Zangezi
Dark folk: ночь в
раю
Filds of rape. Истоки Dark folk
Готика
- отчетливо маргинальная (суб)культура. Она маргинальна поп-музыке и всем
"позитивным" музыкальным жанрам, она маргинальна современной культуре
потребления и ценностям образцового "буржуа"... Разумеется, не стоит
гиперболизировать ее андерграундность: многие проекты коммерчески более чем
успешны, многие музыканты и рядовые готы чаще всего аполитичны и асоциальны, а
об едином для них всех радикальном мировоззрении можно всерьез рассуждать лишь с
точки зрения эстетики.
Но есть в этой среде одно музыкальное течение, которое по многим неформальным
(да и формальным) признакам явно выбивается из разношерстного ряда готических
жанров. В нем превалируют: консервативно-традиционалистские взгляды (над
демократической толерантностью), этика (над эстетикой), мистика (над
романтикой), акустика (над электроникой). Музыкантов этого течения иной раз не
относят к Schwarze Szene вообще, а их выступления на готических фестивалях
отменяют по цензурным соображениям (как это было на WGT-2003). Таким образом,
Dark folk оказывается маргиналом среди маргиналов, темной стороной темного
движения, невольным обличителем всех тех, кому хорошо в скорлупе близорукого
индивидуализма. Эта статья через рассказ об истоках и развитии жанра Dark folk
попытается описать не только "темный дух" этого жанра, но и его значимость в
рамках всей культуры в целом.
Для начала внесем ясность в путаницу между наименованиями Neofolk и Dark folk, а
также объясним, причем здесь собственно folk? Даже те, кто хорошо знаком со всей
этой музыкой, не сразу найдут, что ответить. Действительно, для многих "Neofolk"
и "Dark folk" - полные синонимы, хотя, как представляется, их лучше разделять.
Пусть за неофолком останется современная обработка фольклорных тем, не
обязательно выполненная на аутентичных инструментах, но обязательно
представляющая собой авторский подход к традиционному материалу. Так играют Tri
Yann, Мельница, Die Streuner. Тогда дарк-фолком будет называться музыка,
создающая не обновленный фольклор, но фольклор радикально сегодняшний, всецело
принадлежащий этой вот демифологизированной и десекуляризированной культуре, а
потому "фольклор" индустриальный, маргинальный и апокалиптический. Своего рода
антифольклор, оттого столь непохожий на традиционный. (Разумеется, это
различение принято исключительно для удобства повествования и не исключает
взаимопроникновения двух фолк-жанров. При этом слово "фольклор" лучше брать в
кавычках, ибо ни о каком народном творчестве в прямом смысле речь не идет, зато
затрагивается "народная" тематика "крови и почвы", а этого вполне достаточно для
формального вобщем-то наименования...)
Отсюда можно понять, почему истоки Dark folk лежат в индустриальной субкультуре
70-х. Это была эпоха безумных экспериментов с шумом и музыкой, эпоха левого
радикализма и наркотиков, эпоха измененных состояний сознания и практической
магии. Ее центром был Лондон: именно здесь дряхлеющая европейская цивилизация
была инфицирована вирусом анархии и экспериментаторства. Крестным отцом Dark
folk можно считать Дженезиса Пи-Орриджа (Genesis P-Orridge), лидера дадаистских
эксцентриков COUM Transmissions и первой индастриал-группы Throbbing Gristle.
Одновременно с ними, но по другую сторону океана шокировал своих зрителей
злобным шумом и прожекторами в лицо Бойд Райс (Boyd Rice), выступавший под
псевдонимом NON. А вскоре в поиски музыкальных пределов (точнее, звукового
беспредела) включаются и дадаисты из Cabaret Voltaire и Einstürzende Neubauten.
Позволю себе опять небольшое лирическое отступление. Общепринята точка зрения,
что готика возникла на рубеже 70-80-х из пост-панка таких групп, как Joy
Division, The Cure и Bauhaus, которые, в свою очередь, черпали вдохновение в
творчестве панк-иконы Sex Pistols. Известно также, что два из трех
отцов-основателей Dark folk-движения (Дуглас Пирс (Douglas Pearce) и Тони
Уэйкфорд (Tony Wakeford)) в 70-е активно "лабали" в группе Crisis, исполняя
леворадикальный панк в духе Crass и Clash и достаточно прославившись среди
“панкофильствующих” анархистов. Не здесь ли стоит искать корни Dark folk?
Убежден, нет. Ибо при всем сходстве "шоковой терапии" от панков и ранних
индустриальщиков их, скажем так, идейный посыл различался. Там где панк-рок
озвучивал простые нонконформисткие и антисоциальные воззрения, индастриал
следовал более глубокому бунтарскому духу, который через формальные эксперименты
в самовыражении вел своих адептов к фундаментальным вопросам человеческого
бытия.
В 1981 году Пи-Орридж основал оккультное общество “Храм Душевной Молодости” (Thee
Temple Ov Psychick Youth, или, сокращенно, TOPY) и группу Psychic TV, где
продолжал исследовать пограничные территории музыки, работая практически во всех
жанрах: от ритуальной и религиозной музыки до транса и психоделии. В Psychic TV
начали свой путь два великих в будущем музыканта: сооснователь Coil Джон Бэланс
(Jhonn Balance) и фронтмен Current93 Дэвид Тибет (David Tibet). Что же
изменилось со времен шумовых экспериментов? Говорит Дженезис Пи-Орридж:
В конце 60-х я вплотную занимался всякими перформансами, и все больше и больше
меня интересовали темы сексуальных табу, социальных норм, человеческого тела и
сексуальности, причем многие вещи приходили ко мне во время перформансов, когда
я просто наблюдал за тем, что происходит со мной и с аудиторией. Иногда я вдруг
замечал какие-то вибрации или побочные эффекты, которые не были просто
непонятны. Например, во время одной акции я начал “говорить на языках” -
единственный раз за всю жизнь! В другой раз я вдруг упал замертво... без пульса,
сердце не бьется, дыхание остановилось... но самое потрясающее - я был в полном
сознании... Мне до смерти хотелось выяснить, что же со мной происходит. Тут-то я
и принялся перечитывать всякие книжки по магии, первобытным ритуалам,
инициатическим практикам, пытаясь найти аналоги тех состояний, которые я
интуитивно испытывал
В 1982 году Тибет и Бэланс сотоварищи организуют проект Dogs Blood Order,
проникнутый оккультными идеями и философией Алистера Кроули - одного из наиболее
известных мистиков и магов XX века. Так появляется каббалистическая запись «LAShTAL»,
которая, по словам Тибета, "особенно оккультна и основана на призыве Малкунофата
на Темной стороне Эдема, обратной стороне Древа Жизни". Чуть позже эти записи
войдут в первые альбомы Current93 "Nature Unveiled" и "Dogs Blood Rising", на
которых уже прозвучат многие основные темы зрелого Тибета: апокалипсис,
мистический Христос, Мальдорор, насилие и внутреннее очищение. С музыкальной
точки зрения они представляли собой ритуальные "лупы", сопровождаемые резкой
перкуссией и различными шумовыми эффектами. Это был еще индастриал, но уже иной,
новый и эзотерический. Близилось время рун и забытых традиций...
Copyright ©2008 Seidr webzine