Zangezi
Dark folk: ночь в
раю
Многообразие Dark folk. 1: В поисках Европы
Дальнейшее развитие и и обогащение исследуемого нами музыкального течения можно
проследить в двух направлениях. Во-первых, как и следовало бы ожидать,
происходило взаимодействие с другими жанрами, такими как Neofolk, Darkwave,
Modern classical, Dark ambient, Psychedelic rock. Во-вторых, дарк-фолк-сцена
довольно неожиданно разделилась по национальному признаку. Оставив за британцами
их безусловное право быть первооткрывателями почти всех канонов и приемов,
отягощенные имперским и национал-социалистским прошлым немцы принялись активно "орать"
Filds of rape ("Аресовы поля") и преуспели в этом. Несколько ироничные темы
Пирса и Уэйкфорда приобрели в тевтонском сознании непоколебимую прямолинейность
и пафосность. На юге Европы, наоборот, ирония расцвела пышным цветом, смешавшись
с декаденским привкусом жизни, настроениями "fin-de-siècle" (конца эпохи) и
кабареточными мелодиями. Законодательницей "эстетствующего" Dark folk стала
Италия, что не удивительно, учитывая историческую память о "Древнем Риме периода
упадка" и футуристическое прошлое. Наконец, перевезенный за океан, Dark folk
потерял многое от своей инициации старыми европейскими мифами и традициями, зато
сблизился с синкретическим жанром psych folk, порожденным LCD-экспериментами
психоделических рокеров на ниве американо-британского фолка. Музыка этого
направления приобрела экспрессивно-лирические оттенки, нередки женский вокал и
ghost-эмбиентные ландшафты.
Начнем с североевропейской, нордической ветви Dark folk. В девяностых годах под
уэкфордовским лозунгом "Looking for Europe" (Найти Европу") на андерграундной
сцене Германии появилось множество радикально традиционалистски настроенных
персонажей и коллективов, которые на общей волне возрождения язычества и
древнегерманских традиций (общества Асатру, Рунная Гильдия, Община Одина и проч.)
начали петь меланхолически размеренными баритонами под акустическую гитару,
скрипку и милитаризированную перкуссию. Тематика была соответствующая: руны,
старые боги, мистерии, Родина, Кровь, Верность, Священная Европа, Солнце, Меч,
Огонь, Дух, Воля, Возмездие, Сила, Империя... Интересна и манера исполнения:
неподвижная поза, прямая осанка, приподнятый подбородок. Словно самим своим
видом музыканты демонстрировали непреклонную решимость противостоять Левиафану
современного мира. В 1996 году в праворадикальной газете "Jungen Freiheit" даже
вышла статья "Пламенная кровь молодежной культуры", где было сказано следующее:
"Итак, сегодня Европа стала центром новой анти-модернистской музыкальной
культуры, возникшей на основе так называемой "готики". Насыщенная романтизмом и
архаичными образами, она соединяет в себе классическую мелодику и грубую энергию
industrial, (...) и с ее помощью новая молодежная культура пытается возродить
западную эстетику, вернув ей утерянные мифические и иррациональные образы. Мы
вновь становимся свидетелями трансцендентальной борьбы души и интеллекта,
прервавшейся в эпоху Средневековья."
Разумеется, не всем формациям удается удерживаться на тонкой грани между
чрезмерной пафосностью и неискренней эксплуатацией "архаических образов". Кто-то
чередует мягкую, романтическую акустику и эмбиентно-шумовые коллажи, сдобренные
сэмплами и индустриальными эффектами, для экзотики сотрудничая с русскоязычными
вокалистками и используя лирику Ницше и Тракля (Darkwood); кто-то позволяет себе
экспериментировать с шаманским эмбиентом и краут-роком, оставаясь преданным
одной идее, одной руне (Sonne Hagal); кто-то уходит в крайний акустический
минимализм - только треньканье гитары и шепот (:Of the Wand and the Moon:), а
кто-то, наоборот, вершит богатое синкретическое действо, задействуя
средневековые барабаны и колесные лиры, новые и старые европейские наречия,
folk, tribal и etherial элементы (Hekate). Значительное число групп мигрируют от
прямого подражания "отцам" к традиционному немецкому романтическому darkwave.
Большой вес в их творчестве приобретают неоклассические аранжировки, лирические
баллады, проникновенный женский вокал и даже - что греха таить - всеядность new
age (Dies Natalis, Orplid, Werkraum, Aurum Nostrum, Ostara). Другие остаются
верными "нордическому" курсу, отчасти благодаря тому, что многие музыканты не
ограничивают себя рамками "родного" коллектива, активно участвуя в дружественных
проектах. Особенно преуспевают в этом скрипач Matt Howden (Sieben), аккордеонист
Andreas Ritter (Forseti), перкуссионист Markus Wolff (Waldteufel). Последнему
принадлежит самый, пожалуй, впечатляющий и метафизичный альбом германского Dark
folk: "Heimliches Deutschland" (Тайная Германия"). Вот что о нем пишут
рецензенты:
"Heimliches Deutcshland" - целостное путешествие во внутренние пространства
германо-скандинавской мифологии, осмысленной в традиции foelkisch-движения.
Дикая охота Вотана, священный столб Ирминсуль, мистерии древа мира, гимны
ницшеанской воле и солнцу... Космический круг как максимальная мифологема - "место
действия" этой визионерской драмы. Трагизм и напряженность в эту диалектику
вносит личное начало, героическое "мы", с которым отождествляет себя поющий...
Густой "тевтонский" вокал на всем альбоме сильно выведен вперед по отношению к
фолково звучащим инструментам - скрипке, альту, флейте, аккордеону, бодрану,
перкуссии. (Олег Никонов). Альбом, пронизанный народной музыкой и ариософией –
от Антона Рента и Эрны Бласс до фон Гельхова и Германа Вирта - производит
удивительнейшее впечатление... Мягкий, величавый, лишенный какой-либо
озлобленности или агрессии, свойственной современным “традиционалистским
Наполеонам”, он в очередной раз утверждает всю мощь Традиции в хаосе
современности. (Shelley)
Однако, не всем удается выстоять в "хаосе современности". В этом смысле
поучительна история семейного дуэта Belborn (Holger F. и Susanne H.). Если их
дебютный альбом называли "интересным экспериментом", привнесшим в Dark folk
мелодичное, но нарочито явное электронное звучание (чуть ли не синти-поп), а
следующее за ним творение "Drei" - возвратом к традиционному акустическому
саунду, недоумевая, зачем было отказываться от удачно найденной "фишки", то
третий и последний их полноформатник "Y" (равно как и их сплит с Rose Rovine E
Amanti) расставил все на свои места. Музыка оказалась, как и должно, наверное,
быть, послушным зеркалом их мировоззрения. Пока тематикой их песен были
романтические истории о героях, любви и смерти, тут были уместны и клавишные
пассажи и англоязычная лирика, но последовавшая за этим гневная отповедь миру "эгоизма
и коррупции" от "марширующих по земле предков" потребовала более радикального
представления. Отныне ритмичный густой вокал Хольгера повествовал (исключительно
на языке Ницше) о пробуждении, бессмертии, бунтарях и детях света, призывая к "борьбе
за завтрашний день". К сожалению, что «позволено» Death In June, не позволено
Belborn. Конфликт несколько прямолинейных немецких традиционалистов с властями
привел к закрытию многообещавшего проекта. Надпись "R.I.P." - теперь
единственный контент их сайта.
Copyright ©2008 Seidr webzine