Crivia Aeterna III
Минск, 5 апреля 2008, клуб "Катакомбы"
Идея поехать в Беларусь на фестиваль Crivia Aeterna возникла довольно давно. Очень
хотелось запечатлеть на видео Pragnavit, Essa и конечно Ритуальный Фронт,
выступление которых, вполне возможно, было последним в их истории.
Два дня
проведённые "в стране ужасного диктатора Лукашенко" промелькнули очень быстро,
впечатлений, главным образом приятных от Минска и от самого фестиваля - море.
Минск, по московским меркам город небольшой, чистый, с широкими улицами,
рождающими ассоциации с Питером.
Единственный момент - в плане архитектуры город не особенно интересен, по причине практически полного отсутствия в нём
зданий
до советского периода - во время войны Минск, особенно его центр, был почти
полностью стёрт с лица земли. Клуб "Катакомбы", я с Алисой и Arch-Vile искали
довольно долго, но в конце-концов всё-таки нашли. Клуб изначально был баром,
состоявшим из трёх помещений, но потом в стенах проделали широкие окна, таким
образом объединив все три в одно целое. Внутри клуб выглядит довольно мрачно: приглушённое освещение и кирпичные стены - вполне подходяще для такого
мероприятия как Crivia Aeterna.
Но оставим лирику и перейдём непосредственно к фестивалю и его участникам. В
этом году Crivia Aeterna была посвящена 100-летию со дня рождения
Михася Витушки, одного из руководителей вооруженной
борьбы беларусов против советской оккупации в 1944-1950-е гг.. По этой причине,
а также из-за слишком маленького помещения, фестиваль носил закрытый характер, а
число билетов было ограничено стодвадцатью. Перед концертом мы конечно же
встретились и пообщались с организатором фестиваля Игорем Матюновым (журнал
Stigmata, лейбл Crivia recоrds), Андреем из Indiestate/Der
Angriff и конечно же с ребятами из Ритуального Фронта, которых не видели уже очень
давно. Ну а теперь о самом концерте.
Первым выступил проект Чародей. "Чародеем" назвался плотного телосложения
мужчина в черном одеянии, вызвавший у меня ассоциации со священнослужителем
православного толка, только вместо креста у него на груди красовалась руна Mannaz. Зовут его Darkut и он, насколько я понимаю, барабанщик в металлической
группе Oyhra из Гомеля.
Неплохой вобщем-то дарквэйв, иногда даже с
запоминающимися мелодиями, был сильно подпорчен недостатком вокального
мастерства исполнителя, не попадавшего в ноты, и которому по этой причине, на мой
взгляд, ещё рановато выходить на сцену. Чародей выступал минут
двадцать, после чего
публика проводила его со сцены сдержанными аплодисментами.
После Чародея выступил интересный персонаж с
проектом под названием Svalbard. Как и Чародей, он пел под электронную подложку,
но произвёл гораздо большее впечатление - заводной милитари-поп иногда
переходящий в откровенный синти-поп порадовал своим боевым настроем и
запоминающимися мелодиями.
Svalbard пел на немецком, английском и русском, а под
конец исполнил довольно удачный кавер на песню группы Orplid "Das Schicksal".
Svalbard, безусловно, проект который будет пользоваться популярностью, и
вероятно не только на территории Беларуси. Главное, чего не хватает Svalbard'у в
его концертной версии, это зрелищности - два барабанщика по бокам от вокалиста
были бы как никогда уместны.
Хэдлайнеры фестиваля питерцы
Ритуальный Фронт
выступили третьими по причине
того, что вокалист группы Михаил был сильно простужен. В концертном составе
группы впервые появилась девушка, игравшая на альте, что безусловно раскрасило
звучание Ритуального Фронта.
Выступление было, увы,
коротким - вместо обещанных 45 минут группа отыграла минут 30. Впервые
Ритуальный Фронт исполнили великолепную "Вода - Огонь"(от которой мурашки бежали
по коже), а также "Вечный Огонь", которая представлена на
новом альбоме группы "Излучения" - презентация которого состоялась на фестивале.
Ставшая уже культовой "Сон Европы" была исполнена в полную силу, и пожалуй по
эмоциональности сравнится разве только с её первым исполнением на фестивале
Heilige Feuer в Москве. Однозначно, это было одно из лучших выступлений в
истории группы.
