Интервью
с Sally Doherty
май 2002
источник: Sekuencias
de Culto
Вышел Ваш новый альбом, “Black is the Colour”, основанный исключительно на фольклорной музыке. Скажите, почему Вы выбрали именно народные песни? Что вообще подобная музыка значит для Вас?
Знаете, я бы не назвала себя поклонницей фолка. Просто эти песни мне нравятся; некоторые из них знакомы мне с самого детства - ведь моя мать в свое время была известной исполнительницей фольклорной музыки. Вряд ли мой следующий альбом будет выдержан в этом же духе, поскольку меня интересует несколько иная музыка; что касается “Black is the Colour”, то это, скорее дань ностальгии.
Могли бы Вы в общих чертах определить саунд и стиль этого альбома?
Меланхоличный, рефлексивный… одновременно с этим - очень оптимистичный. В инструментальном плане он очень близок предыдущему диску, “On the Outside”: тот же набор - пианино, струнные, флейта, кларнет, плюс немного этнических инструментов - аккордеон, гитара-фламенко, табла. От остальных альбомов он отличается, пожалуй, какой-то прозрачностью… что называется, “ambient mood”… какой-то, наверно, простотой в аранжировках и исполнении.
Среди песен есть и одна мексиканская, “Los Bilbilicos”. Скажите, насколько Вам близка испанская и латиноамериканская музыка?
Можно начать с того, что “Los Bilbilicos” - еще одна песня моего детства, которую часто пела мне мама. Меня очень тронуло ее грустное и спокойное изящество. Наверно, поэтому, повзрослев, я полюбила стихи Лорки (не знаю, правда, насколько удачна моя версия “La Cogida y la Muerte”…), а потом - испанский язык (как и португальский), да и тамошний фольклор вообще. Одна из моих любимых групп - венесуэльцы Soledad Bravo. Нравится мне и мексиканская, кубинская, бразильская музыка… Да и вообще, мне нравится зарубежное искусство. Вот недавно открыла для себя южноамериканскую прозу - Жоржи Амаду, Исабель Альенде.
В записи этого альбома приняли участие музыканты из The Sumacs. Скажите, они всегда принимают участие в творческом процессе, или же, в данном случае, они не отличались от других приглашенных музыкантов?
Ну, обычно они просто играют то, что сочиняю я - хотя как музыканты они просто превосходны и я рада, что мне довелось работать с ними. Что касается ”Black is the Colour” - действительно, я попросила Эмму, пианистку The Sumacs, помочь мне с некоторыми песнями. По-моему, вышло очень даже неплохо. Они - как раз те люди, которые знают, как именно я хочу услышать свою музыку. Иногда мне достаточно просто сказать им, что я хочу от них…
Не секрет, что на каждом Вашем альбоме присутствует целая палитра музыкальных культур - латиноамериканская, испанская, африканская, индийская… Самое важное то, что они стали неотъемлемой частью Вашего стиля, не потеряв свою самобытность. Скажите, какую роль этнические традиции играют в Вашей жизни?
Как Вы удачно подметили, они стали неотъемлемой частью меня. Да, многие аспекты этих культур в свое время очень сильно повлияли на меня, однако я никогда занималась изучением, скажем, индийской или африканской музыки. Это, скорее, краеугольные камни моего творческого пути…
В свое время Вы записали музыкальное сопровождение для фильма “Empire of Death” на BBC. Сейчас, по прошествии некоторого времени, что Вы можете сказать по поводу этой работы? Насколько глубоко Вы знакомы с древнеегипетской культурой - или же, в данном случае, все дело во вдохновении?
Лично мне кажется, что этот опыт был очень плодотворным. Мне понравилось. Хотя, думаю, что сейчас бы я записала совершенно иную музыку. Что до моих познаний в этой области - они очень поверхностные. К тому же, у меня было недостаточно времени для того, чтобы досконально изучить все эти вещи. По большей части, я опиралась на современный североафриканский фольклор. Так что, наверно, Вы правы - это, скорее, вдохновение художника…
Знаете, оформление обложек “Sleepy Memory” и ”On the Outside” вызвало у меня ассоциации с дисками, изданными в свое время на лейбле 4AD. Скажите, это простая случайность, или же на Вас, как и вообще на альтернативную музыкальную культуру 80-х и 90-х, тоже повлияло творчество Cocteau Twins, This Mortal Coil, Dead Can Dance?
Да, в свое время я была большим поклонником Cocteau Twins и Dead Can Dance… Собственно, почему “была”…? До сих пор их звучание - что-то особенное для меня… Что касается оформления - вряд ли так было задумано… Просто их влияние оставило свой след…
Вы помните, как Вы впервые вошли в мир музыки?
Мне было лет пять, и моя мать поставила мне пластинку с “Щелкунчиком” Чайковского. Я решила стать балериной, а также научиться играть на флейте и арфе. Впрочем, флейту в руки я взяла только в десять лет, на уроках музыки… Лет в пятнадцать я начала писать песни - впрочем, не особо задумываясь над тем, стану ли я певицей, или нет; меня тогда больше привлекала живопись. Через некоторое время я начала играть в разных группах - и в результате мне стало ясно, какой именно путь я выберу.
Насколько я помню, Ваш первый альбом - названный просто “Sally Doherty and the Sumacs” - вышел в 1995 году. Скажите, где Вы играли до этого?
Выступала со своей группой - гитара, бас, аккордеон, флейта, конги… Еще раньше - пела в рок-группе. Было довольно весело, хотя, признаться, я не особенно подходила для такой музыки.
