Питер Кэррол
Маг
Обычный адепт магии может изменить как самого себя, так и реальность, окружающую его. Маг же, напротив, способен продемонстрировать другим, что они, изучив магические дисциплины, могут изменять себя так, как вздумается.
Существует две разновидности настоящих магов – Маги Апофеоза и Маги Немезиды; есть также Иерофанты, сиречь Псевдомаги. И каждый из них “узнается по походке”.
Маг Апофеоза, иногда известный как “Арлекин” - непревзойденный мастер внутренних, а подчас и внешних, иллюзий. Он чем-то сродни Фальстаффу, он обожает делать широкие жесты, и чаще всего он прячется под множеством личин, поскольку обрел возможность становиться тем, кем пожелает.
Однако подобной свободы можно достигнуть только в результате длительной и невероятно тяжелой борьбы - дабы преодолеть изначальные препоны сознания. Маг Апофеоза учит при помощи вдохновляющих примеров, порой заставляя “прыгнуть выше головы” от неожиданного взрыва ярости. Законы его Игры не поддаются осознанным формулировкам, но именно эта Игра служит ролевой моделью, которой подражают его ученики. Маг может оттолкнуть их и заставить разобраться с внезапной опасностью своими силами, и чем сложнее проблема, тем более расширятся их горизонты.
Главный же трюк Магов Апофеоза – преподать другим магию как источник безграничной уверенности в себе. Если он сможет убедить своих аколитов в том, что их магическая сила всеобъемлюща, то подобная вера станет самодостаточным подспорьем во всех стремлениях. Маг Апофеоза добивается этого через триумф воли. Маг Немезиды демонстрирует, что ничто не является истинным. И тот, и другой ставят целью освободить силы воображения. И тот, и другой – избранные, что находятся на коротком, однако очень опасном, пути, где неминуемо встретятся и фатальные ошибки, и неверно понятые истины. Впрочем, многим кажется, что этого можно достигнуть сравнительно небольшой ценой – в то время как считанные единицы побеждают все преграды на пути к познанию себя.
Долгие привалы и ложные тропы, засуха и бесплодие, к коим порой приходит магическая традиция – дело рук Иерофантов, псевдо-магов, зачастую появляющихся на этой сцене. Иерофант всегда пытается выглядеть неким избранным представителем чего-то более величественного, нежели он сам. Из множества ролей, личностей и моделей поведения Иерофант выбирает одну модель, и представляет ее неким идеалом. Этого вполне достаточно, поскольку сам Иерофант не обязательно воплощает данный идеал в совершенстве; зато на людях он непременно разыграет подходящий спектакль. Кстати, поскольку именно он и определяет, что есть “идеал”, то ему не составит особого труда всегда находиться ступенью выше своих учеников.
К счастью, большинство Иерофантов – не более чем обычные религиозные учителя, которые нечасто связываются с эзотерикой, чтобы избежать неумолимого провала. Тем не менее, долгое и подробное именование подобных оккультных псевдомагов может повергнуть в депрессию…
Иерофант пытается учить магической системе, которую он унаследовал или же собрал из разрозненных кусочков. Обычно он берется за очень сложные, однако малоэффективные, системы, которые затем усложняет еще больше.
Подобными штучками увлекался и Алистер Кроули, что, однако, не помешало ему стать ярким примером Мага Апофеоза. Ни один человек, обладавший настоящей силой, не задерживался у него надолго, зато многие покидали его, дабы найти свой собственный путь. Вообще, писания Кроули обильно приправлены недвусмысленными намеками на культ героев, которые, вместе с тем, поданы под соусом шокирующих рекомендаций, провоцирующих у читателя отвращение. Так или иначе, на личность этого мага полагаться было гораздо надежнее, нежели чем его же поучения.
