Zangezi
Dark folk: ночь в раю

Борьба за огонь. Жизненное пространство Dark folk

   Жизненное пространство (нем. Lebensraum) - термин немецкой геополитики, призванный объяснить специфику любого культурного феномена его привязкой к культурному ландшафту, исторической географии и жизненным силам каждого народа. В случае Dark folk это пространство определяется не только музыкальным творчеством тех или иных коллективов, не только их сплоченностью и взаимодействием, но и их политической и социальной манифестацией. А она, как известно, радикальна и вызывающа, поэтому не удивительно, что Dark folk играет роль красной тряпки для нападок со стороны и левых, и обывателей, и глобалистов. Более того, к этим антитрадиционалистским силам оказались привлечены даже готы. Так, в Германии существует организация "Grufties Gegen Rechts" (Готы против правых), на счету которой бойкот концертов Kirlian Camera (итальянская Dark folk и Darkwave группа), срыв выступления Von Thronstahl (немецкая группа аналогичного стиля) на фестивале Wave Gotik Treffen, распространение листовок с обвинениями в "ультраправом нацизме" Кима Ларсена (:Of the Wand and the Moon:), Маркуса Стока (Empyrium), Уве Нолта (Orplid) и многое другое. Борьба с "коричневыми тенями" на "черной сцене" вызвана, думается, страхом современной Европы как перед своим прошлым, так и перед будущим. Прошлое, вместо того, чтобы понять, "лучше" забыть и откреститься, а в будущее безопаснее и легче следовать за "прогрессивной" и либеральной Америкой. Любое инакомыслие неудобно и чревато разбродом умов.
Разумеется, в такой сложной обстановке молодым талантам труднее пробить себе дорогу к аудитории, выпускать альбомы, выступать вживую. Тут остается уповать только на поддержку профильных лейблов, да участие в тематических сборниках, кои обильно выходят на тех же лейблах. В связи с этим значение последних трудно переоценить, тем более, что они всегда выступали не просто компаниями, выпускающими музыку, но сообществами единомышленников и друзей. Целую эпоху в Dark folk составила деятельность лондонской World Serpent Distribution (WSD), которая с конца 80-х и по начало века издавала или содействовала изданию титанов мировой альтернативной сцены - Coil, Current93, Death In June, Boyd Rice, Nurse With Wound, Sol Invictus и т.п. Не все они и не всегда играли Dark folk, но все придерживались "неполиткорректных" мировоззрений, потому не нуждались в поддержке и признании "приличных" масс-медиа. WSD, наладив сеть независимой дистрибьюции, будучи непримиримой в политике цен и продвижения своих релизов, выступила в этом смысле своеобразным первопроходцем. И хотя в 2004 году WSD обанкротилась (на независимости и альтернативе много не заработаешь), эстафету подхватили другие инди-лейблы: Eis Und Licht, Tesco Distribution (оба - Германия), Hau Ruck! (Австрия).
К середине 2000-х Lebensraum описываемого нами жанра расширился до таких пределов, что породил интерес не только ищущих жареного газетчиков, но и серьёзных журналистов. Результатом исследований Андреаса Дизеля и Дитера Гертена стал 500-страничный том "Looking for Europe. Neo-Folk und Hintergründe" (2005), в котором на основании множества интервью, культурных контекстов и мнений компетентных критиков дана широкая панорама развития и сегодняшнего состояния Dark folk и пограничных направлений. К изданию книги был приурочен и превосходный 4-х дисковый сборник "Looking for Europe", где отметились почти все упоминаемые в этой статье персонажи и коллективы и много иных. Согласитесь, не так уж часто пишутся фундаментальные книги о музыкальных жанрах, тем более жанрах "темной сцены". Уже один этот факт свидетельствует, что Dark folk из жупела современного общества постепенно превращается в достойного ему оппонента. И если некоторые из дарк-фолкеров все ещё непримиримы, отмахиваясь от обвинений по примеру Бойда Райса ("Я не нацист. Я попросту ненавижу человечество"), то другие стараются рассуждать взвешенно и беспристрастно:
Мы живем в обществе, у которого нет прошлого. Экономическая глобализация привела к глобализации культурной. Естественно, что у людей возникает стремление сохранить духовное, культурное и языковое наследие. По-моему, это не имеет ничего общего с расизмом или национализмом (Тони Уэйкфорд).
Так или иначе, но борьба за огонь Старой Европы ещё далека от своего финала. Идущим в авангарде Dark folk-музыкантам (подобно любым общественным деятелем, а не кабинетным затворникам) ещё предстоит многое спеть и сделать в свою защиту и в защиту тех идеалов, ради которых они призваны на сцену. Пока нет или почти нет масштабных специализированных фестивалей, печатных журналов, и даже интернет, пестрящий различными сайтами и порталами готической, индустриальной и электронной направленности, очень беден в случае Dark folk. В рунете, пожалуй, только http://seidr.woods.ru/ уже несколько лет несет нелегкое бремя просвещения в массы. Однако, есть и приятные сюрпризы. Оказывается, даже в Китае есть поклонники этой музыки, играющие её (The Golden Bough) и даже издающие на специально организованном лейбле (Chaos Productions). Остается только ещё раз повторить сакраментальное: велика сила правых идей...
 

Copyright ©2008 Seidr webzine