Zangezi
Dark folk: ночь в раю

Многообразие Dark folk. 1: В поисках Европы

   Дальнейшее развитие и и обогащение исследуемого нами музыкального течения можно проследить в двух направлениях. Во-первых, как и следовало бы ожидать, происходило взаимодействие с другими жанрами, такими как Neofolk, Darkwave, Modern classical, Dark ambient, Psychedelic rock. Во-вторых, дарк-фолк-сцена довольно неожиданно разделилась по национальному признаку. Оставив за британцами их безусловное право быть первооткрывателями почти всех канонов и приемов, отягощенные имперским и национал-социалистским прошлым немцы принялись активно "орать" Filds of rape ("Аресовы поля") и преуспели в этом. Несколько ироничные темы Пирса и Уэйкфорда приобрели в тевтонском сознании непоколебимую прямолинейность и пафосность. На юге Европы, наоборот, ирония расцвела пышным цветом, смешавшись с декаденским привкусом жизни, настроениями "fin-de-siècle" (конца эпохи) и кабареточными мелодиями. Законодательницей "эстетствующего" Dark folk стала Италия, что не удивительно, учитывая историческую память о "Древнем Риме периода упадка" и футуристическое прошлое. Наконец, перевезенный за океан, Dark folk потерял многое от своей инициации старыми европейскими мифами и традициями, зато сблизился с синкретическим жанром psych folk, порожденным LCD-экспериментами психоделических рокеров на ниве американо-британского фолка. Музыка этого направления приобрела экспрессивно-лирические оттенки, нередки женский вокал и ghost-эмбиентные ландшафты.
Начнем с североевропейской, нордической ветви Dark folk. В девяностых годах под уэкфордовским лозунгом "Looking for Europe" (Найти Европу") на андерграундной сцене Германии появилось множество радикально традиционалистски настроенных персонажей и коллективов, которые на общей волне возрождения язычества и древнегерманских традиций (общества Асатру, Рунная Гильдия, Община Одина и проч.) начали петь меланхолически размеренными баритонами под акустическую гитару, скрипку и милитаризированную перкуссию. Тематика была соответствующая: руны, старые боги, мистерии, Родина, Кровь, Верность, Священная Европа, Солнце, Меч, Огонь, Дух, Воля, Возмездие, Сила, Империя... Интересна и манера исполнения: неподвижная поза, прямая осанка, приподнятый подбородок. Словно самим своим видом музыканты демонстрировали непреклонную решимость противостоять Левиафану современного мира. В 1996 году в праворадикальной газете "Jungen Freiheit" даже вышла статья "Пламенная кровь молодежной культуры", где было сказано следующее: "Итак, сегодня Европа стала центром новой анти-модернистской музыкальной культуры, возникшей на основе так называемой "готики". Насыщенная романтизмом и архаичными образами, она соединяет в себе классическую мелодику и грубую энергию industrial, (...) и с ее помощью новая молодежная культура пытается возродить западную эстетику, вернув ей утерянные мифические и иррациональные образы. Мы вновь становимся свидетелями трансцендентальной борьбы души и интеллекта, прервавшейся в эпоху Средневековья."
Разумеется, не всем формациям удается удерживаться на тонкой грани между чрезмерной пафосностью и неискренней эксплуатацией "архаических образов". Кто-то чередует мягкую, романтическую акустику и эмбиентно-шумовые коллажи, сдобренные сэмплами и индустриальными эффектами, для экзотики сотрудничая с русскоязычными вокалистками и используя лирику Ницше и Тракля (Darkwood); кто-то позволяет себе экспериментировать с шаманским эмбиентом и краут-роком, оставаясь преданным одной идее, одной руне (Sonne Hagal); кто-то уходит в крайний акустический минимализм - только треньканье гитары и шепот (:Of the Wand and the Moon:), а кто-то, наоборот, вершит богатое синкретическое действо, задействуя средневековые барабаны и колесные лиры, новые и старые европейские наречия, folk, tribal и etherial элементы (Hekate). Значительное число групп мигрируют от прямого подражания "отцам" к традиционному немецкому романтическому darkwave. Большой вес в их творчестве приобретают неоклассические аранжировки, лирические баллады, проникновенный женский вокал и даже - что греха таить - всеядность new age (Dies Natalis, Orplid, Werkraum, Aurum Nostrum, Ostara). Другие остаются верными "нордическому" курсу, отчасти благодаря тому, что многие музыканты не ограничивают себя рамками "родного" коллектива, активно участвуя в дружественных проектах. Особенно преуспевают в этом скрипач Matt Howden (Sieben), аккордеонист Andreas Ritter (Forseti), перкуссионист Markus Wolff (Waldteufel). Последнему принадлежит самый, пожалуй, впечатляющий и метафизичный альбом германского Dark folk: "Heimliches Deutschland" (Тайная Германия"). Вот что о нем пишут рецензенты:
"Heimliches Deutcshland" - целостное путешествие во внутренние пространства германо-скандинавской мифологии, осмысленной в традиции foelkisch-движения. Дикая охота Вотана, священный столб Ирминсуль, мистерии древа мира, гимны ницшеанской воле и солнцу... Космический круг как максимальная мифологема - "место действия" этой визионерской драмы. Трагизм и напряженность в эту диалектику вносит личное начало, героическое "мы", с которым отождествляет себя поющий... Густой "тевтонский" вокал на всем альбоме сильно выведен вперед по отношению к фолково звучащим инструментам - скрипке, альту, флейте, аккордеону, бодрану, перкуссии. (Олег Никонов). Альбом, пронизанный народной музыкой и ариософией – от Антона Рента и Эрны Бласс до фон Гельхова и Германа Вирта - производит удивительнейшее впечатление... Мягкий, величавый, лишенный какой-либо озлобленности или агрессии, свойственной современным “традиционалистским Наполеонам”, он в очередной раз утверждает всю мощь Традиции в хаосе современности. (Shelley)
Однако, не всем удается выстоять в "хаосе современности". В этом смысле поучительна история семейного дуэта Belborn (Holger F. и Susanne H.). Если их дебютный альбом называли "интересным экспериментом", привнесшим в Dark folk мелодичное, но нарочито явное электронное звучание (чуть ли не синти-поп), а следующее за ним творение "Drei" - возвратом к традиционному акустическому саунду, недоумевая, зачем было отказываться от удачно найденной "фишки", то третий и последний их полноформатник "Y" (равно как и их сплит с Rose Rovine E Amanti) расставил все на свои места. Музыка оказалась, как и должно, наверное, быть, послушным зеркалом их мировоззрения. Пока тематикой их песен были романтические истории о героях, любви и смерти, тут были уместны и клавишные пассажи и англоязычная лирика, но последовавшая за этим гневная отповедь миру "эгоизма и коррупции" от "марширующих по земле предков" потребовала более радикального представления. Отныне ритмичный густой вокал Хольгера повествовал (исключительно на языке Ницше) о пробуждении, бессмертии, бунтарях и детях света, призывая к "борьбе за завтрашний день". К сожалению, что «позволено» Death In June, не позволено Belborn. Конфликт несколько прямолинейных немецких традиционалистов с властями привел к закрытию многообещавшего проекта. Надпись "R.I.P." - теперь единственный контент их сайта.

Copyright ©2008 Seidr webzine