Далее выступил Voist (известный более по Pragnavit) со своим martial-проектом
M.O.B.A.S.
Выступление, честно говоря, не произвело на меня должного впечатления, особенно
если учитывать, что оно последовало после Ритуального Фронта. Кратко о том, что
представлял из себя M.O.B.A.S.. - электронная подложка с аналоговыми сэмплами
второй мировой, и Войст, бьющий в барабан. Без вокала это слушалось тяжеловато,
но поскольку программа была как и у большинства исполнителей на CA короткой,
устать от M.O.B.A.S. я не успел.
После M.O.B.A.S. на сцену вышел Алесь Микус (редактор сайта GEGARUCH) и красивая
блондинистая скрипачка. Как потом я узнал, это была Лариса Прэабражэнская из
популярной фолк группы
Osimira. Войст также принял участие в
выступлении этого проекта, называемого
Крывакрыж
в качестве барабанщика в первой композиции. Для меня Крывакрыж стал несомненно главным открытием фестиваля, его,
так сказать, неожиданной изюминкой.
Из всех выступавших коллективов на третьей Crivia Aeterna именно эта группа наиболее близка идеям Михася Витушки и носит
откровенно националистический характер. Я сейчас не буду здесь касаться
политики, скажу только то, что главное, чтобы националисты понимали разницу
между "хозяевами" Москвы и русским народом, и не гребли всех под одну гребёнку,
как это часто увы, бывает. Разрекламированные как неофолк, Крывакрыж оказались
стильным проектом с роялем (увы компьютерным), скрипкой и великолепным,
страстным, эмоциональным мужским вокалом - по мне так это больше напоминало
политическую песню 40х годов, что-то навроде "красного" Эрнста Буша. Как мне
сообщил Игорь Матюнов, на дебютном альбоме Крывакрыж, который сейчас
записывается, будет множество разных музыкальных инструментов, и дебютное
выступление на Сrivia Aeterna не раскрывает весь их потенциал. Без сомнения Крывакрыж - самый многообещающий проект из Беларуси, альбом которого я надеюсь
мы в скором времени сможем услышать....
ESSA. Действительно загадочная фолк группа, исполняющая аутентичный фолк, но не
так, как это делают известные GUDA а с определённой магической составляющей,
даже я бы сказал с некоторой долей "ведьмовщинки".
Выступление ESSA в этот раз
длилось всего около 9 минут, но эта медитативная композиция с тремя женскими
голосами и двумя волынками (беларусский вариант волынки называется дуда)
произвела очень сильное впечатление, и сильно контрастировала, в хорошем смысле,
с предыдущими Крывакрыж. В ESSA действительно чувствуется древняя языческая
традиция. Надеюсь, что когда-нибудь ESSA запишут студийный альбом, или что даже
лучше, выйдет диск с их "живыми" записями.
Наступила очередь Pragnavit. В проекте Войста также принимают участие музыканты
из Osimira - это Кастусь Канцавы и Андрусь Палаучэня. К сожалению, Андрусь не
смог принять участие в этом выступлении, и Войст выступил вдвоём с Кастусем.
Pragnavit выдали совершенно новое языческое полотно, сотканное
из нескольких композиций общей продолжительностью 20 минут, продолжающее
стилистически линию альбома "Svetacjam".
Электронный эмбиент с живыми флейтами,
дудками и колокольчиками. Войст что-то много шептал (наверное насылал погибель
ворогу) и выглядел как и полагается языческим волхвом, в то время как Кастусь
напоминал внешне Христа:). Вообще, для Pragnavit сцена в "Катакомбах" мне
показалась не очень подходящей, а то что Прагнавиту подходит, пожалуй находится
слишком далеко от городов. Хорошее выступление, в целом я получил то, что
собственно от них и ждал.
