Интервью с Питером Кэрролом
предисловие переводчика
Рано или поздно любая духовная традиция останавливается в своем развитии, окостеневает, обрастая догмами и аксиомами. В этом случае в ее рамках возникает некое радикальное течение, стремящееся, во-первых, очистить эту традицию от возникших условностей, так сказать, “освободить тех, кто слишком увяз в процессе освобождения”, и, во-вторых, приспособить ее к нуждам настоящего. Естественно, что этот процесс подчас не только схож с настоящей революцией в сознании, но и сам по себе является достаточно рискованным и опасным путем.
Примеров масса - тантра в буддизме и индуизме, хасиды в иудаизме, суфизм в исламе, многочисленные “народные секты” в православной и католической вере, и так далее. Европейский оккультизм, насколько бы он не был противоречив и запутан, также не является исключением. Одним из важнейших факторов в “оккультной революции” на Западе в конце XX века стала совокупность мистических и научных теорий, известная как “Магия Хаоса”, а одними из ключевых фигур в ней были и остаются Питер Кэрролл и Фил Хайн – академические ученые и маги-радикалы, чьи теории одновременно и спорны, и притягательны.
Несмотря на то, что идеи их во многом определили развитие современного мистицизма, причем спектр их воздействия поразительно широк - от так называемых “черномагических культов” до нового язычества, непосредственно их работы не слишком известны в России (не считая пары невнятно переведенных брошюр и нескольких не слишком понятных упоминаний в русскоязычном интернете). Мы надеемся, что это интервью, взятое одним “столпом” у “другого”, прольет хотя бы немного света на движение “хаотов”, у которого столько же критиков, сколько и сторонников…
Вы часто называете свою организацию - “Иллюминатов Танатэроса” (IOT) - “магическими наследниками культа Зос Киа” и “cатрапами иллюминатов”. Более того, в своей книге “Liber Null” Вы представляете IOT кульминацией всех учений вообще – от суфиев до масонов… Что Вы обычно отвечаете критикам, когда те обвиняют Вас в излишней претенциозности?
Вообще-то, в “Liber Null” я попытался продемонстрировать развитие определенных магических традиций эзотерической мысли. Я имел в виду то, что более поздние группы магов черпали вдохновение из старых культов, добавляя что-то свое. Каждую из них можно назвать “иллюминатами” своего времени – в том смысле, что на тот момент именно они обладали “ключиком” к просветлению. В этом, собственно, и заключен смысл слова “иллюминаты”. Мне же нравится осознавать, что Магия Хаоса - отличный образчик эзотерического учения эпохи пост-модерна.
Как физик, вы, безусловно, знакомы со Вторым законом термодинамики. Скажите, ведь, в таком случае, если Вселенная действительно стремится к некоей точке равновесия и в какой-то момент придет к ней, не устранит ли это, в таком случае, Магию Хаоса?
Как Вы помните, Второй закон термодинамики исходит из поведения частиц газа в замкнутом цилиндре, и не принимает во внимание такие вещи, как, например, гравитация, морфические поля или активность информационно-порождающих систем. Он не является универсальным.
В своих книгах Вы довольно часто цитируете “Магию в теории и на практике”, однако не считаете себя учеником Кроули - хотя, скажем, ваши “Метаморфозы” очень напоминают переработанную “Liber Jugorum”. Не могли бы Вы прояснить этот вопрос?
В свое время я читал много Кроули и, безусловно, он оказал на меня большое влияние. Однако меня больше интересуют его идеи, нежели чем он сам. Несомненно, Кроули был очень разносторонним и развитым человеком, причем скорее “мистиком”, чем “магом”. А еще он прославился как хулиган, эксплуататор и безнадежный хвастун. Да, ему удавалось привлечь к себе множество интересных личностей, только вот лучшие из них очень быстро покинули его. Как сказал Джеральд Йорк, “если бы ты его встретил, он бы тебе точно не понравился”… Честно говоря, я абсолютно уверен, что, появись сейчас “Ужасный Алистер” среди нас, то все, что ему понадобилось бы от своих теперешних последователей – это слава, деньги, телки и задницы учеников… Меня такой “учитель” не интересует.
