. О дальнейшем развитии творческого метода Backworld - в следующих статьях.

Wolffanger