Интервью с Andreas Ritter (Forseti)
Что такое Forseti? Можете объяснить в двух словах?
По большому счету, Forseti – это проект одного человека, Андреаса Риттера, который, благодаря своим друзьям, талантливым музыкантам, удовлетворяет свое желание исполнять аутентичную музыку. А для этого, как известно, надо особым образом использовать “живые” инструменты, дабы воссоздать непередаваемую в иных случаях “жизненность”, равно как и атмосферу подлинности… В группе нет постоянного состава; бывало и так, что в студии или на концерте в Forseti принимали участие до 20 человек… Важным элементом является также лирика – всегда немецкоязычная, вне зависимости от того, собственные ли это тексты или фрагменты из классической немецкой литературы. Впрочем, тематика общая для всех песен, и именно она в полной мере определяет идею Forseti – творчество художника как способ органичного соединения природы и жизни.
Где же Вы находите этих талантливых музыкантов?
Всякий раз по-разному… Я бы сказал, что скорее они находят меня. Кто-то из них- мои хорошие знакомые, кто-то – случайно найденные профессиональные музыканты. В других же случаях стоит, наверно, говорить о “сотрудничестве” – как, например, с Оливером из Sonne Hagal.
Как возник этот проект? Чем Вы занимались до того, как собрали Forseti? Какая музыка больше всего повлияла на вас?
Вряд ли я смогу назвать точную дату появления Forseti… На самом деле, музыка всегда привлекала меня. Году в 1997 я купил первую гитару и начал играть на аккордеоне, а потом как-то так получилось, что я начал выступать на сцене… Да, помимо Forseti было еще несколько музыкальных проектов, но я быстро покончил с ними…
В юности я слушал всякую музыку – вряд ли можно ассоциировать с творчеством Forseti… Christian Death, Pet Shop Boys, и так далее… Если же говорить о тех музыкантах, которые повлияли на мою собственную музыку, то здесь я могу назвать такие имена, как Death in June или Leonard Cohen…
Вы играете на гитаре, аккордеоне, ударных и множестве прочих инструментах… Вы профессионально изучаете музыку или же научились всему сами?
Ну, как-то раз я брал пару уроков игры на фортепиано… Однажды сходил на занятия по пению… Вот и все…
Между выходом Ваших альбомов “Jenzig” и “Windzeit” прошло достаточно много времени. Не расскажете, в чем тут дело? Как Вам кажется, изменилась ли музыка Forseti за это время?
Безусловно, изменилась. Быть может, кому-то не понравится то, что Forseti ушли от романтизма в духе “две гитары за стеной”. Тем не менее, мы должны прогрессировать как музыканты, и было бы грустно, если бы никаких изменений не произошло. Знаете, тот, кто топчется на месте, по большому счету, идет обратно… Так что мне кажется, что мы сделали большой шаг вперед, и те, кто работают со мной, разделяют эту точку зрения. Конечно, это не значит, что мы полностью изменили саунд, и старые поклонники не узнают нас ни по музыке, ни по текстам. Цели и намерения – те же самые, изменились лишь средства… Что же касается пауз между альбомами, то здесь все достаточно понятно. Просто я довольно долго работаю над музыкой или стихами. Все должно само встать на свои места.
Каковы основные темы альбома “Windzeit”?
Это, можно сказать, такой “осенний альбом”… Само слово ‘Windzeit’ можно, во-первых, перевести буквально – “время ветров”, некое проявление сил природы в определенное время года. Уже неплохо, но слишком, по-моему, прямолинейно. Кроме того, этим словом в “Эддах” называют время, предшествующее “сумеркам богов”, концу света, когда в мире начинается буря, знаменующая начало полного упадка… Тем не менее, у ‘Windzeit’ есть и позитивный аспект – ведь за смертью следует новая жизнь, за осенью – весна, за тьмой – новый свет и новая надежда. В этом смысле это слово вызывает в памяти образ осени у немецких романтиков, которые использовали его как символ “заката жизни”… Ну, и в конце концов, ‘Windzeit’ – очень личный альбом; ведь каждый человек в определенные моменты переживает это “время ветров”, после которого возрождается с новой надеждой…
Как Вы пишете песни? Что приходит в первую очередь – музыка или стихи?
