DARKWOOD
10''
"Weltenwende"
Eis
& Licht
© 2003
Бессонница.
Darkwood. И снова - Eis &
Licht.
В который раз - винил - как кносский диск.
В который раз слагаю я про них
Гремучий эпос, а выходит - писк.
Так, прихрамывая по кривой дорожке вместе с акмеистом в законе О. Мандельштамом, я с грехом пополам добрел до нового альбома одного из самых многообещающих неофолк проектов последних лет. Темнолесье. Darkwood. А жалкий писк вместо эпоса раздается лишь потому, что до сих пор мне волей-неволей приходилось сочетать в материале два противоречащих друг другу, разнонаправленных подхода, и одна волна почти что начисто перекрывала другую. Хотелось и передать свои эмоциональные впечатления от музыки без оглядки на что бы то ни было, и вместе с тем - пристально рассмотреть ее в рамках того, что через сотню лет какой-нибудь юркий музыковед мог бы назвать "парадигмой новых нибелунгов". И нашим, и вашим. Только вот незадача - не выходит писать так, как это делают наши уважаемые коллеги с портала Funprox.com - такими темпами легко скатиться до "ангельских вокалов", или того хуже - "страждущих скрипок" и прочих общих мест с претензией на передачу чувственного восприятия. А заодно на заднем плане как бы между прочим проглядывают вялые попытки разбора полетов. Валькирий?.. Какие, прости Мимир, валькирии. Все бы им смешивать два этих ремесла…и то сказать, я не из их числа. А посему капитальной рецензии - быть.
После выхода дебютного альбома Фогеля and Co. - "In the fields" - трудно было предугадать, в какую сторону метнутся Darkwood дальше. Тогда наиболее уместным представлялось сравнение с бывшими, раскаявшимися металлистами из Empyrium. Разве что накал страстей был послабее. Выражаясь образно, вместо экспрессивного монолога до слуха доносился вялый шепоток сангвиника (whispers of immortality). Пространные и заунывные гитарные переборы подавались с холодком, а под развитием мелодической темы Фогель, видимо, понимал в те не очень-то и далекие времена постепенное добавление перкуссии и голосов. Исполнено все это богатство было едва ли не в одной тональности. Дикий минимализм. Но в итоге получилось терпимо, даже, с поправкой на законы жанра, неплохо, откровенного занудства чудом удалось избегнуть. Иначе альбома не издали бы большие дяди с World Serpent - те собаку съели на апокалиптических cantas, их на мякине не проведешь. А то прозябали бы Darkwood до сих пор в безвестности как Lonsai Maikov, у которых и хитов как таковых не водится, и харизма худосочна. Немцы же взяли за основу мотивы крайне похожие и однообразные, но беспроигрышные с точки зрения среднего вкуса. Именно среднего, а не плохого. Вызвав умеренный интерес в кругах поклонников подобной музыки, "In the fields" стал заявкой на грядущую популярность. Диск создавал устойчивое настроение, четко задавал пункт отправления - оставалось следить за грядущими релизами. Те не заставили себя долго ждать. Коротко перечислю их. "Heimat & Jugend", где обнаружилось умение Фогеля работать со звуковыми ландшафтами и его пристрастие к индустриальным хэнд-мэйдам, сингл "Talons" - подробнее о нем можно прочесть на нашем сайте, "Flammende Welt" - финальная часть нордического триптиха, на которой группа снова вернулась к акустическим балладам, развивающим, с одной стороны, линию первого альбома, и пример тому - песня "Gluhend Geist", с другой - тематические более близкие зрелым манифестациям и обличительным посланиям современному миру от Sol Invictus.
И вот - пожалуйста. Готова еще одна пластинка - Weltenwende. О ней стоит поговорить. Не в тематике дело - ничего нового. Судьба родного народа, горечь и любовь, борьба и мучительные размышления… Понятно. Буклеты часто для того и делают, чтобы наметить общую канву. Повторение - мать… и т.п. О влиянии Ницше на излишне впечатлительных ревнителей традиционных ценностей тоже давно известно. Навскидку стоит еще назвать, пожалуй, Хайдеггера и Гессе.
Интересен другой момент: то, как соотносится содержание свежего винила с тем, что Darkwood записали до 2002 года, и политика лейбла Eis & Licht. Кстати, вопросы эти теснейшим образом взаимосвязаны. Начнем с последнего.
