Empyrium
3CD “Weiland  (Naturmystik in drei Kapiteln)”
© 2002 Prophecy Productions

Последний альбом дуэта Empyrium я бы назвал “неминуемой вершиной их творчества”. У каждого исполнителя, наверно, должны быть свои “cornerstones”, вехи, предназначенные для того, чтобы аудитория не заблудилась в болоте музыкальной продукции.

.Напомним, что на переломе веков Ульф Швадорф, как и многие другие представители “тяжелой сцены” заявил, что “металлическая сцена, равно как и сам этот термин, мне окончательно наскучили. Более того,  концепции фольклора и мистической природы  в контексте “металла” выглядят просто нелепо”. Но, в отличие от своих соратников по лейблу - Of Wand and the Moon и Tenhi, что из “металлических” рядов перешли в стан фольклорной музыки и языческого мистицизма, - Empyrium избрали несколько иной путь: неоклассика и европейский романтизм.

Мелодически альбом продолжает линию предыдущей акустической работы Швадорфа, “Where At Night The Wood Grouse Plays”, однако cделан он с большей фантазией; да и по сравнению с той же работой, “Weiland” выполнен гораздо искуснее – “рок-штампы” практически отсутствуют; впрочем, чуткое ухо, несомненно, услышит здесь отголоски Сибелиуса и Грига. Что касается текстов, то здесь определить предпочтения Empyrium нетрудно – это классика английского и немецкого романтизма, стихи, так сказать, ломятся от многочисленных отсылок к Байрону, Шелли, Китсу, Новалису и раннему Гете… 

Сам музыкант объясняет концепцию “Weiland” следующим образом: “…три лика мистической природы, которые произвели на нас самое большое впечатление: Болото, Лес и Вода. Несмотря на то, что каждая “глава” являет собой “вещь в себе”, альбом следует воспринимать как некое целое…”

Часть первая, “Heidestimmung” (Голос болот). Первая композиция, “Kein Hirtenfeuer glimmt mehr”, как и следующая, одинокий пейзаж ”Heimwaerts” (меланхоличная гитара и мрачный полушепот),  сразу же уносит нас куда-то на осенний Север, причем в тот момент, когда моросящий дождь готов перерасти в жестокую и холодную грозу.

Однако затем напряжение слегка спадает – интерлюдия “Nebel” плавно перетекает в слегка минималистский романс “Vorgang”, и окончательно затихает в романтической ностальгии “A Capella” и “Nachhall”. Не стоит расслабляться: это только затишье перед настоящей бурей. За ними следует музыкальная и концептуальная вершина альбома – вторая глава,13-минутная сюита “Waldpoesie”.

Schoen ist der Wald, wenn der Tag sich neigt,
wenn feiner Nebel hoch vom moosgen Boden steigt.
Und V
цglein singen sacht zum Ruhgeleit -
dann mirs die Brust vor arger Schwere feit…

Буйство эмоций и музыкальных тем, которых, будь Швадорф композитором-минималистом, хватило бы на добрую пару-тройку альбомов. Но - видение постепенно расплывается. Остается лишь мягкая дымка, в очертаниях которой можно различить разве что расплывчатые фигуры духов… Третья глава, “Wassergeister” (Водяные духи), выдержана в очень мягком ключе. Начинается с программной “Die Schwaene im Schilf”; а затем четыре изысканных ноктюрна - “Um Wasserfall”, “Fossergrim”, “Der Nir” и “Das blau-kristallne Kaemmerlein” - плавно завершают меланхоличную картину, написанную Empyrium

После появления “Weiland” некоторые критики не преминули выступить с обвинениями в “вагнерианской напыщенности”, однако вряд ли это действительно так – скорее, речь может идти о рафинированности музыки и профессионализме саунда Empyrium, что, однако, вряд ли отнесешь к недостаткам. И еще одной характерной чертой альбома является его, как бы так сказать, “открытость” – его в равной степени поймут не только поклонники дарк-фолка, металла или необарокко, но и любой человек, мало-мальски знакомый с хорошей профессиональной музыкой… а подобная способность к созданию “мета-стилевых” произведений, надо признать, качество достаточно редкое в наши дни.

Shelley