Death in June
в Москве
28.11.2002
Впечатления Алексея (саратовская группа Blood & Sand)
DEATH IN JUNE в Москве, в России. Мгновение, которого ждали, в реальность которого не верили до последнего момента. Долой маски. На сцене Личность, да, прежде всего, Личность. С трудом понимаю, что всё что происходит – реально. Молниеносная доза эндорфина, пьянею…
Огромная пропасть между нами, провинциалами в мировом масштабе, и Культурой, сократилась до расстояния вытянутой руки. Он на сцене. Фанатизм? Нет, прежде всего, уважение и скрытое восхищение человеком, донесшим кусочек другого Мира, недоступного нам. Губы самопроизвольно начинают повторять слова.
Rose Clouds of Holocaust. Кажется, Пирсу не хочется идти на поводу у толпы. Black Angel удивляет своим звучанием. Публика жаждет продолжения, следует повелительный жест «на колени» (заметил ли его кто-либо еще, не знаю)…Чувствуется, что он гораздо выше, чем те ради кого он здесь. И он знает это. Но Пирс с нами, с маленькой кучкой людей, он делает это для нас. Комментарии ?!. Нет, всем всё ясно.
Весь концерт на одном дыхании. Оглушенный выхожу на улицу, немного пройдя, оглядываюсь. Дверь клуба. Неужели это было?…
Впечатления Veles
Двадцать восьмое ноября 2002 года – дата, которая, несомненно, войдет в историю российского андерграунда. Слухи о визите одного из освоположников dark folk’а, английского музыканта и поэта Дугласа Пирса ходили достаточно давно, но воспринимались они с изрядной долей иронии и никто всерьез не верил в возможность свершения такого эпохального события. Хотя бы по той причине, что концертные выступления DEATH IN JUNE сейчас крайне редки, а сам Пирс проживает в Австралии. Но люди из Indiestate, и до этого совершившие не мало добрых дел (выступления DER BLUTHARSCH, RAISON D’ETRE, INADE e.t.c.) осуществили давнюю мечту, организовав «воплощение мифа». Визит Пирса был организован с некоторой долей «закрытости» и «таинственности» – реклама была минимальной, в виде анонсов на нескольких сайтах (IndustrialMusic.ru, gothic.ru, Seidr), а билеты поступили в продажу всего за четыре дня до самого концерта. Создавалось впечатление, что это мероприятие сделано исключительно «для своих», впрочем, так оно и было… Дабы не преуменьшать значение этого события, следует упомянуть о том, что DEATH IN JUNE, наряду с CURRENT 93 и SOL INVICTUS является проектом, заложившим основы стиля под названием apocalyptic folk (dark folk), а сам Дуглас Пирс культовой фигурой на постиндустриальной сцене. Одна из песен группы SOL INVICTUS носит название «Against the modern world!» -- этой фразой можно выразить идейную направленность дарк-фолка. Дарк-фолк отрицает основные положения, на которых базируется идеология современного общества, отрицает такие понятия, как “мэйнстрим” и “глобализация”, “политкорректность” и “корпоративная этика”, устремляя свой пристальный взгляд в прошлое, в культурную традицию человечества и те иррациональные начала, что в ней содержатся. Духовная традиция всегда основана на “откровении”, на личном переживании неведомого. Музыка апокалиптик-фолка погружает человека именно в сферы этого “неведомого”, возрождая то, что кажется давно забытым и застывшим в древних языческих архетипах, одновременно переосмысляя традицию в контексте современного мира. Каждый из так называемых “трех китов дарк-фолка” обладает собственной оригинальной и неповторимой стилистикой. Меланхоличный CURRENT 93, идеи которого базируются на концепциях Телемы и гностического христианства. Языческий традиционализм SOL INVICTUS. А DEATH IN JUNE пожалуй можно назвать самым радикальным и наиболее идеологическим проектом. Но идеологичность Пирса крайне двусмысленна. С одной стороны, - это яркая «милитаристская» и «нацистская» эстетика, в виде военной формы и изображения “мертвой головы” (которая была символом одной из дивизий СС), что и вызывает яростные нападки со стороны новоявленных борцов с фашизмом, стремящихся нести гордый стяг политкорректности во все уголки мира. Но с другой стороны, например, одна из композиций с альбома “Brown book” представляет собой слова старой еврейки о конце света, смикшированные с гимном “Horst Wessel” и является скорее антифашисткой. В любом случае, музыка DEATH IN JUNE слишком сложна и неоднозначна, для того чтобы вешать на нее узкий ярлык какого-либо политического направления. Еще со времен альбома «NADA!» (1985 год) DEATH IN JUNE стал практически сольным проектом Дугласа Пирса, в котором время от времени принимают участие различные музыканты, в числе которых были такие легендарные личности, как Дэвид Тибет, Тони Уэйкфорд, Джон Бэлэнс, Бойд Райс и Альбин Юлиус. В Россию же Дуглас Пирс приехал вместе с ударником Джоном Мерфи, участником индустриальной группы SPK и проекта SCORPION WIND.