Последним на сцену вышел автор проекта
Лихолесье,
скрывающийся под ником Север, из Новосибирска. К Лихолесью у меня было достаточно прохладное отношение, те
альбомы что я слышал, не произвели на меня особого впечатления. Однако это
выступление коренным образом изменило моё отношение к Лихолесью. Абсолютно новая
программа, которую мы услышали на Crivia Aeterna, оказалась очень живой и
динамичной. Большинство трэков были с электронными барабанами и Лихолесье
превратилось из, что уж скрывать - нудноватого дарк эмбиента в отличный дарк
вэйв. Что касается славянской составляющей, её там особенно я как-то не заметил,
однако нордическая представлена во всей красе.
Лихолесье показал высокий
уровень профессионализма, вполне сравнимый с лучшими представителями жанра из
Западной Европы. Север в своём выступлении кроме клавиш временами использовал
варган и колокольчики, и в целом всё было отлично. Ну а минусы - сами понимаете,
это отсутствие визуальной составляющей. По хорошему, конечно, выступление
Лихолесья должно сопровождаться красивым видеорядом, как это обычно бывает на
концертах электронных исполнителей...
Подводя, так сказать, итог всему этому "безобразию", скажу следующее:
третья "Кривия
Аэтерна" прошла успешно и я рад, что стал тому свидетелем. Наши музыканты не
ударили в грязь лицом и выступили "за границей" великолепно. Выступления
беларусов да и сам Минск оставили массу приятных впечатлений, которые останутся
со мной навсегда. Надеюсь, что в следующем году я вернусь в Минск и напишу о
четвёртой части этого замечательного фестиваля...
Wolfsblood
***********
Москва, современный техногенный мегаполис, переплетение проводов,
зловонных трасс, как муравьями протоптанных дорожек – тротуаров. Ритм жизни,
подчиняющийся одному главному закону – выжить и вылезти наверх, к чистому
воздуху, безбедной жизни. Очень скоро в ней не останется ни единого клочка
чистой земли, ни одного незастроенного пустыря, а новостройки офисов и «элитного»
жилья скроют навсегда небо. Плотность постоянно прибывающего и плодящегося
населения уже превышает все мыслимые пределы. Уже нельзя спокойно пройти по
прямой, приходится лавировать между несущимися сломя голову муравьями, в
основном чёрными.
Эта мясорубка перемалывает не просто человеческие души и национальную культуру.
Она убивает связь человека с землёй, небом, деревьями, всей природой, и с
человеческой разумной и живой природой и общностью - настоящим здоровым
обществом - прежде всего. Она преобразует пространство в безликие, арxитектурно
бездарные, муравейники по всему городу. Никому уже не интересно, чем жили предки,
как они чувствовали, как в глубине веков зарождались их семьи, рода, племена.
Как они возделывали землю, следили за небом, чувствовали смену времён года.
Забыта и выкинута на городскую свалку и вера предков: верность роду и своей
крови вполне заменяема регулярным номинальным постом, купанием в проруби и «простихоссподи»,
а вместо независимости и гордости за свою нацию – толерантность к слетающимся на
«биовыживательную зелень», как мухи на помои, ордам необразованных инородцев,
покорность перед властью воров и лжецов, перед кастой жрецов бога по имени
Доллар.
Традиция - это то, что способно сохранять и передавать в письменной, музыкальной,
изобразительной форме информацию, разрушаемую и пожираемую мегаполисами и
государствами-вампирами. Во всех её формах криптографически записаны координаты,
ориентиры для тех, в чьих генах ещё не стёрлась исконная уникальная информация,
кто искренне желает жить и дышать полной грудью на своей родной земле. Фолк-музыка, ритуалы и обряды, если в них сохраняется преемственность, способны
пережить техногенный духовный апокалипсис – современную городскую жизнь.
Именно этому был посвящён прошедший в Минске фестиваль Crivia Aeterna. Он собрал
музыкантов не только из Беларуси, но с разных концов некогда большой страны. И
свела вместе этих очень разных музыкантов в маленьком минском клубе «Катакомбы»
Традиция. Уникальность этого фестиваля в том, что именно Беларусь, Кривия,
чудесным образом до сих пор сохраняет традиционные корни. Сохраняет, несмотря на
тяжёлую жизнь, но и благодаря достаточной доле изоляции от остального мира.
Беларусские музыканты действительно «знают, что играют», их музыка достаточно
искренна, даже если в ней и присутствует изрядная доля идеологии и теорий весьма
экстремального характера.
