Zangezi
Dark folk: ночь в
раю
Многообразие Dark folk. 3: Миф, которого ещё нет
Разговор об американском Dark folk всегда начинается с подозрений во вторичности.
Мол, на чем может быть основана его самобытность? "Не петь же мадригалы ботику
"Mayflower", право слово!" И не поют. И "Священную Америку" не ищут. Но что же
тогда? Если нет четких контуров Традиции, то нет и определенного жанра Dark
folk? Отчасти это так, но лишь отчасти. Американский Dark folk действительно
пребывает в едином пространстве не только с родственными фолк-направлениями
(Acid folk, Pop folk, Psych folk, Wyrd folk), но и американской готикой (etherial
и neoclassic). Но такая неопределенность связана прежде всего с тем, что вместо
выражения уже существующих традиций (как в нордическом Dark folk) или
напоминаний об их смерти (как в средиземноморском) американские музыканты
пытаются оказаться в пространстве, предшествующем любой традиции и любому мифу.
Это область смутных грез и неясных прозрений, сфера глубокого подсознательного и
вытесненных детских переживаний, страна визионерских и трансовых путешествий. В
такой области когда-то рождались самые первые человеческие представления о духах
природы, из этого источника черпали свою поэтическую силу По и Уитмен, на него
опирались в своих сектантских откровениях мормоны и баптисты. В таком случае
именно музыка становится самым верным посредником при контакте с "той стороной
реальности", и даже не столько сама музыка, сколько вызываемые ею состояния
сознания. В них нет ни нордической непреклонности, ни южного куража, лишь
сладкая печаль, щемящая тоска, светлая грусть и романтическая меланхолия.
Действительно, как еще можно выразить это мимолетное прикосновение душой к "источнику
Всего", неназываемому и невыразимому? Радость и сожаление, надежда и потеря -
вот основные эстетические и мистические категории американского Dark folk.
Думаю, понятно, почему не имеет особого смысла классифицировать или искать
эволюцию у групп, играющих в этом ключе. Лучше заглянуть вместе с ними в те
части воображаемых пространств, которые наиболее им близки. Тогда окажется, что
для уже упоминавшегося Беирта это магический "круг маргариток" (In Gowan Ring),
в котором сплетаются воедино энергетические и эмоциональные силы природы. Здесь
с помощью акустических вибраций чудо-инструмента Беирта - самостоятельно
изготовленной двухшейной гитары, гибрида гитары и цитры, - возможно медитативное
посещение того, что сам музыкант называет "садом лунного света". Бесполезно
пытаться объяснить, что это такое, да и не стоит. Прекрасное необъяснимо.
"Дыханием камней" (Stone Breath) вдохновляется еще один американский дарк-фолкер
Тимоти Реннер. Банджо в его руках превращается из музыкального инструмента в
столь же живое существо, как и воспеваемые им луга и скалы. Джозефу
Баденхользеру (Joseph Budenholzer) уютно в непролазной "лесной глуши" (Backworld),
куда его воображение забредает в поисках краеугольного камня мира. Сюда не
проникают земные разночтения - не все ли равно, каким словарем пользуется
визионер для описания своих уникальных видений? Поэтому так легко дается
американским дарк-фолкерам - в числе прочих - язык христианского мистицизма. В
этом - еще одно отличие от старой Европы, склоняющейся, как мы помним, или к
непременному язычеству разных оттенков, или к эпатирующему атеизму. У каждой
раны - своя боль и кровь...
Кстати, о язычестве. Кажется, нет такого природного явления или творения,
которое не было бы воспето американцами (скажем, атмосферные явления - дождь,
ветер, снег - "вотчина" южнокаролинской формации Harvest Rain). Но, опять-таки,
речь должна идти не о прославлении природных капищ и местожительств старых богов,
а скорее о том первобытном анимизме, который ничего не персонифицировал, но и
ничего из вида не упускал. Другая сторона этого - существование особой касты
людей, которым в максимальной степени открыты силы природы - шаманов и ведьм. Из
числа последних - Венди (Wendy Van Dusen), фронтвумен Neither/Neither World, и
Rose McDowall - та самая Роуз, сыгравшая свою роль в рождении Dark folk, много
сотрудничавшая с Current93, а в 1993 году создавшая свой проект - Sorrow. В их
музыке и магическом вокале явственно слышится эхо заклинаний, с помощью которых
ведьмы когда-то могли управлять реальностью. Ах да, Америка ведь ещё и страна
победившего феминизма...
Одной из самых харизматичный фигур всего жанра Dark folk, выступающей
своеобразной скрепой между европейской и американской его разновидностями,
является Майкл Мойнихан (Michael Moynihan), журналист, издатель и лидер группы
Blood Axis. Он - автор нашумевшей книги "Повелители хаоса" о норвежском black
metal, переводчик и издатель книг Ницше, Эволы и Виллигута, один из редакторов
антимодернистского журнала TYR (Миф - Культура - Традиция), корреспондент
одиозного Чарли Мэнсона, владелец лейбла Storm и многое другое. Хотя у Blood
Axis немного релизов, сам Мойнихан и его верная соратница Аннабель Ли (Annabel
Lee) замечены сессионными музыкантами в чуть ли не половине упомянутых в этой
статье проектов, сотрудничая с Бойд Райсом, Беиртом, Маркусом Вольфом, Яном
Ридом и прочая. Его тотальный радикализм роднит его скорее с европейской ветвью
Dark folk, однако никто иной как Мойнихан протянул зримую нить между современным
и классическим (60-70-х гг.) американским фолком, способствовав возрождению
фолк-легенды Changes.
Фигурой Мойнихана круг Dark folk замыкается. От непримиримых европейских
традиционалистов через средиземноморских дарк-шансонье и психоделичных
американских шаманов возвращается музыкальное пророчество о грядущем
Апокалипсисе и тех немногих, кто провидит это. Их послание человечеству гневно и
скорбно, их идеология - "сила, скорбь и гордость". Разумеется, подобная позиция
не может не вызывать соответствующую реакцию у "сильных" и большинства мира сего.
Какова она - будет сказано чуть позже, а нам нельзя не упомянуть про
постсоветскую Dark folk сцену.
Copyright ©2008 Seidr webzine