"Попса XIV века"
Интервью с группой DROLLS

   Средние Века, - время формирования того, что мы сегодня по привычке продолжаем называть Европейской Цивилизацией – вопреки сложившемуся в эпоху Просвещения штампу Темного Времени подарили миру массу социокультурных элементов, которые входят в число бесконечно разыгрываемых постмодерном паззлов, составляющих сегодня лоскутное одеяло общемировой культуры. Одно из таких универсальных звеньев – средневековая музыкальная традиция, соединившая в себе этно-музыку европейских народов, наследие первых исследователей «тоновой математики» греческой цивилизации, и голос Востока, тем более заметно вторгавшегося в Европу в виде влиятельного культурного бэкграунда, чем дальше крестоносцы уходили от своих родных земель. Сегодня музыка этого времени, бесконечно преломляемая современным сознанием, стала основой для музыкального лица т.н. готической субкультуры. Однако количество коллективов, упорно стремящихся к разработке аутентичной традиции, максимальному приближению к первоисточнику, также растет с каждым годом. В России, если не брать во внимание множество новоявленных и не слишком убедительных «кельтов», а также немногочисленные академические опыты и разработки, эта субкультура практически отсутствует. Петрозаводскую группу DROLLS можно, пожалуй, назвать одним из наиболее активных и продуктивных  российских medieval-коллективов. Основанная в октябре 1999 года, группа уже записала четыре альбома, "DROLLS" приняли участие в многочисленных фестивалях фолк-музыки и средневековой культуры. В их активе теле- и радиопередачи, посвященные ансамблю, множество публикаций в отечественной и зарубежной прессе, квинтет – желанный гость на сценических площадках России, Польши, Беларуси, Карелии, а каждый их концерт – своеобразный карнавал с элементами театра и даже фехтования. Это интервью было сделано после выступления DROLLS в Архангельске в октябре 2003 года, на вопросы отвечал один из основателей коллектива Дмитрий ЧЕРЕВКО.

Сегодня средневековую музыку, "попсу XIV века", в том или ином виде на мировой сцене исполняют немало коллективов. Каким вы видите собственное место в этой своеобразной субкультуре?

- На самом деле не так уж много групп исполняют средневековую музыку. Играют Ренессанс или фольклорные обработки, многие играют фолк-роковые вариации, а "попса XIV века" - пожалуй, только Saltarello иногда встречается у некоторых. В общем, это номера, с которых мы тоже когда-то начинали. Сегодня это – способ расположить к себе публику, причем практически мгновенно – узнаваемый шлягер! То же самое делали группы в 60-х годах, исполняя хиты Элвиса Пресли. Мы общаемся со многими музыкантами, но я не вижу в России аналогов того, что сегодня делают DROLLS – и не по тому, что мы такие уникальные, а потому, что все по разному понимают средневековую музыку. Например, группу DJEMBE спасает – вернее, спасало, не знаю, существуют ли они теперь – то, что они были прекрасными актерами и воспринимали эту музыку именно как лицедейство. И действительно, в то время музыка не существовала сама по себе. Питерские музыканты LATERNA MAGICA – те, наоборот, видят музыку как вещь в себе, которая не нуждается ни в каких дополнительных аксессуарах, – можно выходить в джинсах и свитере, и замечательно играть 14-й век, ничего не изменится. Мы идем немножко другим путем, мы далеки от фэнтези, но и не хотим делать из этой музыки "академию". Все участники DROLLS имеют консерваторское образование, так что с этим более чем знакомы.

Кстати, Петрозаводская консерватория, на мой взгляд, лучшее учебное заведение в стране с точки зрения обучения фольклорным музыкальным традициям. У вас в городе существует масса коллективов, исполняющих фолк в том или ином виде. Что это – просто некое модное поветрие, или, все же, нечто большее?

- Отчасти да. В Петрозаводске существует продюсерский центр "Myllarit", благодаря ему в городе проводятся традиционные фолк-марафоны, фестивали современной этнической музыки – центр вместе с московским продюсером Александром Чепарухиным привлекал к этим акциям самые разнообразные этнические проекты. В нашем городе действительно сложилась очень благоприятная атмосфера для развития этнической музыки, и я уже не первый раз встречаю формулировку, что Петрозаводск - это фолк-столица России. Например, у нас существует академия финно-угорской музыки, ничего подобного нет больше нигде.

Имеете ли вы какое-то отношение к движению реконструкции?

- Нет. Реконструкция – вообще очень условное выражение, и когда люди бьют себя в грудь, утверждая, что они аутентичны на все сто процентов, они, конечно же, врут – все мы пользуемся электричеством, едим пищу, приготовленную на газе, носим синтетическую одежду и т.д. Примеров масса. Время было другое, и стремиться изображать из себя человека прошлого – это глупость. В плане ментальных игр на эту тему – это, конечно, ролевики, которые придумывают себе имя, историю и тому подобное. А документально – это те самые реконструкторы, которые, на мой взгляд, часто теряют саму суть того времени, его дух. Мы же – музыканты, артисты. Совсем недавно, например, к нам были претензии в Минске, на Дне города – мы там вообще часто выступаем. Так вот, нас обступили "реконструкторы" с удивленными вопросами: а почему у вас плащи из синтетической ткани, а не из натурального материала?! То есть, что касается реконструкции образа жизни того времени – мы к этому никакого отношения не имеем, а в плане музыки – пожалуй, да! Мы достаточно плотно изучаем средневековую музыкальную традицию именно с точки зрения того, как это действительно могло бы звучать. Точно этого сейчас уже никто не скажет, потому что даже ноты – по сути, жалкие крохи, ведь то, что сохранилось с тех пор до наших дней в нотах, можно записать на десяток mp3-дисков. И даже эти ноты – во многом условность, но условность допустимая. В Европе существуют школы и академии, в которых передают знание из поколения в поколение, в России же традиция средневековой светской музыки не сохранилась. Мы ориентируемся на европейский стандарт, но с нашим менталитетом.