У меня также сложилось впечатление, что большое влияние на вас оказал Остин Осман Спэр…
О, в очень значительной степени, гораздо больше, чем Кроули. На мой взгляд, огромное достоинство Спэра в том, что тот сумел раскрыть основной принцип той “игры ума”, что позволяет подсознанию или бессознательному ”вступить в игру”, дабы эффективно воздействовать на магический процесс. Если вы осознаете это, то границ в магическом искусстве для вас более не существует, и любые частные “традиционные” системы символов отступают на второй план. Естественно, что все искусные маги в истории человечества интуитивно чувствовали это, однако именно Спэр был тем человеком, который подробно и ясно описал этот процесс, не прибегая ко всякому ”мистицизму”. Таким образом, именно благодаря ему мы получили возможность осознанно и непринужденно двигаться по этой дороге, вместо того, чтобы идти тернистым путем проб и ошибок.
В своей книге “Liber Null” в качестве одного из средств освобождения от “условных рамок” (сonditioning) Вы советуете обратиться к “изучению ересей, иконоклазма, анатемизма” и “нестандартных сексуальных привычек”. Не слишком ли это напоминает современную версию антиномичного “Пути Левой Руки”, при помощи которых инициируемый освобождается от врожденных заблуждений?
Да, вполне возможно. Антиномичные техники – я имею в виду процесс “соединения противоположностей” – это одна из базовых вещей в магии, и посему их необходимо время от времени обновлять, дабы они, так сказать, “удовлетворяли насущные потребности”. В этом смысле необходимо “поднять”, нежели чем “понять” себя (в оригинале – игра слов: overstanding и understanding) – то есть, научится принимать такие условия, при которых любые прописные “истины”, “законы” или “принципы” окажутся “ложными”, “неадекватными”, а то и вовсе “ненужными”.
На мой взгляд, магия “работает” следующим образом: посредством ритуала мы репрограммируем наш “биокомпьютер”, устанавливая на него “магические программы”; в какой-то степени это происходит благодаря возникающим альтернативным состояниям сознания, что позволяют нам манипулировать информацией, содержащейся во “вселенской голограмме”, при помощи синхронистичностей, регулируемых нашей волей. А как Вы считаете?
В целом, я с вами согласен. Впрочем, верно и то, что мы с Вами могли бы спорить часами о том, что же такое “вселенская голограмма”; насколько я понимаю, Ваш термин во многом схож с моим определением - “морфическая информация в теневом времени”… Я поспорил бы и по поводу того, что именно Вы подразумеваете под “информацией”. Но, так или иначе, мы сходимся в одном – концепция оккультной “энергии” уже устарела…
Что Вы имеете в виду, когда заявляете, что “боги явились из Хаоса” – наверно, древние космогонии и гностицизм?
Не совсем. Я пытаюсь сказать, что “боги” – суть порождения тех же самых неантропофморфных сил, что создали вселенную и нас, как ее составляющих. Мне кажется, что вселенную вряд ли можно представить как некое творение божества-гуманоида – разве что этот гуманоид обладал очень извращенным чувством юмора.
Одна из моих любимых глав в “Liber Null” – “Случайная вера”. Если помните, в ней, в частности, Вы перечисляете преимущества этой практики. Мне кажется, что Вы забыли упомянуть еще одно – возможность выбивать других, обычных смертных, из привычной колеи. Ну, скажем, Вы встречаете человека и ведете себя как языческий политеист, а потом, три-четыре дня спустя, при повторной встрече, Вы вдруг предстаете в облике христианского фундаменталиста. По-моему, это как раз то, что последователи “Храма Сета” называют “Малой Черной Магией”, не правда ли?
Да, последствия этого бывают очень интересными. Для меня часто бывает хорошим упражнением для восприятия чужих парадигм и сознательного вхождения в эти рамки. Особенно в том случае, если мои собеседники придерживаются достаточно экстремальных взглядов. При каждой встрече ты все больше и больше принимаешь их взгляды, пока внезапно не появится некий позитивный отклик, который позволит нам обоим выйти за пределы этой парадигмы и осознать неминуемую абсурдность этих концепций.
