I.Bonewits
Кельты
верили во многих богов, хотя
пантеон многих племен отличался
друг от друга: как, например,
божества ирланцев от валлийских
божеств – которые, в свою очередь,
полностью отличались от богов
галльских племен. Следует учесть,
что в разных племенах один и тот же
бог мог быть известен под разными
именами, причем часто имя его
считалось священным и не
произносилось вслух (отсюда и
клятва: “Я клянусь теми богами,
которых почитает мой народ.”).
Вспомним,
что в до-христианский период Боги
представлялись несовершенными
созданиями, подобными людям , со
своими личностными особенностями,
интересами, чувствами. Религиозный
деятель той поры должен был
учитывать и это, чтобы не
прогневать богов и подвергнуть
опасности все племя. Именно потому,
что Боги обладали человеческими
качествами, они были более понятны
людям – представление же о богах
как создателях морали и судьях
человеческих было чуждо
большинству европейских народов.
Юлий
Цезарь оставил нам свои описания
галльских Богов, проводя аналогии
между ними и римскими божествами:
Луг – Меркурий, Белинус – Аполлон,
громовержец Таранис – Марс,
Тевтатус – Юпитер, Бригид –
Минерва, Рогатый Бог Кернуннос –
Дис. Поздние свидетельства назвают
Зеленого Человека – Повелителя
Животных, Эсуса или Ху-Хэса - вечно
умирающего Бога, Эпону – богиню в
облике лошади, покровительницу
плодородия. Стоит упомянуть о
Херне-Охотнике, божестве саксов,
культ которого возник под влиянием
культа Кернунноса. Их индийский
двойник – бог Шива в воплощении
Пасупати, “Повелителя Животных”.
Tuatha De Danann,
Племена Богини Дану – такое имя
носили боги ирландцев, поскольку
все Боги были детьми Великой
Матери. Интересно, что сама Дану не
появляется в мифах, одновременно
присутствуя везде. Некоторые видят
связь между ее именем и названиями
таких рек, как Днепр (Danube) или Дон.
В
основном предания об ирландских
Богах сохранились в “Истории о
битве при Маг Туиред”, где
рассказывается о битве против расы
фоморов, стремящейся покорить
Ирландию. С приходом христианства
Боги потеряли власть и силу, став
Seidh, Ши, или Фэйри, Феями , и многое из
верований друидов перешло в сказки
о феях.
Вот небольшой перечень Богов:
Луг
Ламхада , Луг Длинная Рука, сын
Солнца , отец героя Кухуллина,
обладатель волшебного копья
Самилданах. В Уэльсе его знают под
именем Ллеу, галлы чтили его как
Лугоса. Он – один из немногих
общекельтских Богов и появляется
даже в индоевропейском пантеоне.
Дагда
Искусный, один из королей Племен
Богини Дану, отец многих Богов. Он -
обладатель волшебной дубины,
способной как убивать, так и
оживлять, и волшебного котла
Изобилия.
Нуада
Аргатлам, Нуада Среброрукий, бывший
королем Племен Дану дважды. Руку он
потерял в битве при Маг Туиред, и
заменил ее механической рукой Бога
Диан Кехта. Он – двойник
норвежского бога Тюра.
Морриган,
Бадб и Немайн, троица Божеств Войны .
Богиня Морриган - главная из них -
выбирает тех, кто умрет, то есть –
попадет в Мир Иной. Одно из ее
воплощений – Прачка у Ручья,
смывающая кровь с одежды
обреченного героя. Имена ее сестер
переводятся как “Ужас” и
“Пожирательница Мертвых”.
Бригид, Богиня огня,
поэзии и кузнечного ремесла,
христианизированная под именем
Св.Бригитты. В ее честь каждую ночь
сияют блуждающие огоньки. Она –
Божество Плодородия, помогает при
деторождении. Ее праздник – Имболк;
и в эту ночь крестьяне вывешивают
за дверь куски ткани, чтобы Бригид
благословила их .
Диан
Кехт, Бог Плуга, исцеляющий Бог.
Он создал волшебный колодец,
оживлявший мертвых. Его дети –
также целительные божества: хирург
Миах и травница Армуд.
Мананнан
Мак Лир, Бог морей и волшебства.
Мананнан также является
общекельтским божеством
(валлийский Манавидан), а в его
владениях - в море – находится
множество островов Мира Иного,
поэтому он – один из его стражей. Титулы
его – “Повелитель Туманов”,
“Повелитель Страны Женщин”,
“Повелитель Страны-под-Водой”.
Некоторые считают, что Мананнан был
христианизирован как Св.Михаил.
Примерно через каждые 12 недель устраивались церемонии Огня, наряду с церемониями Солнцесостояний и Новолуния. Каждая церемония длилась три дня, начинаясь на восходе первого. На протяжении всего праздника на вершинах холмов горели огромные костры, вокруг и между которых устраивались обряды очищения. Днем устраивались карнавальные шествия , а ночью друиды проводили свои ритуалы.
Вот эти праздники –
Самайн
(правильнее – Со-уин), 1 ноября. Название
переводится как “Конец Лета”. Это
Праздник Мертвых и начало нового
Года. По верованиям друидов, Смерть
предшествует Рождению в
Круговороте Жизни. В этот день
граница между Миром Живых и Иным
Миром нарушена. Каждый очаг
зажигался заново, от ритуальных
огней, горящих в Таре и Ойснех;
передавали их бегуны с факелами.
Имболк
(правильнее – Имволк), 1 февраля. “Возвращение
Света”, когда зима подходит к концу
и появляются первые цветы. Имболку
покровительствует Бригида, и
ритуалы, проводящиеся в этот день,
посвящены дому и благополучию.
Белтэйн,
1 мая, “Огни Бэла”, благодарение
Богам за приход Весны. Это день
Жизни и Плодородия, начало лета и
середина сезонного цикла друидов.
Саксы называли его “Праздник
Свеч”.
Лугнасад
(правильнее – Лунашав), 1 августа, “Праздник
Луга”, день окончания урожаев и
благодарение за щедрость
Матери-Земле. Саксы называли его
Ламмас, “Праздник листьев” .
Подобно скандинавам и германцам, кельты имели свой священный алфавит, огамическое письмо, данное богом мудрости Огамом. В нем 20 букв, располагаемых по группам – “экме”. Изначально в огамическом алфавите было 4 экме, пятая же появидась позднее, для передачи латинских звуков. Буквы огамики – это горизонтальные черты, расположенные на вертикальной линии. Читались эти надписи снизу вверх.
Буква | Имя | Дерево | |
1ая экме | |||
B | бет | береза | |
L | луиш | рябина | |
F | фэйрн | ольха | |
S | шалью | ива | |
N | ниун | ясень | |
2ая экме | |||
H | хуах | боярышник | |
D | дур | дуб | |
T | тинью | остролист | |
C | кулл | орешник | |
Q | куэрт | яблоко | |
3ья экме | |||
M | мунн | виноград | |
G | горт | плющ | |
Ng | ньэтл | камыш | |
St | страфф | терновник | |
R | руиш | бузина | |
4ая экме | |||
A | альм | пихта | |
O | унн | ? | |
U | урах | вереск | |
E | ийах | тополь | |
I | ийо | тис |
Copyright
© 1971 I.Bonewits
Copyright © 2000 translations by Shelley
Copyright ©2001 Seidr webzine