Какова, на ваш взгляд, роль фольклора в современной музыкальной культуре? Насколько современный человек способен придерживаться в своей жизни тех же эстетических ценностей?

- Это делать достаточно просто, ведь человек остался прежним, те же две руки, две ноги, голова – причем мозги-то не увеличились в объеме! Ну, ездим мы сейчас на машинах, ну, ползаем по Интернету – и что? И если человек поймает эту мысль, все остальное становится просто. В то время над человеком был Бог, сегодня нравственность не изменилась в качественную сторону – пожалуй, только в количественную… Современные реконструкторы часто не понимают главного – нельзя сделать себя человеком прошлого. Но нужно пытаться в себе настоящем почувствовать того, прошлого, – и когда это происходит, в принципе, уже не важно, что и как ты делаешь. Вот и весь принцип, который очень прост на самом деле.

Всю музыку, дошедшую до нас из Средних веков, можно условно разделить на два источника: это либо изначально искусство для плебса, широких народных масс – это большинство танцевальных мелодий, застольные песни вагантов и т.д. Либо церковные, даже ритуальные, тексты, исполненные высокой духовности.

- Вот блестящий пример – “Cantigas de Santa Maria”, испанские гимны XIII века. С одной стороны, это произведения церковного искусства, – тексты вполне определенной тематики. С другой стороны, это факт народного искусства, самый, что ни на есть, "вульгарис", написанный на каталонском наречии, и сюжеты очень простые. Главная интрига – Дева Мария совершает какое-то чудо, либо кого-то излечивает, либо спасает. Незатейливые сюжеты, по сути, народные мечтания – возвращение украденной коровы, исцеление от паралича, которое дает возможность больному заново начать жизнь. Какое это произведение – церковное или светское? Более того, темпераментные испанцы в храмах водили настоящие хороводы, в которых участвовали священники, монахи. Их запретили только к семнадцатому веку. Именно такое совмещение традиций нам и близко.

Какие западные коллективы вы выделили бы как наиболее близкие DROLLS в подходе к творчеству?

- Среди западных коллективов не существует одного стандарта исполнения старинной, в том числе и средневековой музыки. Точно также есть «академики», относящиеся к музыке, как к музейному экспонату, и «неформалы», приближающие наследие прошлого современному слушателю. Надо ли говорить, что вторые нам и ближе и симпатичнее!

Среди них назову коллективы KRLESS (Чехия), UNICORN (Австрия), РЕНЕССАНС (Сербия).

Каково происхождение инструментов, которые вы используете на своих концертах?

- Львиная доля инструментов, которыми пользуются европейцы и по сей день, родом с Ближнего Востока. Скажем спасибо за это крестовым походам. Сегодня подлинные инструменты тех времен известны наперечет и мы пользуемся, естественно, их реконструкцией, а также народными инструментами, которые наименее всего изменились за века. По счастливому стечению обстоятельств, в составе DROLLS есть свой мастер. Поэтому мы можем себе позволить и строительство редчайших экземпляров, благо есть чертежи. Так, мы построили ландскнехттроммель (военный барабан), ребек (предок скрипки), басовый ребек (предок виолончели и контрабаса).

Существует ли, на ваш взгляд, в России рынок подобной музыки - я имею в виду систему ее издания, распространения и т.д.

- Однозначно нет. Насколько мы можем судить по собственному опыту – главные заботы об издании и распространении музыки подобного рода на первых (а иногда и не только) порах полностью ложится на плечи самих музыкантов. По мере роста популярности подключается система «дружеского» переписывания записей, что, конечно, способствует популяризации, но не способствует доходам самих музыкантов. Основные же источники самостоятельного распространения – продажа дисков на концертах и через Интернет.

Права на издание наших записей в России принадлежат продюсерскому центру «Кайлас рекордз» (Санкт-Петербург). Собственно, он издает и распространяет нашу продукцию на сегодняшний день. Отмечу, что данный центр – единственный в России, который занимается изданием и выпуском этнической музыки – как в современной интерпретации, так и в аутентичном ее звучании. Не можем не пожелать «Кайлас-рекордз» успехов, и не только потому, что кровно заинтересованы в этом, но и потому, что, благодаря этому центру, многие исполнители получили возможность донести свое умение до массы слушателей. Очень благодарных, кстати.

DROLLS official site: http://drolls.onego.ru

© 2003-2004 Алексей ШЕПТУНОВ, специально для Seidr

Copyright ©2004 Seidr webzine