Местом проведения эпохального концерта стал клуб «Точка», что, на мой взгляд, являлось правильным выбором, так как на данным момент из всех московских клубов он наилучшим образом подходит для проведения такого рода мероприятий. На «явлении легенды», в общей сложности, присутствовало не более четырехсот человек, большинство из которых пришли непосредственно к началу концерта (21:30). Публика была довольно разнородной. Многие были знакомы мне по различным индустриальным мероприятиям. Также, были замечены несколько неонацистов, которые время от времени собирались вместе и кричали хором «sieg hail». Думаю, что их присутсвие можно отнести скорее к позитивным факторам, чем к негативным – это свидетельство того, DEATH IN JUNE и поныне сохраняет статус контр-культурного проекта.
Наступил долгожданный момент: под бурные аплодисменты на сцену выходит Дуглас Пирс, в сопровождении Джона Мерфи. Пирс именно в том образе, в котором все ожидали его увидеть: в камуфляже и маске, Джон, не отставая по «антуражности», в полумаске и белой накидке. Начало выступления прошло в духе некого «минималистичного индастриала». И Джон и сам Дуглас отбивали маршевый ритм на барабанах в сопровождении резко вспыхивающих за их спинами прожекторов, таким образом были исполнены несколько композиций, в числе которых и новый трек под названием “Where is Bin Laden?” (Is he in Pakistan? Is he hiding in Chechen lands? и так далее), видимо, приуроченный к череде известных событий, лично для меня он стал приятным сюрпризом. Такое динамичное и взрывное начало произвело на меня крайне позитивное впечатление и задало определенный «драйвовый» настрой на всю остальную часть концерта. С самого начала музыканты буквально «зарядили» зал, который и так уже находился в состоянии крайней экзальтации ожидая выхода легендарного проекта. Закончив это «перкуссионное» вступление, DEATH IN JUNE перешли непосредственно к основной части концерта, – Дуглас снял маску, сменив ее на военную кепи и темные очки, а барабанные палочки на акустическую гитару. Как и предполагалось, были исполнены практически все лучшие вещи Пирса, (композиции с альбомов But What Ends, When The Symbols Shatter? Rose Clouds of Holocaust и прочее), а также много внимания было уделено и последнему альбому All Pigs Must Die. Следует сказать, что не только начало, но и, в общем-то, все выступление было выдержанно в духе этакого «жесткого минимализма», из инструментов присутствовали лишь гитара, колокольчики и ударные, которые звучали с силой, достойной любого martial industrial’а. Минимум инструментального сопровождения и крайне громкое звучание перкуссии (тем не менее, не заглушавшее голос и гитару) создавали атмосферу бешеного «драйва» и мощи, может быть не слишком характерную для музыки дарк-фолка в целом, но вполне уместную на концерте DEATH IN JUNE. Честно говоря, хотя я (как и многие) и ожидал несколько иного, более «традиционного» звучания, но пребывал в полнейшем восторге, услышав старые и знакомые композиции в новом динамичном обрамлении. Своим выступлением, Пирс полностью разрушил расхожий стереотип о том, что дарк-фолк – это тихая гитарная музыка и вызвал настоящую бурю эмоций в зале. Публика же действительно реагировала крайне бурно – с одной стороны от меня кричали “sieg hail”, с другой “fuck the World Serpent” (имеется ввиду лэйбл World Serpent Distribution, в ссоре с которым Дуглас Пирс находится с 2000 года). Закончив выступление Дуглас удалился за кулисы, но вскоре опять появился под нестихающие крики аудитории «Death in June! Death in June!». Отыграв еще несколько песен, снова ушел со сцены. Публика продолжала скандировать «Death in June! Death in June!» и Пирс вышел вновь. После второго выхода на «бис» выступление завершилось. Подводя итоги, можно сказать, что концерт прошел великолепно, и живое выступление DEATH IN JUNE не идет ни в какое сравнение с прослушиванием их студийных записей.