Вы знаете, что один из девизов IOT – “Ничто не истинно, все дозволено” – часто приписывают, если я ничего не путаю, Хассану ибн Сабба - знаменитому “Горному Старцу”, главе секты хашшашинов (ассасинов)?
Да, это именно так. Однако я допускаю и то, что историки иногда ошибаются. Кроме того, мы можем лишь догадываться о контексте, породившем ее. Лично мне это слова очень импонируют; их можно толковать и понимать на многих уровнях, не следует только забывать о том, что последствия этого “символа веры” могут быть самыми чудовищными.
А как на это утверждение смотрят квантовые теории?
Судя по “копенгагенскому соглашению”, где была определена общая теория квантовой физики, эти слова можно перефразировать следующим образом: “нет бытия, все есть становление, но и это случайно”. (в оригинале – There is no being, all is doing, and even that is a matter of probability.)
Когда Вы писали, что “корень любой эмоции – ее противоположность”, были ли Вам известно о том, что это высказывание в своем время легло в один из базовых постулатов так называемой “психологии аномалий” в определении Крафт-Эббинга?
Я не знаком с его работами. Основным источником был Спэр, который называл психологов Юнга (Jung) и Фрейда (Freud) “Junk” (англ.”мусор”, “отбросы”) и ”Freud” (англ.“надувательство”, “мошенничество”), невзирая на то, что сам Спэр, судя по его книгам, был не прочь воспользоваться их идеями…
Вы также упомянули, что “наши желания – причина страданий”. Кому именно приписываются эти слова? Сиддхартхе или Патанджали?
По-моему, все-таки Сиддхартхе, хотя, конечно же, можно долго спорить о том, что же на самом деле сказал Будда как историческая личность, тем более, что буддийские постулаты в разных традиций различаются гораздо сильнее, нежели чем, скажем, у христианских сект. Что до моего мнения по поводу “эмоциональной дуальности”, то жизнь, наверно, будет гораздо ярче, если мы попытаемся принять обе стороны того, что видим, нежели чем отказаться от них вообще.
В “Психонавте” (“Psychonaut”) Вы пишете, что “магия – это то, к чему двигается наука”. Вы имеете в виду то, что многие древние традиции интуитивно чувствовали то, к чему современная наука только приближается?
Да, в какой-то степени некоторые положения древней метафизики, грубо говоря, напоминают теории современной физики, однако, по сути своей, большая часть древних воззрений ошибочна…
В той же книге Вы писали, что “концепции сознания в современной науке не существует вообще”, однако с момента выхода “Психонавта” появилось множество новых теорий – я имею в виду работы Деннетта, Фодора, Вольфа, Гофштадера, Экклса…
Сознание – это то, что порождено человеческим мозгом, и оба этих феномена, в известной степени, более-менее идентичны друг другу, даже несмотря на то, что “теневые информационные поля” подчас очень сильно воздействуют на мозговую деятельность. Психология не станет настоящей наукой до тех пор, пока ученые наконец не разберутся в физиологических процессах, происходящих в головном мозге.
Что Вы имели в виду под следующим утверждением: “характерная пост-индустриальная технология нового эона не определяется ее моделями”? Разве не очевидно, что в настоящий момент технологии властвуют над нашими умами, а избыток информации, равно как и ее использование, - это reductio ad absurdum (уменьшение до абсурда) для нашего сознания – то есть, информационный хаос, “чистая информация” имплицитного порядка?
Действительно, если в ближайшем будущем не произойдет никаких глобальных катастроф, то наша культура будет целиком основана на высоких технологиях. Однако почему-то никто не думает о том, что крах информационной сети будет губительным для настолько уязвимого сообщества. Достаточно примитивного вируса, и мир окажется на уровне неолита…
источник: журнал “Abraxas”,
vol.5, №2
текст находится на
официальном сайте Фила Хайна
© 2003 перевод Shelley
Copyright ©2003 Seidr webzine