Традиция проявляет себя через творчество разных коллективов и музыкантов очень
по-разному. Одинаково лишь одно – взгляд в прошлое, воззвание к корням, поиск
преемственности, опоры, мудрости и доблести предков, желание передать людям их
пример и, часто, подвиг. Это видно и в героической тематике творчества
питерского «Ритуального Фронта», обращающегося к памяти павших воинов прошедшего
столетия, и в ритуалах Прагнавита, взывающих к духам предков, стоящих в
началах Крывийских родов, и в экстремальной националистической эстетике Крывакрыж,
удивительно созвучной песням и музыке 40х годов ХХ века, и в ритуальных,
вводящих в транс, напевах и атрибутике ESSA. Эмбиентное звучание новосибирского Лихолесья воспринимается интуитивно и напрямую в подсознание транслирует
ощущения и видения Чистого Севера.
Несмотря на пятичасовой марафон, духоту и маленький зал, в клубе было больше 100
человек. Проект музыканта Darkut гомельской группы OYHRA под названием Чародей
вполне в будущем может быть интересен. Пока же, звучавшее со сцены то ли не
вписывалось в окружающую обстановку подвала, то ли не было достаточно отработано
и отрепетировано, но, судя по реакции зрителей, вызывало, скорее, некоторое
недоумение. Довольно странно смотрелись жесты Даркута, воздетые к низкому
потолку руки и слова о полёте. Надеюсь в будущем тема будет развита, доработана,
станет более атмосферной и технически сложной. Пока же явно недостаёт живого
звука.
Svalbard, которого я услышал впервые, просто поразил артистизмом. Экспрессия и
мимика создавали очень яркую атмосферу. Я не возьмусь охарактеризовать репертуар,
но использование разных языков вполне соответствует радиоэфиру какого-нибудь
1939го года. К тому же очень понравилось само произношение и в немецких и
английских песнях. Сразу же возникло желание заполучить диск... но увы...
Надеюсь, что это мощный старт и мы скоро увидим нечто оригинальное в уже
устоявшейся музыкальной традиции!
О Ритуальном Фронте писать сложно, ибо написано о нём много. Конечно, в этот раз существенно подкачала техническая сторона в лице звукорежиссёра и голос перекрывался инструментами. Но само исполнение, сухое и строгое, мне понравилось больше, чем на последнем альбоме. Публика принимала на ура несмотря на эти огрехи. Ритуальный Фронт одна из любимых моих групп и ни одна группа не занимает эту нишу. Если их выступления прекратятся, даже если тема себя и исчерпала, будет очень недоставать их концертов.
ESSA выступили очень коротко. Белорусы уже в который раз дарят нам самый лучший
и аутентичный фолк. Группа и вправду загадочная, как музыка, так и исполнители.
Вызвали они море положительных эмоций.
Прагнавит исполнили ритуал, взывая к предкам. Это один из ключевых моментов
всего фестиваля. Музыка ритуального эмбиента это то новое, что переносит к нам
древнюю шаманскую традицию. Отрадно чувствовать на самом деле, а не наблюдать
имитацию действа, испытывать вживую это над-человеческое состояние единения,
которое приходит через звук колокольчика, рожка, шум ветра, ритм бубна, шёпот
заклинаний, даже если это происходит на задворках мегаполиса.
Тот же ритуальный эмбиент
был представлен Лихолесьем, закрывавшим день
фестиваля. Но тут эта музыка слушалась совсем в ином ключе. Конкретное действо
ушло из визуального ряда в область чувств и фантазий. Спектр вызываемых эмоций
был широк, но лейтмотивом шла тоска по чистому небу и по простору, по столь
редкому для нас свободному общению с природой, по прохладному ветру и запаху
северного моря.
Два проекта - Крывакрыж и M.O.B.A.S. представляли беларусский радикальный
национализм. M.O.B.A.S., проект Войста,
создателя Прагнавита, не понравился совсем. Всё очень стандартно –
ударники и замикшированные речи на немецком. Видено это было ранее несчётное
множество раз и уже даже не радикально. Крывакрыж же, как проект, очень нов,
радикален, энергичен и стилистически великолепен. В зале бурную реакцию он
вызывал у определённых людей, явно разделяющих прежде всего политическую позицию
автора. Не могу разделять взглядов музыканта относительно участи собственного
города, но чётко осознаю, что именно вызывает такую позицию, и это те же самые
силы и факторы, которые ненавидят настоящие Русские. Надо сказать, автор по
окончании оговорился, что «благодарит за понимание» неоднозначного содержания.
