“Elkerlijc”

Режиссер Jos Stelling

Holland. 1975

“Не похожий на себя, не похожий на других

Или

Голландская Притча”

 

Что значит для нас словосочетание “готическое видео”? Что каждый из нас воспринимает под этими громкими (а для некоторых – порой и пугающими) словами? Для кого-то это мрачные средневековые пейзажи, сведенные иногда до абсурда, мрачная утонченность черного бархата на гибких запястьях, луна, бьющаяся в небе над затопленной туманом равниной. А если попытаться отойти от стереотипов? Если попытаться взять понятия “готика” и “средние века” в самом прямом смысле, не вырывая из контекста отдельные клочки? А если действие перенести в Голландию? Почему бы и нет…

Такие мысли возникают после первых минут просмотра картины. Жесткие реалии веков, когда нравы были необузданными, уродство порою поощрялось больше красоты, а раболепие граничило с отвагой на каждом шагу? И что мы получаем в итоге – реализм, документальный фильм? Отнюдь. Стоит только просмотреть чуть дальше – и перед нами открывается уже совершенно другое поле действия режиссера и актеров – полотно гротеска и аллегорий. Фильм просто-таки наполнен глубокими мыслями и несет достаточно весомый пласт смысловой нагрузки, так что не стыдно будет после просмотра просто сесть и подумать о том, что только что пролетело, промелькнуло перед глазами. Что с самого начала поразило – практически отсутствуют чрезмерно затянутые (в попытке отдалить кульминацию очень часто авторы идут на такое) моменты, “долгие” кадры и лишние фрагменты. Повествование одновременно несется стремительным горным потоком и плавно перетекает равнинной рекой. Когда работает профессионал – всегда возникает подобное ощущение. Всегда остается время осознать только что увиденное (исключение представляют, пожалуй, предкульминационные моменты ближе к концу видео) и услышанное.

Но вернемся собственно к сути фильма. На мой взгляд, иначе как Философской Аллегорической Притчей назвать работы сложно. Почему? Слишком большой упор сделан на проявлениях внутреннего мира героя по отношению к внешнему, слишком неоднозначны метаморфозы, слишком знакомы и одновременно не совсем понятны символы. Поразительно, но Характером и Волей кажется обладает не только главный герой (что обычно не так уже и характерно для подобных фильмов). Минут двадцать поглядев на уродливые подчас средневековые манеры, как бы привыкаешь к ним, впрочем, как и к отталкивающим порой лицам. Гротеск? Нет, еще нет. Это опять же реалии, в картине отражено все, что происходило (или могло происходить) в данный период в данном месте. Закон жизни, но…если приглядеться – какие же превращения происходят с персонажами. Словно лица меняются на глазах. Чем дальше заходит герой, Элкерлик, в своих попытках найти свой путь, тем отвратительнее кажется его окружение. Железное кольцо давит на грудь, и кажется, что он поддался влиянию кривляющихся паяцев, и больно становится при виде развращенного и такого же убогого в поведении шута. Но кто же занимает больше места в душе? Элкерлик, странствующий по дорогам и ловко обирающий тех, кто пригоден для этого, или Элкерлик – такой, каким он сидит в огромной зале, заказывая машину Смерти у механика, сидящий в окружении полуголых красоток перед изумленным художником и разглагольствующий о власти? В каждом есть темная сторона, но если слишком долго балансировать на грани – то рухнешь рано или поздно в бездну. Для героя пропастью стало стремление к богатству и власти, с которыми он надеялся поначалу на продолжение старого пути в иной форме, а попал на грязную, короткую дорогу к черному ходу того мира. Падение героя с лесов, которыми пользовался художник, писавший громадную картину на стене замка, символизирует собой этот путь. Сломанная ступенька – сломанные жизни…он не понял этого сразу –но он сломал не одну жизнь своими собственными руками, в принципе не желая этого. А потом –полет. А на лице уже написанного портрета – тоже знака смерти, не видно никаких чувств – таким увидел его творец, таким он останется на стене, но никто его не вспомнит. Всю жизнь мучавшийся, он нашел себя после страдания, в конце концов он становится собой, несчастный Элкерлик, авантюрист, но уже слишком поздно.

Конечно, без замечательной игры актеров картина стала бы либо пошлой пародией на средневековье, либо полу документальной дрянью (именно, хотя я не имею ничего против документального кино – он для раскрытия данной темы слишком слаб жанр). Герои, находящиеся на втором плане, ничуть не бледнее остальных –самостоятельные персонажи, о которых просто говорилось меньше. Для простоты они показаны в примитивном ключе. Зато это не отвлекает от основного повествования, лишь украшая его узорной рамкой. Вот этим-то и замечательна работа.

Кому-то этот голландский фильм может показаться перегруженным философскими измышлениями, кому-то –слишком жестоким (это так, хотя жестокость проявляется порой в незначительных элементах), но лучше не судить сразу, а попытаться понять. Без этого и думать не стоит о том, чтобы почерпнуть что-то для себя из картины, а там много чего есть, поверьте.

Blackwolf aka Wolffanger