Zangezi
Dark folk: ночь в раю

Многообразие Dark folk. 2: Апокалипсис по-итальянски

   Что толку, если ты приобретешь весь мир, но свою душу потеряешь? - некогда сказал один истинный ариец. Не в человеческих ли душах место подлинного Апокалипсиса, пророчески именовавшегося древними Рагнареком? Нужно ли ностальгировать по "эпохе героев", или лучше попытаться спасти то, что еще осталось от человека? Выдержит ли он искушение современным миром? Или, поскольку он уже не выдержал это искушение, точнее спросить, каков сейчас человек и его личный апокалипсис? Такими вопросами - полугностическими, полуэкзистенциальными - можно охарактеризовать ту сторону Dark folk-движения, что занята больше исследованием не древних традиций, а душ современников. Если императив нордического Dark folk непреклонен - "Без Традиции душа мертва", то здесь мы видим желание найти точку опоры даже в мире мертвых традиций, найти резерв внутренних сил даже в полумертвой душе. Но хорошо, если эти силы способны пребывать в самодостаточной гармонии, да только откуда этой гармонии в наш век взяться? Тогда неизбежен конфликт, надрыв, роковой недостаток или чрезмерные излишества, страдание, упоение им и чувство превосходства благодаря всему перечисленному. Такой декадентсткий подход ярче всего проявлялся в истории в закатные дни великих цивилизаций, а в европейской культуре он владеет особо утонченными умами уже полтора века. Здесь нет императивов, но есть "проклятые вопросы", терзающие темные глубины душ огнем дерзости, порока, сарказма, боли и сладострастия. Здесь все подлинно и все ложно, за провокацией следует провокация, здесь плюют в протянутую руку помощи, ибо видят камень за пазухой. Суровые ночь и зима, предшествующие Рагнареку, требуют сильных, но силы уже не те. И остается воскликнуть вслед за Томасом Петерссоном, фронтменом Ordo Rosarius Equilibrio: Так кто же, черт побери, украл Солнце из моего сердца?

Италия - страна не меньших, чем в Германии, традиций. Поэтому не удивительно, что местные зачинатели Dark folk быстро избавились от "детских болезней" и сформировали собственный, неповторимый стиль - Folk noir (французское название - дань уважения первым французским декадентам XIX века). "Нуар" в киноэстетике - это полный дисгармонии черно-белый контраст, сочетающий кич, гиперболу, экспрессию и самоиронию одновременно. Нуаром в музыке можно назвать гиперэстетский, необарочный, авангардный стиль выражения, отсылающий и к салонно-декадентскому "арт нуво", и к анархизму-нигилизму, и манифестирующий свои идеи через эпатаж, фетишизм и табуированные темы. Наиболее яркие представители Folk noir - итальянцы Spiritual Front и шведы Ordo Rosarius Equilibrio (в 2005 г., кстати, вышел их сплит "Satyriasis").

Свой самый известный альбом "Nihilist Cocktails For Calypso Inferno" фронтмен Spiritual Front Симоне Сальваторе (Simone Salvatori) сделал, по его словам, в очень "депрессивный момент своей жизни". Впоследствии его темы - секс, любовь, смерть, боль, отчуждение - получат развитие и на других альбомах. "Секс - это рабство. Любовь другого бессмысленна". Но не стоит думать, будто Симоне упивается своим страданием. Его хрипло-томный вокал, по южному заводные скрипки и гитары, кабареточные мелодии ведут к утверждению хаоса жизни во всей ее полноте, к свободе человека от условностей и морали, к высвобождению "бога внутри нас". Как говорит Симоне, "We are real people. We play real carnal music for fuckin hot people!"

Ordo Rosarius Equilibrio поначалу исполняли монументальный Dark ambient, однако от релиза к релизу акустических композиций становилось все больше и больше, пока они всецело не отдались тревожному и дразнящему эротизму Folk noir. Антихристианские и сексуальные темы переплелись в их идеологии, увенчанной девизом: "Make Love And War". В их понимании любовь и война - синонимы, а не антонимы. И это потому, что старый мир гармонии и порядка пал, разрушенный Апокалипсисом. "Конец света - это не великий финал из огня и серы - говорит Томас Петерссон. - Он свершается здесь и сейчас - каждый день, каждый час, каждую секунду". Но это еще не повод "засунуть ствол в рот и потянуть спусковой механизм, покуда в нас есть желание и силы смеяться и подвергать все тотальной иронии". Последний на сегодня альбом ORE "Apocalips" - грандиозная "пощечина общественному вкусу", всем "маленьким" и "последним" людям. Языком BDSM-провокации и гомоэротизма, музыкой, полной соблазна, и текстами, полными иронии, Томас создал очередную главу своего евангелия, повествующего о кабаре "Новый Иерусалим" и яркокрасных губах как символе Апокалипсиса.

Еще более радикальны в своем шизо-кураже итальянцы Ain Soph, уже в начале 90-х совершавшие фортепианно-гармошечные экзерсисы в мир архаического фолка, городского шансона и пост-индустриальных шумелок. Они породили целую волну продолжателей, которых, впрочем, эпигонами называть язык не поворачивается, настолько узнаваемо и неподражаемо звучит каждый из них. Это и эзотерические эклектики Nový Svět, и милитаризованные Foresta Di Ferro, и экстремалы AIT!, и экзальтированные Mushroom's Patience, и певцы темной Венеции Calle Della Morte. Здесь Dark folk как таковой подходит к своему крайнему пределу, но исчезая не в романтических слюнях world music, а в пароксизме постмодерна, выдыхая с кровью: мы не пасынки Традиции, мы ее ублюдки. "Make War Not Love" (AIT!). Отсюда и saltatio mortis - пир во время чумы.

Впрочем, средиземноморский Folk noir еще далек от коллективного суицида. Порукой тому другие персонажи на залитой горячим солнцем арене старых традиций. Именно сыновьям Юга, пожалуй, наиболее всего удается мудрое согласие с идеей: прошлое не может быть целью, прошлое должно стать основой единения. Новые варвары пришли разрушить наши культуры, любая империя рано или поздно падет, но остается память, для которой нет смерти. К таким бережным хранителям культурной памяти можно причислить итальянский квинтет Argine, чьи блестящие камерные "мемуары" хрупкими скрипичными созвучиями воскрешают гармонию ушедших эпох; спокойный, как тот индеец из джармушевского "Мертвеца", Stefano Di Felice (Nobody); исполненный глубокого испанского мистицизма Ô Paradis; молодые археофутуристы Ianva, Rose Rovine E Amanti, Rome. Для них музыка - возможность не только творческого самовыражения, но и своего рода причащения вечным ценностям. Может быть поэтому, кстати, большинство Dark folk формаций - это "one man band", приглашающие для реализации своих идей сессионных музыкантов. Ведь у каждого свой путь...

 

Copyright ©2008 Seidr webzine