Впечатления Петра Свиридова (Embrace of Branches, Hazeldusk, Neutral)
Организаторами концерта Death In June выступили Indiestate. Уже сложился некоторый характерный организаторский подчерк: приглашаются звезды исключительно первой величины, как западной сцены, так и развивающейся российской сцены. Благодаря усилиям Indiestate в России выступили Der Blutharsh, Anenzephalia, Raison D’etre, Ex. Order. На «разогрев» обычно приглашались уже состоявшиеся звезды российской «темной сцены», среди которых следует отметить выступления Cisfinitum на Heilige Feuer 2 (11.2001), Neutral (Dark Folk) и Reutoff (Noise/Industrial) на международном фестивале Молот и Гром (05.2002). На этот же раз случился первый сольный концерт (только одна группа), в московском клубе «Точка» выступили легенды - Death In June. Это эпохальное событие возникло из ниоткуда, как гром среди ясного неба. Дуглас Пирс приезжает... Возникнет ли всплеск интереса к dark/apocalyptic folk музыке у нас в стране, покажет время, а сейчас зарисовки с прошедшего концерта.
“Piggy, piggy… Piggy, piggy…”
Концерт Death In June в Москве прошел. Теперь можно с некоторой уверенностью сказать: «Пирс уже был в Москве, а ты разве пропустил?».
Что-то мне подсказывает, что в самом деле пропустил.
Клуб «Точка» /28.11.02/ 21:34.
На сцене Death In June. В зале люди. Подтягиваются к сцене с завидным рвением. Множество неоформленной массы стоящих и ожидающих. Начинается действо, бьют барабаны, голоса, как-то по обыденному тянут лямку двое на сцене (за камуфляжем, в маске - Дуглас Пирс бьет в барабан, предвещая наступление апокалипсиса, позади стоит молчаливый алхимик своего дела - перкуссионист Джон Мёрфи). «Пробуют на вкус» публику. Лениво, ненавязчиво, будто так всегда было. Давно знакомые друзья вспоминают зачем собрались.
А теперь стоп. Исполнители на считанные секунды удаляются в комнату для музыкантов, возвращается Дуглас Пирс, вставляет кассету с фоновыми звуками визга свиньи (Piggy… piggy) и начинает произносить слова, петь. Люди хлопают и ревут.
…Очень трогательно, какая-то невыносимая чувственность исходит от Пирса. Глаза закрыты стеклом. Песни одна за другой вплетены в пространство... Что-то гнетет. Дуглас Пирс оказался человеком из плоти и крови и перед ним толпа человек 100-150. В зале множество непонятно откуда возникших поклонников творчества DIJ, сбоку на сцене в наглую, по-хипоревски сидит девочка с рюкзачком за спиной и подпевает. Совсем не бритоголовые люди вскидывают руки, но пальцы сжимают в кулак. С одной стороны во всем происходящем есть какая-то теплая камерность, с другой стороны, мы видим певца, приехавшего выступить для российских поклонников и нашедшего отклик в кучке людей у сцены. Более того, они пьяны друг другом. Безвременно…
Вдруг со сцены произносится: «Спасибо!». Death In June удаляется со сцены… DJ-set совершенно непотребно начинает свой ход… Люди же зовут певца обратно. Через пару минут на сцене появляется Кирилл из Indiestate со словами: «Ди-Джей выключи музыку» удаляется к музыкантам. На бис выходят дважды.
Сейчас, по прошествию времени память удерживает самые выразительные моменты того вечера. Приятный осадок, звуки того концерта поглощают любую критику. Но обратимся к прочтению обратной стороны события:
Дуглас Пирс представил российской публике откатанную программу. Эстрадный вариант DIJ отдает «рокерской» подачей материала, но мы не будем относить это ни к минусам, ни к плюсам. Случилось то, что случилось. К сожалению, в силу ряда обстоятельств «эпохальность» надумана. Я вообще не хотел бы вешать ярлыки. Там без сомнения нужно было присутствовать, дабы составить своё мнение. Радует то обстоятельство, что к нам охотно едут и Coil, и Bad Sector, и Death In June. Осталось немного: меньше накладок в организации, информированность публики (вопрос о существовании публики требует отдельного рассмотрения, не здесь и не сейчас).
P.S.: Концерт Death In June в Москве без сомнения явился определенной вехой для всех нас. Определил новую точку отсчета времени лично для меня – это так. Дуглас Пирс был в Москве, и мы его видели. Неважно как именно это было, событие знаковое (знаки будут проявлять себя сами, для каждого свои).