Рене де Небески-Войковиц

"Ритуальный танец уничтожения врагов в традиции Кагью"

Элементы ранних практик древней традиции бон сохранились в различных буддийских церемониях, связанных, в частности, с защитной магией.

В качестве примера приведем описание довольно редкого ритуального танца буддийской секты кагью-па, направленного на уничтожение врагов.

Заклинатель одевает на себя одежды с широкими рукавами (пхёка), "черную одежду монаха" (чхёгё нагпо) и черный плащ (бернаг). Голова его покрыта широкополой черной шапкой (жаванаг); лицо вычернено "сажей, оставшейся после сожжения трупа" (росол нагпо), ноги и руки вымазаны кровью. Подобная экипировка называется "одежда демона" (дючхэ).

Заклинатель чертит квадрат и кровью вписывает в него мандалу, украшая ее затем цветами. В середине мандалы он возводит "мировую гору" (рираб лхюнпо) с четырьмя ступенями, на вершине которой покоится крест из нитей, посвященный Пэлдэн Манинг, двуполой форме Махакалы. На верхнюю ступень горы возложена лист бумаги, где написаны "жизненные мантры" (рог-нгаг) Махакалы и его прислужников. На следующей ступени находится дворец Лэгён, Махакалы с головой ворона, а на третьей ступени восседают изображения черных птиц, числом 21. На последней ступени возложены изображения 21 черной овцы, 21 черного пса и небольшие жертвенные хлеба (шёбу).

Если это крупная церемония, то на последнюю ступень также помещают глиняные статуэтки "30 предводителей Гордых Божеств" (дрэгпа дэпён сумчу); при сокращенном обряде вместо них возлагаются 8 хлебов, символизирующих "8 классов благородных" (дрэгпа дэгья). При упрощенном обряде заклинатель заменяет их на восемь хлебов, символизирующих "8 классов богов и духов" (лхарин дэгья).

В каждом углу верхней ступени установлена статуэтка льва, а на нижних - статуэтки дракона и тигра. Вокруг основания креста из нитей заклинатель устанавливает: чашу-череп (тхёпа цхэн-нгэн), магическое оружие зор, кровь льва, тигра и других диких животных, кровь ворона и других черных птиц, кровь черной лошади и других копытных животных, кровь черного яка и других крупных четвероногих. Кроме того, он выкладывает вокруг 21 крест из нитей (намкха), и столько же стрел, веретен и деревянных табличек с изображениями божеств (гьянг-бу); четыре стрелы с шелковым оперением, по углам втыкает в землю "флаги победы" (гьялцхэн); помещает возле креста "внешние, внутренние и тайные подношения" (чхёпа пхьинанг сангсум) и большой жертвенный хлеб, посвященный духам местности (жидаг).

После подобных приготовлений заклинатель освящает крест и гору, а затем призывает следующих божеств:

Махакала,
"Великий Демон Жизни" (Рогдю чхэнпо),
"Черный Добродетельный" (Легдэн нагпо),
Великий Ганеша (Цхогдаг чхэнпо),
"Черный Бхага" (Бхага нагпо),
"Бог Черного Моста" (Дзам лха нагпо),
"Черный Бог с Ожерельем из Черепов" (Нагпо тхёпхэнг),
Великий Дхармапала (Чхёкьонг чхэнпо),
"Черный Раху" (Задю нагпо),
"Черный Кати" (Кати нагпо),
"
Черный Бог, Демон Жизни" (Нагпо цхэдю),
"Стервятник с черным хвостом" (Вьягё тханг-наг),
"Черный орел" (Кхадинг нагпо),
"Черный Повелитель-Отец" (Ябджэ нагпо),
"Единственная Сестра-Богиня" (Рингчиг лхамо),
"Идущий, Всеблагой" (Дрова кунзанг),
"Повелительница дакини" (Кхадро цомо),
"Властный над кармой" (Лэкьи вангпо),
"Черная женщина из страны Мён" (Цхэнзанг рэти монмо нагмо),
"Четыре великих царя" (Гьялчхэн дэжи) и их сто тысяч эманаций (рулпа бум).

Затем заклинатель делает всем соответствующие подношения. Он призывает слуг Махакалы (Пэлдэн Гёнпо каньэн), 4 великих царей (Гьялчхэн дэжи), "стражей 10 областей" (пхьог кьонг чу), "8 великих богов, пришедших с Востока" (шаргьи пхьог нэ лха чхэнгья), "8 Повелителей Смерти (Шинджэ) с Юга", "8 великих нагов (лучэн) с Запада" и "8 великих якши (нёбьин) с Севера".
Заклинатель берет флаг (рудар) в одну руку, а в другую - сердце (ньинг) и петлю (жагпа). Исполняя "танец молний" (дорджэ дрё) под удары цимбал, он переходит к "танцу благого простирания" (гьинг чхам). Во время танца заклинатель испытывает гнев и, стиснув зубы, читает мантры.
В конце церемонии заклинатель направляет магическое оружие и крест в ту сторону, где находится враг. Он хлопает в ладоши и потрясает черепом и флагом: хлопок и движения черепа символизируют причиненнный вред, а реющий флаг является призывом к атаке.

Источник: R. de Nebesky-Wojkowitz, "Tibetan Religious Dances", Delhi, Paljor, 1997

© 2001 Перевод Shelley

 

Copyright ©2001 Seidr webzine