The Best of Caprice:
четырехлетие группы в Центральном Доме Журналиста

(12 октября 2002 года)

После блистательного дебюта на западной сцене с альбомом “Elvenmusic” (Prikosnovenie, 2001), что был продолжен пластинкой на стихи Блейка “Songs of Innocence and Experience” (Prikosnovenie, 2002) – помню свою радость и удивление, когда эти альбомы начали рекламировать Black, Equilibrium и Elegy; после фильмов Cюсей Ниси “Цветок гармонии” и “Кисмет” (здесь имена Caprice и Moon Far Away стоят в одном ряду с Jack or Jive и Exias-J) группа Caprice отметила свое четырехлетие.

День рождения вышел довольно "домашний" и "камерный", что ли; однако получился очень, как бы это сказать, "по-русски".  Покрытый ямами двор Центрального Дома Журналистов. Половина публики - молодые люди арбатско-эгладорского вида, с хайратниками и в майках “Арии”, восторженно апплодирующие после слов “песня на эльфийском языке”. Остальные напоминают замороченных студентов филфака. В общем – человек 50-60, вроде как бы и вписывающиеся в определение “аудитория”, но ни одного из тех “сумеречных и дивных декадентов”…

На концерте коллектив исполнил музыку из семи программ, сыгранных за все четыре года существования Caprice.

Выступление открыла "Интерлюдия" с первого альбома "Зеркало" (из этой же программы были исполнены “Пауза”, ”Вальс”и ”Денеб"). Звучали композиции со знаменитых альбомов “Музыка эльфов” (“Princess Mae”, “The Last Dance”, “Of Thomas and Faerie Queen”, “Of Beren and Luthien”) и “Песен невинности и опыта” (“Spring”, “The Little Boy Lost”).

Примитивистское мое сознание очень затронули две композиции на стихи Вордсворта и Бёрнса из музыкального цикла “Sister Simplicity” для рояля, голоса, флейты и скрипки. Однако самое сильное впечатление осталось от экспресионистского “Танца дворников” из мини-оперы “Архитектор”. Хотя, думается мне, гениальные абсурдистские вещи Хармса невозможно передать посредством академической музыки, но все же Брежестовскому удалось максимально приблизить слушателя к этому состоянию сознания. Впрочем, та же неудача в свое время и постигла альбом "Malgil" проекта Cisfinitum – Вороновский, как и Брежестовкий, смог лишь указать на то, что могло бы происходить в хармсовской вселенной; увы, путь в нее пока закрыт…

По-настоящему радостное настроение вызвала “Песенка эльфов” из детской сказки о сапожнике и эльфах, которую Caprice выпустят в декабре. Строчку “в зелененьких костюмчиках мы будем танцевать” я напеваю до сих пор – и надеюсь отыскать эту запись, а затем послушать перед Новым годом…

(Вообще, странно – насколько мы забыли детские сказки, где часто звучала прекрасная музыка, а роли начитывали талантливые актеры. Зато гнома Нодди и “принцессу-революционерку” Утэну любим и ценим с бескорыстной преданностью. Кажется, Антон и Инна все же восстановят связь с  "утерянной традицией".) 

Что до нового материала – на концерте прозвучали также композиции со второй части “эльфийской трилогии”, нового альбома “The Evening of Iluuvatars Children”, – “Shadowbride”, “I sang of Leaves”, “A Elbereth Giltoniel”, “Black Flower”.

На “бис” Caprice исполнили вещь из заключительной части “эльфийской трилогии”, которую группа будет записывать лишь в начале следующего года.

Общие впечатления после концерта – да, очень трогает. Некоторые вещи вызывают самое настоящее буйство эмоций. Музыка "человеческая, слишком человеческая" в лучшем смысле этого слова.

Огорчает другое. Волею судьбы Caprice оказались причастны к кругам экспериментальной музыки (коей занимается французский лейбл “Прикосновение”) и т.н. ”черной сцены” (во избежание двусмысленности оговорюсь – я имею в виду немецкий термин “schwarze Szene”, под которым подразумевается все, что, так или иначе, примыкает к готической субкультуре). Не знаю, хорошо это, или же плохо (по крайней мере, контракт с “Прикосновением” группа получила не без участия российских готов) – но, судя по всему, российская публика пока никак не может осознать, что имеет дело с музыкой мирового класса.

И что пожелать Caprice на день рождения? Мастерства и таланта у них – предостаточно. Возможность реализовывать свои замыслы – уже есть. Наверно, стоит пожелать больше публики – "хорошей и разной" – дабы творчество коллектива могли по достоинству оценить не только в Европе и Японии.    

Официальный сайт группы: http://www.caprice.ru

Shelley