Nicole
G. Schmitt
Арфа.
Музыкальный инструмент или нечто
большее?
Арфа – широко известный инструмент, который используется и как классический инструмент симфонического оркестра, и, благодаря особому звуку, как народная арфа. Хотя, из легенд и письменных источников известно, что уже в Древнем Мире арфа играла важную роль, например, для кельтов. Но есть ли что-то общее между современной арфой и инструментом тех дней, и какую важную роль он выполнял?
Происхождение арфы относят к возникновению охотничьего лука, использовавшегося в Каменном Веке. Он делался из согнутой ветки и кишечной (кетгут) струны, производящей звук при подергивании. Ранние изображения подобного музыкального лука были найдены в виде наскальных рисунков (например, в пещере Trois Freres, 15000BC, Ariege, France). Эти инструменты дали основу для развития лучной арфы, которая переживала свой золотой век в эпоху заката Египетской цивилизации. Вариацией арфы была лира, которая в дальнейшем стала очень популярной в Греции. В эпоху эллинизма лира была неотъемлемым атрибутом поэтов и певцов, что можно наблюдать на различных картинах и письменных памятниках. Размер арфы варьировался, вид малой лучной арфы перешел из Греции в Европу и достиг сферы влияния на кельтов. Легенда гласит, что друиды привезли арфу из Атлантиды как священный инструмент в Ирландию и Великобританию. Хотя, более правдоподобно звучит то предположение, что арфа попала в Европу благодаря развитию торговых отношений. С этих времен сохранились только некоторые описания, которые были сделаны очень давно и в большинстве своем неверны. Затем, арфа была снабжена вертикальной перекладиной, с этим видом арфы мы и знакомы. Эта техника строения инструмента была основой развития Cithara Anglica и Nabulum в Средневековье и классической арфы Ренессанса.
Итак, какую роль играла арфа в музыке и обществе? Важно отметить, что арфа всегда имела особый статус. Уже в Египте она ассоциировалась с божественным инструментом, который глубоко почитался. Кельты наделяли арфу таким же содержанием. Время появления арфы на земле кельтов не известно. Хотя, статуэтка, относящаяся к первому веку до нашей эры, изображает бога арфиста, чья прямоугольная арфа похожа на те, что нашли люди Уэльса – the Crwth. Crwth был традиционным инструментом менестрелей в 14 веке, и затем обнаруживался в Ирландии и Британии вплоть до 18 и 19 веков. Предполагается, что арфы того времени часто изготавливались из ивы и имели пять или семь струн, каждой из которых соответствовало небесное тело. Хотя все это только предположения.
Арфа была частью культа Солнца и Воды. Более того, арфа ассоциировалась с Материнством и рождением, что указывало на определенное женское начало. С другой стороны, арфа также являлась двуполой, так как часто играла объективную, примирительную роль (например, между светом и тьмой, небом и землей, солнцем и луной). Инструмент рассматривался как символ души как совокупность всех видов эмоций, и посредствам которой разумно невыразимые вещи, можно было выразить. Во многих легендах арфа упоминается как символ ключа в другие миры, особенно в Преисподнею. Говорили, что с помощью звуков арфы можно было вызывать или прогонять призраков или души умерших. Это поверье до сих пор существует в африканских племенах, например, в культе Вуду. Арфа считалась духовным орудием, использовавшимся Вуду для психологических войн. Огромные Эоловы арфы располагались на пути следования врага таким образом, что ветер извлекал ужасающие звуки (отсюда и произошла фраза to put the 'wind up' somebody – то есть испугать кого-либо шумом). К сожалению, нет информации о высоте звука Эоловых арф, по должно быть он был довольно впечатляющим, чтобы достичь подобной реакции. По сей день Эоловы арфы строятся, но не используются в качестве орудия. Вне духовного применения, а может и благодаря ему, арфа была неотъемлемым атрибутом легенд, эпических поэм и повестей, в которых обычно играла важную роль (как например, арфа Dagda). В ирландских сказках арфа тоже часто упоминалась.
Подводя итог, видно, что арфа играла важную роль на протяжении всех веков. Если сейчас мы слышим звуки арфы или играем на ней, то мы непосредственно соприкасаемся с инструментом с большой историей и, может, сможем возродить ее исконные функции.
Статья взята из журнала Touchstone, October 1999 #49
© 2001 перевод Yudiv
Copyright ©2001 Seidr webzine