Liafal
“Бригид: Пламя в вечности”
Эта статья посвящена истории кельтско-бриттского культа богини Бригид во времена Средневековья и в наши дни.
Самым популярным божеством в языческом Возрождении стала ирландско-кельтская богиня Бригид – в американском неоязычестве порой почитаемая более чем боги греко-романского или египетского пантеона. Она, порой – Мать, порой – Дева - божество творчества, покровитель художников, целителей, поэтов и ремесленников.
Кельтских богов часто обьединяли в триады – видимо, для того, чтобы усилить их проявления. Ирландская литература пост-романского периода содержит множество упоминаний о Триадах Женских Божеств, часто идентифицируемых с материнством, плодородием, землей. Имя Бригид всегда ассоциировалось с числом 3 и тройным аспектом божественности.
Бригид – дочь Дагды, бога Познания, одного из вождей Племен Богини Дану. Согласно “Глоссарию Кормака” (X век) ,она была “богиней, чтимой поэтами”; у нее были две сестры, покровители целителей и кузнецов, и обе также носили имя Бригид. Всех троих знали под разными именами : Бригинда, Брид (англ.bride - “невеста”) , Бригиду, Бриганда. Ее называли “Благородной”, “Пламенем Неугасимым”, “Пламенем в Вечности”, “Матерью Мудрости”.
“Книга Завоеваний Ирландии” повествует о том, как Бригида стала женой Брейса и родила сына по имени Руадан. Фоморы приказали Руадану убить бога-кузнеца Гойбниу. И когда Бригид стала оплакивать мертвого Руадана – то был первый плач и первые стоны в землях Ирландии.
Пламя было одним из мощнейших атрибутов Бригид. Ее тройственность , таким образом, символизировала пламя в кузнечном горне, пламя жизни и исцеления, пламя божественного вдохновления.
Многие традиции называют пламя проявлением солнца, источника тепла и света.
Бригид была покровительницей filidhact, искусства бардов. У нее же герои, отправлявшиеся на поиски подвигов, искали защиты. Можно сказать, что богиня эта, у кельтов именовавшаяся Бригид, играла важнейшую роль в индоевропейском обществе.
Другим, не менее важным, символом была вода, почитавшаяся у всех кельтских народов. Многие культовые практики были связаны со священными родниками и колодцами Бригид. Вода из родника символизировала единение нижнего и верхнего мира – поднимаясь из темных глубин к свету небес. Горячие источники обьединяли в себе оба проявления Бригид – огонь и воду. Тем более, что во многих языках слово “колодец” часто ассоциировалось с волей незримых сил (ср.рус. “черпать из колодца вдохновения”, “кладезь мудрости”, “исчерпать что-либо”).
Бригид продолжали поклоняться и в эпоху христианства. Ранние упоминания Святой Бригиде, одной из покровительниц Ирландии, датируются 7ым веком – в монастыре Киллдара (“Дом Дуба”), находившемся на месте древнего святилища, где горел неугасимый огонь, регулярно проводились службы. Впрочем, в 1220 году архиепископ Дублина обьявил культ огня “языческим” и приказал потушить “огонь Бригиды”.
В гэльских общинах Шотландии ее знали под именем Святой Бригитты, покровительницы домашего очага, и в честь ее возжигали огни в лампадах. Ее называли “повитухой господней”, принявшей роды у Девы Марии.
Первый день февраля – он же, согласно индоевропейской традиции, первый день весны, кельтский Имволк (“из утробы”) и германский Оймелк (“молоко кормилицы”) , был праздником Бригиды и ее животных, быков по имени Феа и Феймеан, и Повелителя Кабанов Триата (валлийский Труйт).
В канун Имболка молодые девушки, одетые в белое, ходили по селениям с песнями, требуя от крестьян дары. Затем в поля несли фигурку божества, “бридог” – “маленькую Бригид”, украшенную лентами и узорами. У очагов прикрепляли “ройл-уйл брид”, “Путеводную Звезду Бригиды”. Кое-где празднующими предводительстовала девушка , считавшася воплощением Бригиды, одетая в белое, с короной на голове и “Крестом Бригид” в руках.
Пожилые
женщины готовили “Ложе Бригиды”,
наполняли корзину сухими листьями
и ставили ее подле очага. После
этого один их мужчин произносил
молитву и приглашал Бригид
провести ночь в его доме.
Люди
верили, что в день праздника Бригид,
благословляя каждый дом,
путешествует по земле с
молочно-белой коровой, которой
многие оставляли приношения у
крыльца.
С
Бригидой связаны многие другие
обычаи – например, обычай
оставлять кусок ткани в ночь на
Имволк у дверей дома, который после
этого приобретал целебные свойства
и назывался “брат вриде”, “плащом
Бригид”. А в полночь многие девушки
призывали ее, упрашивая поскорее
найти им мужа.
Эти
обычаи сохранились и в наши дни –
как в отдаленых селениях, так и
среди последователей неоязычества.
Бригид,
великая и вечная Сила, что полыхает,
подобно пламени, приносит надежду и
вдохновление.
(источник: “Путь друида” N12)
©
2000 by Liafal
©
2000 artwork by Lunaea
©
2000 translated by Shelley
©
1998 by Druid’s Progress
Copyright ©2001 Seidr webzine