Экстремизм, как форма активного протеста, не может не возникнуть в условиях,
когда естественное, взросшее на родной земле, попирается. Это прослеживается в
творчестве многих групп. Иногда источник зла чётко ясен и сила ненависти к врагу
изливается как призыв, иногда же идеология ограничивает взгляд человека и
творчество бьёт только по одной цели из многих, зачастую приписывая ей все
атрибуты зла. Одна из опасностей радикального национализма - в вероятности
оказаться одним, в изоляции, не наладить или растерять связи с соратниками,
братьями по идеологии, и, одержав победу внутри своего общества, быть
раздавленными более многочисленным врагом со стороны. Зачастую протест «перегорает»,
не найдя точки приложения. Тогда он начинает обрастать культурными атрибутами и
постепенно теряет смысл, становится лишь формой, порождает субкультуру, воронку,
которая затягивает потенциально активную молодёжь, уводя её от конкретных дел,
кормя романтикой.
Побывав в Минске, увидев колоссальную разницу между ним и Москвой, а также
понимая механизмы, управляющие московской «жизнью», становится очевидно, что
будущее Москвы, а вслед за ней и России, весьма печально. Москва невероятно
переполнена людьми, причём цели их напрочь оторваны от корней. Основное время
уходит на добывание денег. И чем сложнее это делать, тем более обезличенными
становятся люди, тем существеннее становится классовое расслоение и жёстче
условия «игры». Ненасытная власть с одной стороны даёт полную свободу бизнесу
торговать всем чем угодно, а с другой стороны жёстко пресекает любую попытку
противостоять процессу вседозволенности и культу бога Доллара. Это бесконечный
порочный круг – чем больше народу зарабатывает свои «биовыживательные бумажки»,
тем больше товара, абсолютно не несущего в себе ничего достойного внимания,
выливается на рынок. И тем больше внимания и усилий требует «мода обладания»
заветным барахлом. Рекламой, промывкой мозгов, возводя безделушки в культ (пример
– модные мобильные телефоны и т.д. и т.п.), у людей вытесняют естественную
культуру. Биовыживательные естественные факторы вытесняются откровенной
подделкой, а общность, соборность, «Круг», замещаются корпоративной системой.
Этим истребляются корни, от которых произрастает архетип Воина, то, что испокон
веков выше всего ценилось в нашей цивилизации. И в обществе начинает
доминировать «сословие корпоративных менеджеров», инфантильных женоподобных
персонажей, чьи принципы и манера вести себя гарантируют максимально беспечное и
незатратное существование. Остатки же потенциального личного протеста
подавляются телевидением с бесконечными бездарными сериалами о «ментовских
войнах» и подобном, отвлекая от реальных общественных проблем. А на страже этого
положения вещей стоит центральная власть, кормя простолюдина фальшивым «национализмом»...
Я хотел написать отчёт о великолепном концерте прошедшем в самом подвальном из
клубов, в каких я побывал за свою жизнь, а вышла политическая статья... возможно
так тому и быть, и фестиваль выполняет свою задачу.
Напоследок, хочу ещё сказать пару слов о Беларуси. Несмотря на тяжелое,
благодаря усилиям как Запада, так и России, положение страны, на политически
жесткий режим внутри (хотя, во многом, и благодаря ему) она сохраняет пока
некоторую чистоту, нам уже совсем не доступную. Она сохраняет исконный
национальный дух, которого уже нет ни в Европе, ни, толком, у нас. Надеюсь, что
Кривия выстоит в этой подлой войне, и благодаря примеру этой небольшой страны и
верности её народа самому себе, у нас будет рядом пример, и в его лице надежда,
что мы переживем этот черный период нашего Русского Этноса. А для этого нам,
объединенным одним миропониманием, надо общаться друг с другом, и лучше всего
делать это на таких фестивалях!
Arch-Vile
© 2008 фото Alisa, Wolfsblood и Arch-Vile
Copyright ©2008 Seidr webzine