Во-первых, внимания заслуживает носитель. Виниловые десятидюймовки снова в чести у неофолкеров. Последние два диска, которые я рецензировал, вышли именно в таком формате -речь о Lux Interna и Sonne Hagal. Издатели всячески поощряют стремление коллективов, особенно дебютантов, к нестандартности. Эдакая игра в средневековый цех с упором на то, что продукт штучный. Опять же, такой подход ценителю folk noir не в новинку: уже компания с World Serpent и затем - Tursa осознала, как важна предварительная подача материала, а это и художественное оформление буклета, и тексты песен, и возможные эпиграфы, и посвящения, и еще десятки незначительных на первый взгляд деталей. А качество носителя, как и ассоциативный ряд, с ним связанный, играет далеко не последнюю роль, прости Вотан, в эстетико-психологической механике предвкушения записи. Ведь, несмотря на значимость собственно музыки, встречают пока по одежке.
За вычетом CD выбор невелик, так что возврат к винилу был предсказуем. Не DAT'ом же или DVD, не говоря уже о простой кассете - потчевать преданных слушателей.
В завершение подготовительной части: при всем при этом группе желательно ориентироваться на limited edition. Странно: звукозаписывающие и продюсерские компании, нацеленные на реализацию неофолк-музыки, обретают все большую аудиторию. Однако пока довольствуются тем, что имеют, потому и осторожничают, предпочитая, за редким исключением, издавать соотечественников, - в первую очередь я говорю о том же Eis & Licht. Стабильность в росте спроса должна достигнуть некоего иного качественного уровня, когда будет возможен переход к новому этапу.
А теперь о самом Weltenwende. Слушаем первые три песни, и вот какая штука получается - фактура звука и набор инструментов теперь больше походят на таковые от Sonne Hagal и Forseti!.. Сдается мне, дело и правда в курсе, который взял лейбл. Своего они добились - продукция Eis & Licht распознается на раз. Но эта эволюция настолько естественна для Darkwood, что поневоле становится страшно от такой дальновидности обоих сторон - музыкантов и издателей. Будто бы они идут навстречу друг другу, не отклоняясь, впрочем, от избранного с самого начала пути… Ладно.
Приступим. Развитие партий по сравнению с первым релизом стало более содержательным и изощренным, если эти понятия применимы к творчеству группы, исповедующей минимализм, но штука в том, что даже ритмические сбивки в песнях - на Weltenwende восемь треков - прямо-таки братья-близнецы. В последовательности Darkwood не откажешь - движутся они достаточно ровно, их прогресс легко прослеживается по шагам. Семимильным?.. Да, поскольку успели они за несколько лет многое. Подложка проработана идеально - синтетические звуки нигде излишне не выпирают, частоты гладенько подровнены, но это не производит впечатления нарочитой педантичности. Сэмпл мужского оперного вокала, правда, так себе, поиграть бы Фогелю с наложениями и процессорными обработками чуть больше. А в остальном электронная составляющая тянет на четверку с большим плюсом - задает местами бодрую, местами зловещую патетику. Арийский балет на льду. Не так нарочито параноидально и надрывно, как у Sonnwinn, но ведь и жанр другой, другие и задачи. Нет пристрастия к прямолинейному, а оттого порой дешевому в своем напускном величии симфонизму как у Von Thronstahl. А классику современной академической музыки Darkwood если и эксплуатируют, то не в открытую и не целыми фрагментами.
Помимо обычной милитаристской перкуссии, теперь менее плоской и сухой, нежели на "In the fields", в ассортименте появились и гонги - в ряде фрагментов они звучат вполне натурально. Мелодии стали немногим более фолковыми, в отличие от несколько невнятных переборов из раннего материала.
Фогель наконец нашел правильный баланс между собственно пением, мелодекламацией и просто выразительным чтением. Больше, естественно, поет. Приятно, что на родном немецком. Но последняя композиция разрушила мои радужные грезы - английский у человека-darkwood все такой же корявый. Соответственно, и сюжетно-содержательный план его виршей примитивен донельзя - дайте мне тексты Darkwood и Novalis, написанные на языке мирового империализма, без указания авторства, и я не сумею определить, кто какой стих написал. Язык определяет сознание и наоборот. А еще он при неумелом обращении с ним можно уронить в грязь самую прекрасную и совершенную жемчужину мысли. Хотя что я говорю - думаю, Фогель и сам понимает это, иначе не занимался бы такой музыкой. Повторяется - угодить надо и нашим, и вашим. Показать, что он умеет и на неродном наречии писать. Старается ли для поклонников, или большие начальники с Eis & Licht попросили?.. Все равно никогда не признается.
Мы стали свидетелями того, как одна из самых интересных немецких neofolk групп вернулась на круги своя, по ходу дела круги те разомкнула и продолжила неуклонное поступательное движение вперед. Если исходить из логики развития музыки Darkwood, то теперь следует ожидать от них нечто наподобие последнего альбома Sonne Hagal с dark ambient. Чувствую только, что неожиданность будет приятной.
Wolffanger