Обычно в начале возникает музыка… после этого, как правило, я долго мучаюсь, пытаясь написать подходящий текст. Но, в общем-то, я бы не сказал, что каждый раз все происходит одинаково… Порой все начинается с чудесных стихов, которые я просто обязан положить на музыку…
“Windzeit” издан на Вашем собственном лейбле “goeart/Grunwald”? Почему Вы решили так поступить? Скажите, на этом лейбле будут выходить только альбомы Forseti?
В числе главных причин – сложный и довольно дорогой процесс издания альбома. Мне показалось, что остальные лейблы просто не решились бы взяться за это. Честно говоря, я очень рад тому, что мой партнер, лейбл “goeart”, полностью согласен с моими взглядами по поводу тщательной и вдумчивой дизайнерской работы. Благодаря этому у меня возникло гораздо меньше сложностей, чем могло бы быть… Кроме того, собственный лейбл подразумевает возможность полного самоопределения. Что касается других групп… в настоящий момент я не планирую подобных вещей; впрочем, в будущем я бы не исключил этой возможности…
Расскажите нам о выступлении в Мансфельде на фестивале “Концерт Зоммернахт”. О каких еще выступлениях у Вас остались особенные воспоминания?
Вообще-то, о каждом концерте остаются особенные воспоминания… Дело здесь даже не в количестве выступлений - неважно, пусть ты и привык к ним, - каждое из них всегда воспринимается как нечто особенное; каждый раз ты приобретаешь нечто новое…
О выступлении в Мансфельде у меня остались самые положительные впечатления; может, отчасти и потому, что организаторы – мои хорошие друзья, так что я воспринимал происходящее более-менее спокойно. По сравнению с предыдущим выступлением в лейпцигском “Фолькершлахтденкмаль” это просто небо и земля. Атмосфера была какой-то пугающе напряженной; наверно, именно поэтому наше тамошнее выступление было достаточно тихим и сдержанным, дабы не разрушать это состояние. А в Мансфельде, напротив, все было просто заполнено энергией.
С большим удовольствием я вспоминаю еще один концерт – в мае 2002 года, в Копенгагене. Аудитория была на удивление внимательной и отзывчивой – в противоположность немецкой публике. Как только зазвучала первая нота, зал сразу же затих… Очень впечатляет…
Помнится, в Мансфельде у сцены стояли люди с флагами, на которых красовалась огромная надпись “Forseti”… Как Вы относитесь к таким вещам?
Я был несколько шокирован этим; но, вообще-то, это одновременно смешно и трогательно… Мне потом сказали, что это были за ребята – они из местного андерграундного журнала “Die Tat” (“Дело”), и я изменил свое мнение в лучшую сторону: они яростные противники всего “нормального”, а к таким людям я отношусь с большой симпатией. Так что я даже рад, что это была не более чем добрая шутка – а то, право слово, я бы начал беспокоиться по поводу качества своей музыки.
После того, как Вы помогли Death in June в записи альбома “All Pigs Must Die”, на альбоме Forseti “Windzeit” Дуглас Пирс спел Вашу песню “Black Jena”. Расскажите, каково это – работать с Пирсом?
Очень приятный опыт. К сожалению, время поджимало, и наше недолгое сотрудничество было несколько напряженным. Скажем, материал с “All Pigs Must Die” я услышал за ночь до записи, а потом, когда закончили, то сразу же двинули ко мне в студию, писать “Black Jena”…
Я слышал, Вы много работаете с Sonne Hagal?
Верно. Как я уже сказал, мы стараемся помогать друг другу в творческом процессе, да и вообще, мы просто хорошие друзья. Во многом наши музыкальные идеи и идеалы схожи, хотя и не похожи, а это значит, что мы вполне можем обмениваться идеями, давать советы, вдохновлять и поддерживать друг друга. Ведь вся наша “сцена” – если можно так выразиться – довольно небольшая и ограничена узким кругом единомышленников, так что я действительно рад тому, что познакомился с другими музыкантами, вроде Кима Ларсена или Мэтта Хаудена.