Как Вы относитесь ко второму альбому, “Sleepy Memory”? Лично мне кажется, что он во многом определил Ваш будущий путь в музыке. Не потому ли Вы сейчас решили его переиздать?
Даже не знаю, что сказать. Мне он очень нравится. Гораздо более… сконцентрированный, что ли?… музыка очень деликатная, очень интимная… Если Вы помните, тогда я издала его сама, а сейчас мне кажется, что он достоин более широкой аудитории. Поэтому я предложила его World Serpent Distribution.
Новый альбом издан на немецком лейбле Drag&Drop. Как Вы вышли на них?
Один мой друг сказал, что эти ребята любят работать с экспериментальным женским вокалом. Я послала демо-запись, им понравилось. До сих пор удивляюсь этому - музыка на той записи была очень странной, однако на Drag&Drop, как я поняла позже, очень продвинутые люди.
Альбом разделен на две части. Вторая, как сказано в аннотации - саундтрэк к фильму “Морские нимфы”. Скажите, этот фильм можно где-нибудь увидеть?
Не думаю… В университете я, помимо всего остального, занималась режиссурой и хотела поставить этот фильм: основанный на хореографии, практически без диалогов. Однако все закончилось сценарием и музыкальным сопровождением, по очень простой причине - из-за отсутствия денег…
Насколько мне известно, Вы начали сотрудничать с Тони Уэйкфордом - в Sol Invictus и L’Orchestre Noir - после участия в проекте Карла Блэйка Shock-Headed Peters (альбом 1995 года “Tendercide”). Скажите, как Вы познакомились с Тони?
Это произошло в лондонской студии… Тони - очень открытый человек, и я сразу же приняла его предложение - буквально на следующий день отправиться в Амстердам для записи нового проекта. Не то чтобы у меня было определенное желание работать вместе с ним, все получилось как-то само собой - естественно, по инициативе Тони.
На
альбоме Sol Invictus “The Hill of Crosses” ощущается
влияние джаза -
особенно на композиции “December Song”…
Да, я люблю такую музыку - в частности, босса-нову - и на концертах часто исполняю многие джазовые стандарты. Собственно, джаз очень сильно повлиял на меня - как, впрочем, и фолк с классикой…
А что Вы вообще думаете о творчестве Тони Уэйкфорда и Sol Invictus?
Боюсь, что до этого я и понятия не имела, что они существуют. Боюсь, что то же самое вам скажут и другие люди - по крайней мере, здесь, в Англии. До моего участия в этом проекте я не слышала ни одной их записи; но, во всяком случае, мне понравилось то, что мы сделали вместе с ними…
Как Вы относитесь к проекту L’Orchestre Noir?
Я думаю, что “Cantos” - очень удачный альбом. По-моему, Тони просто нравится все это разнообразие, все то, что отличается от стилистики Sol Invictus. Впрочем, на этот счет Вам лучше пообщаться с ним, не со мной.
Вы также работали с группой Мэтта Хаудена Sieben на альбоме “Forbid the Sun’s Escape”. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Как сейчас помню, Тони попросил меня записать что-нибудь для лейбла Tursa. Такая же идея возникла и у Мэтта: вот мы и подумали - отчего бы нам не сделать что-нибудь вместе? Знаете, мне результат понравился. Как и другие альбомы Мэтта. Он очень талантливый музыкант.
Скажите, а как, по-Вашему, поклонники музыки в духе Sol Invictus относятся к Вашему творчеству - ведь оно, так сказать, не совсем в духе дарк-фолка? Кстати, оставило ли это сотрудничество какой-либо след в Вашей музыке?
Как сами музыканты, так и их аудитория очень тепло относятся к моим записям - во всяком случае, они так мне говорят… Мне вот понравилось работать с ними. Это был хороший опыт.
А Вы сами знакомы сольным творчеством этих людей - я говорю не только о Sol Invictus, Death in June или Current 93, но и менее известных командах, в которых эти люди принимали участие?
Боюсь, что, по большей части, нет. Честно говоря, мне это просто не интересно. Меня больше привлекает фольклор или там классическая музыка, нежели чем современные эксперименты…
Одна из
моих любимых песен у L’Orchestre Noir и Sol Invictus - “In
Europa”.
Скажите, Вы тоже сторонник этой концепции -
Европа как что-то сакральное, вечное, как
средоточие западной культуры, как
противоположность материализму и
прагматизму американцев?
По-моему, все не так уж просто… Впрочем, что касается Вашего вопроса - да, мне действительно не нравится вся эта бездуховность, этот материализм, и, как мне кажется, в Соединенных Штатах эти пороки процветают.
Что Вы
планируете делать в ближайшем будущем?
Какой, по-Вашему, будет музыка на Вашем
новом альбоме?
Сложно сказать. Мне кажется, что мое увлечение классическим джазом и босса-новой в последние годы оставило заметный след… Очень сильно повлияла на меня европейская музыка - в основном, ранняя классика. Конечно же, нельзя забывать испанский и индийский фольклор. Однако нельзя сказать, что меня вдохновляет чья-то музыка, или что я нахожусь под чьим-то влиянием. Я просто следую голосу чувств и делаю то, что мне кажется необходимым.
официальный сайт: http://www.sallydoherty.com/
©
2002 интервью и перевод с испанского на
английский: Paco
Gonzalez of Sequencias de Culto webzine
© 2002 Перевод
c английского Shelley
Copyright ©2002 Seidr webzine