Путь Апофеоза долог, труден, опасен. Маг, идущий по этой дороге, должен стать всем для своих учеников. При необходимости он может постоянно нарушать границы дозволенного. Он может прибегнуть к плутовству и раздувать свою значимость, дабы полностью соответствовать ожиданиям своих учеников. Настоящая дружба мешает ему выполнять свои непосредственные функции по отношению к этому человеку, и потому лишь немногим из своих приближенных он может быть полностью открыт. От общества он вряд ли получит особую благодарность за свои деяния - скорее, лишь неприязненное уважение от тех, кто имел какое-то отношение к нему. Ощутимую выгоду получат лишь те, кто станет его временными последователями.
Маг Апофеоза должен находится в постоянном напряжении, дабы избежать последствий своих же поступков, равно как и поступков тех, кто ассоциирует себя с ним. Он должен чуять полицейских за версту. Частенько его карьера заканчивается плачевно. Из числа магов Апофеоза, достойных упоминания, следует назвать Калиостро, Джордано Бруно, Парацельса и Гурджиева.
Маг Немезиды – довольно редкая птица в относительно позитивном эзотерическом климате Запада. На Востоке он появляется чаще. Это, например, Будда со своими правилами и ограничениями, создающими несколько иную личность, которую последователи его учения вынуждены были принять. Правила, касающиеся одежд, секса, питания часто бывают достаточно эффективными.
И эти же системы – незаменимое оружие Иерофанта в постоянной битве за паству. Сложность этих систем является гарантией продолжительного обучения, а их достаточно неэффективное магическое воздействие вряд ли позволит многим последователям отправится собственной дорогой. Эти системы разработаны для того, чтобы вызвать у человека зависимость. Здесь всегда рады неофитам, вне зависимости от их потенциала; ибо, при отсутствии мерила степени продвижения, лишь немногие смогут предоставить какие-либо доказательства их эффективности.
Ересь и Схизма – постоянная угроза для статуса и системы Иерофанта. Нереальные гипотезы и неэффективные средства их подтверждения, рано или поздно, навлекут на себя критику и ревизионизм. Впрочем, если этого удасться избежать, Иерофант может надеятся на то, что ученики воздадут ему по заслугам: прибыльной коммерциализацией системой, и – кто знает? – возможно даже, посмертным обожествлением, чего бы это ни стоило.
Иерофанты часто заимствуют систему у своих предшественников. И, несмотря на то, что у Магов Апофеоза и Магов Немезиды практически не бывает прямых последователей, сразу же вслед за ними на сцене появляется никто иной как Иерофант, и приводит все их работы к общему знаменателю – к системе. Я не буду называть ныне живущих, ибо жизнь – штука переменчивая; но из числа уже ушедших Псевдомагов – Блаватская, МакГрегор Мазерс, Дион Форчун и Франц Бардон.
Как же отличить истинного Мага от Иерофанта? Очень просто. Обманщик никогда не сможет просто и внятно объяснить суть своего учения. Все его доводы – не более чем многословные и тавтологические нагромождения туманных терминов.
Орды Иерофантов мелкого пошиба паразитируют на останках трудов Кроули. И, в то же время, работа Остина Спэра обладает иммунитетом ко всякой систематизации и рабской приверженности, ибо немногое в его книгах может породить догму. Однако как Кроули, так и Спэр – яркий пример парадокса, с которым сталкивается истинный маг: “Говори, и будь неправильно понят” либо “”Молчи, и пускай тебя не замечают”. Большинство, тем не менее, выбирают первое, хотя и знают о том, что проделки Иерофантов, рано или поздно, скроют истинный смысл их посланий. Единственная надежда - на то, что прежде это снесет башню хотя бы некоторым из нас.
Либо
Апофеоз Самости
Либо
Немезида Самости
Возвысят Киа ввысь
Но разглашение приведет к систематизации
И Апофеоз
Чужой Самости
- для
слабаков.
© Peter Carrol, “The Magus”, 1986
© перевод Shelley, 2002-2003
Copyright ©2003 Seidr webzine