Hagalaz' Runedance
“The Winds That Sang of Midgard's Fate” © 1998
Ветер кружится в кронах деревьев, воспевая красоту того, что было, наблюдая за тем, что есть, тихо сплетая ткань того, что будет. Легкое дыхание Земли пронизывает и объединяет волшебные тайны древнего леса. Сила ритуала поклонения силам природы, разговор с тенями деревьев, дух языческого праздника…Во что мне представилось, когда я услышал неспешные мистические напевы Hagalaz' Runedance. Прекрасный мир девственных рощ и чистого неба, неспешных ритуалов, что творятся под луной на полянах, озаренных звездными слезами. И сам воздух, заполняя грудь, словно просит петь, петь так, как ты сможешь. Тот, кому хоть на миг удалось почувствовать красоту проносящегося над тобой небесного свода и перекликающихся напевов трав, поймет то, о чем рассказывает HR. Даже не рассказывает – изливает в песне. Словно ветер принес эту сагу с берегов зеленых островов, где и поныне еще жива истинная гармония природы. “The Winds That Sang of Midgard's Fate” - так и называется альбом, про который я пытаюсь рассказать языком, недостойным музыки. Это первая запись группы, которую я услышал. Единственная мысль, что успела родиться в рассудке: “Именно этого я и ждал”. Да, сложно судить объективно о том, что искал на протяжении долгого времени. Может быть, всю жизнь. Пусть кто-то исполнит лучше, пусть кто-то даже сейчас исполняет лучше, но почему-то, когда вслушиваешься в мелодии HR, даже не хочется об этом думать. Не хочется думать вообще. Хочется жить - хоть мгновение жить этими строфами, этими аккордами. Услышь я альбом раньше или позже – вряд ли удалось бы настолько полюбить его. По-моему, самая лучшая и совершенная музыка – это та, при прослушивании которой нельзя заниматься тем, что отодвигает мелодию на второй план, и когда хочется петь вместе с исполнителем. Душа каждого настроена по-своему, но какие-то струны остались настроенными по-старому со времен, что мы подчас и не помним. Когда музыка проводит рукой по этим струнам – это и есть момент, ради которого стоит снова и снова слушать одни и те же песни.
С самого начала Hagalaz Runedance вовлекают тебя в некий ритуал, созданный природой для того, чтобы объединять сердца и тела в плясе вокруг костра на поляне, что создана вместе с лесом, к которому обращаются те, кто стоит вокруг. И они будут услышаны. Та, Что ведет обряд, не может быть не услышана. Сильные, отчетливые и вместе с тем загадочные в своей простоте ритмы, мерные удары, музыкант, душа которого полностью ушла в руки, пальцы, в размерянные удары по инструменту. Они вводят в транс, предшествующий откровенью, тому, что пытаются найти многие, а обретают видящие. И начинает говорить она. Негромкие напевы, жрица корней и владычица танцующих руг поет о мыслях жителей леса, о тропах непредсказуемой и дикой природы, о небе, смотреть на которое не устанешь никогда. А ведомые ее голосом. Подпевают ей, сперва несмело, а затем более уверенно, вплетая в музыку, что создают, свои мысли. Пальцы бегут по линии струн – рождается зеленоватый всплеск падающего листа. Тишина лесного озера может воплотиться в звук. Музыка ритуала уверена в себе и спокойна, руки музыкантов сплетают из тонких нитей монолит, но не холодный, как помпезные марши или изящно-мертвые мелодии бездушных, а теплый и живой, как сок в жилах лесного великана. Мотивы печально завершены и не требуют никаких комментариев и пояснений. Не нужна никому и концепция или обоснование – достаточно просто слушать и понимать.
Можно критиковать звук, можно облить грязью и ядовитой желчью. Но вопрос – зачем убивать красоту? Не всегда красота – это полное и безоговорочное совершенство формы, идиллия закаменевшего бесплодия сущности. Любовь к трупу вызывает смерть. Пусть умирает при жизни тот, кто считает это достойным себя. Но тот, кто видел и чувствовал силу жизни, должен понять настоящее искусство передавать то, что узнал и увидел.
Кто-то сказал, что вокал у Hagalaz не идеален, далеко не идеален. С этим спорить я не буду – конечно, группа не стремится приблизиться к опере. Скорее, это симфония природы через призму взгляда того, кто поет. Это голос заклинательницы, жрицы, а не задушенный бессмысленными правилами и тренировками вокал.
Пусть песни по стилистике, настроению и духу не всегда ярко отличаются друг от друга. Ответ –а зачем? Разве менее красив осенний лист, который упал после сотни почти таких же? Если есть в музыке красота – то пусть она проявится как угодно, лишь бы подольше наслаждаться ею, как падением желто-красного листа.
Я никогда не пытался разбирать композиции с профессиональной точки зрения – пусть этим занимаются профессионалы, но даже будь я экспертом хоть трижды – все равно бы не стал - не хочу лишаться того, что имею.
Вот вдали запела волынка, и мысли меняются, но не роясь в голове бессмысленным роем – они симфонией, подвластной лишь своду ветвей, складываются в новое, незабываемое чувство, и лишь легкая волна разойдется по глади озера твоих надежд и чувств…но это не так. Просто приди в лес, закрой глаза, а песня сама найдет тебя.
P.S. Все, что написано в этой рецензии, является лишь моими мыслями и чувствами, и ничем больше. Я не пользовался текстами Hagalaz' Runedance потому, что не хотел превращать статью в бессмысленный и сухой набор строчек и рифм. Моя страсть – переводы, но я не стал переводить тексты. Они такие, какие есть, и их надо воспринимать на родном языке. Это мир друидов и кельтских напевов, которые нельзя отделить от культуры, что пытались начертать в песнях исполнители, и любое изменение его исказит, как исказит даже и лишний резонанс. Как камень, вставший на пути солнечных рук-лучей, даст лишь тень…