Кстати, о сцене… В последние годы в Германии появилось достаточно много дарк-фолковых команд, причем большинство из них, так или иначе, связаны с лейблом Eis+Licht. Скажите, можно ли отнести к этим группам и Forseti?
В каком-то смысле - да. Впрочем, любое соотнесение группы с тем или иным направлением или движением несколько пугает меня. Нет, я ничего не имею против того, чтобы стиль Forseti называли “нео-фолком”, однако сам я никогда бы не определил ее подобным образом. Знаете, этот термин в последнее время стал слишком размытым, и нельзя точно сказать, что же именно скрывается под ним… Тем не менее, проводить различия между чем-либо – вещь достаточно важная; главное – не привязываться к определениям.
Forseti представляется мне чем-то очень традиционным, консервативным… Как Вы относитесь к лозунгу “Against the Modern World”?
Чтобы противостоять “современности”, вначале необходимо понять, какой была “древность”. Та глобальная переоценка ценностей, которая происходит в последнее время, может быть воспринята либо как прогресс, либо как упадок, так что каждый должен решать сам, что же делать в связи с этим.
Тем не менее, перемена моральных ценностей не избавит нас от последствий тех разрушений, которые мы нанесли окружающему миру и самим себе. Так что любая форма противостояния современности есть, как я это понимаю, следствие неуверенности и неопределенности.
Лично я пытаюсь построить свою жизнь таким образом, чтобы любовь и уважение к всему, что меня окружает, занимали одно из первых мест в моем сознании. Это нисколько не мешает мне ежедневно взаимодействовать с современными технологиями и пользоваться телефоном, машиной, компьютером, Интернетом… Мне кажется, что решающим фактором является сознательная оценка происходящего как во внешнем, так и во внутреннем, мирах.
Чем Вы занимаетесь помимо музыки? Работаете ли Вы и, если да, то как Вам удается совмещать работу и музыку?
Вообще-то я профессиональный фотограф, однако в настоящее время я настолько занят музыкальными делами, что времени для чего-то другого просто нет. Каждый, кто когда-либо занимался музыкой, поймет меня – эта деятельность отнимает очень много сил… Некоторым, однако, кажется, что жизнь музыканта – это что-то вроде такого: написал пару песен, записал их в студии за неделю, и давай выступать тут и там… Нет, вполне возможно, что кто-то из музыкантов и живет подобным образом, однако для меня Forseti превратилось в образ жизни, так что для профессиональной деятельности или личной жизни времени практически не остается…
Не могли бы Вы назвать пять альбомов, что в последнее время понравились Вам больше всего?
Sigur Ros "()", Tindersticks "Trouble Every Day", HОH "Children Of Nature”, Argine "Luctamina In Rebus", Empyrium "Weiland”.
Какие планы у Forseti на этот год?
Сейчас я работаю над следующим альбомом – он выйдет где-то в начале 2004 года. Кроме того, помогаю Киму из Of Wand and The Moon и Оливеру из Sonne Hagal в записи их материал. Летом будет тур по Италии и Австрии. Плюс еще всякие мелочи.
Не могли бы Вы спонтанно, быстро и в двух словах прокомментировать следующие стереотипные немецкие понятия: Weltschmerz, Oktoberfest, Windzeit, Sturm und Drang, Jena, Rammstein, Schroeder, Sehnsucht?
Weltschmerz
(“мировая скорбь” – термин, возникший у немецких романтиков конца XVII века, наряду с понятием ”ностальгия” он во многом определяет их мироощущение. – Здесь и далее курсивом выделены примечания переводчика). Вполне точное определение “черной сцены”. Я, конечно, тоже не слишком веселый человек, однако “скорби” предпочитаю не предаваться…Что бы Вам хотелось сказать напоследок?
Единственное, что приходит в голову – спасибо всем, кто помогает мне и Forseti.
источник: вебзин
Funprox.com
октябрь 2002 -
февраль 2003
© 2003 Перевод Shelley
Copyright ©2003 Seidr webzine