На пустом месте, как известно, трибьютов не бывает. Уже сам факт того, что музыканты отдают ”дань уважения” имярек, фактически, означает, что творчество его изучено, запротоколировано и документировано, и в своем оригинальном виде интереса боле не представляет.
C другой стороны, скажем, в литературе такое явление, как “tribute” – в том виде, в котором это слово часто понимают в современной музыке, а именно: исполнение чужих песен – выглядело бы довольно странно.
Есть, конечно, сборники, посвященные памяти такого-то (кстати, представим себе такой вариант перевода: “Колокола звучат навеки. Памяти Дэвида Тибета”), однако книга вроде “Памяти А.С.Пушкина”, где представлены уже известные всем стихи, “в исполнении” – то бишь, переписанные только-то разными размерами, да с другими знаками препинания… В лучшем, концептуалистском, случае, это будет выглядеть так: Зосима Сандонецкий, “Евгений Онегин” – “Мой, дядя Саммых! Честных правил Когда!…” или вот вечное “Я…мню…дно…венье…” Игоря Холина. Хотя нет, нет. Если говорить о живописи, то здесь надо упомянуть еще и Авдея Тер-Оганьяна и его серию “Картины для музея” с копиями Уорхолла или Пикассо…
Еще можно импровизировать на тему. Всем известно “Exegi monumentum” и уж две “вариации на тему” точно знакомы – “воздвиг я монумент” и “я памятник себе воздвиг нерукотворный”. В свое время были даже поэтические турниры “на заданную тему” или начальные строки…
Но неважно. Долго ждали мы этого дня. С Death in June и Sol Invictus, вроде, расправились. Настал черед последних в этом списке – Current 93, ставшие своего рода жертвенным агнцем, должным привлечь благословение богов на дальнейшую судьбу молодого лейбла…
И оповестили они: волею судеб делаем мы компиляцию, где воздадим должное Дэвиду Тибету! Услышьте нас, города и веси, присылайте гонцов с дарами! Да только не опоздайте, прибудьте к нужному часу, иначе жертва ваша никому не понадобится!
Кто успел – тот и прислал.
Одни сделали “импровизацию на тему”. Неважно, нравится ли она нам или нет – это их собственное высказывание, их собственная жертва. Другие – те предпочли просто взять и исполнить песню. Смотрите, мол, как мы можем ее спеть – точь-в-точь как Current 93, ну, может, чуточку похуже…
Начнем с первых.
Компиляцию открывает немного ерническая версия “The Death of the Corn” от
Sonne Hagal. Так и ждешь, что мрачный каркающий голос вокалиста вот-вот прохрипит: “Апокалипсиса захотели? А вот х** вам!”. Но сделано очень неплохо – пожалуй, лучшая вещь на альбоме. И сразу же от этого красочного епифанцевского шабаша мы переходим к поп-авангардной версии “Calling for the Vanished Faces I” в исполнении O Paradis.Потом - мрачный дарк-уэйв от The Well of Sadness, “Dogun”, был бы отличный саундтрэк к старому фильму ужасов. Экспериментальная электроника в духе Mlada Fronta: Lisa Toulouse - “Christ & The Pale Queens”. Пост-роковая версия “Immortal Birds” от Leisure Hive.
Вторая категория в особых комментариях не нуждается. Эти вещи лучше послушать в каррентовском исполнении, хотя и эти версии, положим, могут доставить некое эстетическое удовольствие: Dorien Campbell – “The Sadness Song”, Engelsstaub – “Happy Birthday, Pigface Christus”, Weihan - “All the Pretty Little Horses”, Exit – “The Blue Gates of Death”. В общем, все по канону. Конкурс двойников…
Ах, да. Есть еще одна категория – те, что не горячие и не холодные. Попросту неинтересны. Не преуспевшие ни в первом, ни во втором. Это: Vequinox – “Earth Covers Earth”, Cawatana – “A Song for Douglas”, Storm of Capricorn - “Crowleymass”, Der Feuerkreiner - “Soft Black Stars”, Pancreatic Aardvarks – “Judas as black moth”, Decadence - “Ach Golgotha”.
…Ну что, подведем итоги?
С миру по нитке – Дэвиду веревка.