Zangezi
Dark folk: ночь в раю

Руны и люди. Инициация Dark folk

   Кто на кого повлиял, сейчас сказать трудно. Но известно, что Death In June (в составе Дугласа Пирса, Тони Уэйкфорда и Патрика Лигаса), сформированная в 1981 году, в том же году выпускает винил "Heaven Street", где пробует новый, милитаризированный саунд и твердый, пафосно-отчаянный мужской вокал, который впоследствии станет своего рода дарк-фолк-стандартом. В это же время Уэкфорд и Лигас открыто обращаются к изучению германской мифологии и рунической магии. Несмотря на уход Тони из Death In June по причине его праворадикальных взглядов, зерно было брошено в благодатную почву. Да и что можно было ожидать от группы, название которой содержит в себе отсыл к Ночи Длинных Ножей (30 июня 1934), когда приспешниками Гитлера были вырезаны почти все штурмовики СА? Вспоминает Дуглас П.:
В 1986 году я жил у Дэвида Тибета, в доме Фрейи Асвюнн на севере Лондона. Три ночи подряд мне снился один и тот же сон – на меня обрушивается что-то вроде дождя из рун. Мне удавалось сконцентрироваться на одной из них - остановить ее в полете и рассмотреть, что же это за руна... Это было не то чтобы мое имя… скорее, это был я сам.
1986 год можно назвать инициатическим для нового музыкального жанра: по легенде, "в один прекрасный день Дэвид принял огромную дозу ЛСД-25 и поднялся на крышу дома, в котором жила вокалистка группы Strawberry Switchblade Роуз Макдауэлл (тогда еще не имевшая к Current93 прямого отношения). Там ему было явлено нечто, радикально изменившее его видение мира, и - еще более радикально - музыкальный стиль его группы. Тибет увидел в небе распятие, на котором вместо спасителя христиан висел... Нодди - маленький смешной игрушечный человечек, персонаж очень популярных в Англии сказок "для самых маленьких" писательницы Энид Блайтон. И в один миг изменилось все." В распятом Нодди Тибету явился сам дух современного фолка: смешной и умирающий, игрушечный и пророчествующий. Это был темный дух. Дух Dark folk.
Немедленно выходит полуакустический сингл "Happy Birthday Pigface Christus", на котором отметились, кроме упоминавшихся Тибета, Бэланса, Пирса и Макдауэлл, еще Стивен Степлтон (Steven Stapleton), лидер ультраэкспериментальной формации Nurse With Wound, и Беирт (B'eirth), в будущем In Gowan Ring. В 1987 году с Тони Уэкфордом Тибет записывает "Imperium", а с Яном Ридом, сооснователем Fire & Ice - "Swastikas For Noddy".
Два абсолютно неожиданных диска, где древнеанглийские фольклорные баллады сменяются песнями а-ля Чарли Мэнсон, которые в свою очередь уступают место философским миниатюрам о бренности всего сущего и о страданиях матери Иисуса. От скорбного эмбиента не осталось и следа - пятнадцатиминутные "петли" из плачей и стонов сменили резкие звуки акустических гитар и едва ли не классические рок-аранжировки. В стилистике апокалиптического фолка оказались выдержаны и следующие альбомы, в которых чувствуется влияние английской метафизической поэтики эпохи Возрождения. Тибет погружается в метафизику Кали-Юги.
В это же время Пирс выпускает альбом "Brown Book", созданный под прямым влиянием рунической магии. В композиции "Runes and Men" - весь дальнейший Death in June: меланхолическое пение под акустическую гитару и хор, фоновые немецкие семплы, монотонная перкуссия, "мечты о других жизнях и великих временах". Выступления группы в камуфляжных одеяниях, а затем и в знаменитых масках, заимствования символики немецких дивизий (например, Totenkopf) и наиболее активно использовавшихся нацистами рун (Odal, Hagalaz, Algiz) способствовали появлению особого праворадикально-милитаристского "обаяния" (!вспомним историю с Уэйкфордом!) и, как можно было ожидать, скорых последователей.
Наконец, в том же 1987 году Уэйкфорд и Рид организуют проект Sol Invictus, первый же мини-винил которого можно считать программным. "Against the Modern World", названный под влиянием книги итальянского традиционалиста Юлиуса Эволы "Восстание против современного мира" (Revolt Against the Modern World: Politics, Religion, and Social Order in the Kali Yuga), поднимал темы язычества и старых традиций, нордического героизма и священной войны, неприятия современной цивилизации комфорта и потребления. Песни Уэйкфорда, часто очень холодные и суровые, тем не менее пропитаны мягкой иронией и сарказмом по поводу ницшеанских "последних людей", у которых есть одно маленькое счастье днем и другое - ночью. Спокойная акустика и неоклассические аранжировки Sol Invictus кому-то могут показаться излишне однообразными и примитивными, но факт: в стиле традиционалистского Dark folk работали и работают наибольшее число формаций этого жанра. Велика сила правых идей...

 

Copyright ©2008 Seidr webzine