Международный фестиваль индустриальной музыки

Санкт-Петербург, клуб "Red"
19 октября 2002

Впечатления Велеса

Heilige Feuer, проходящий в славном городе Питере является самым масштабным индустриальным фестивалем в России (учитывая то, что таких фестивалей у нас всего два --  Hailige Feuer и Landschaft). Думаю, что не зря именно Питер был выбран местом его проведения т.к. Питер с его атмосферой «мрачной холодной свободы», на мой взгляд, намного ближе к духу industrial’а, чем Москва с ее неоновыми вывесками постоянным круговоротом жизни. 

Итак, честно придя в Red Club к 20:00 часам, указанным на билете, как «начало», я с удивлением обнаружил, что само выступление начнется в 22:30, то есть на два с половиной часа позже заявленного времени. Для меня осталось загадкой, являлось ли такое недоразумение накладкой со стороны организаторов фестиваля, либо просто хитрым ходом администрации клуба, решившей «невзначай» спутать понятия doors open и «начало»,  руководствуясь при этом  благородной целью заработать как можно большее количество денег на продаже алкоголя в баре. Могу сказать одно: два с половиной часа ожидания в сильно переполненном и прокуренном помещении  не вызывают абсолютно никаких положительных эмоций и явно не способствуют восприятию музыки…. Времяпрепровождение в клубе, напоминающем метро в час пик сильно омрачило начало концерта, но пускай это останется на совести организаторов.

Сам Red Club является довольно известным в Питере местом, состоящим из трех этажей (последний из которых был в этот раз закрыт) и небольших размеров зала, акустика в котором явно оставляет желать лучшего. Возможно, он вполне подходил для проведения первого и второго Heilege Feuer, об этом я судить не могу т.к. на них не присутствовал. Но для третьего фестиваля – это был, на мой взгляд, несколько неудачный выбор. В первую очередь, по той причине, что количество пришедших людей явно превышало вместимость клуба. Клуб был переполнен. На мой взгляд, габариты Red Club’а  явно не были рассчитаны на проведение мероприятия такого масштаба, как Heilige Feuer 3. Публика на фестивале была довольно разношерстной, но большую часть все таки составляли суровые индустриальщики в полу военных прикидах. Создавалась впечатление, что примерно треть присутствующих (в том числе и большинство питерских готов) пришли для того, чтобы просто «потусоваться» т.к. выступления групп они просиживали в баре, а в середине ночи мирно спали по углам. Это вызывало некоторое  недоумение, так как цена за билет (350р) была не маленькой.  Думаю, что на предстоящем Landcshaft 2 следует ввести ограничение по количеству посетителей, дабы не превращать индустриальный фестиваль в «тусовку» и не допустить повторного столпотворения…       

В 22:30, когда, видимо, администрация уже была удовлетворена количеством  проданного спиртного, наконец-то началось то, зачем я туда и пришел. Открывали фестиваль INADE. Выступление прошло на уровне и они полностью оправдали свое звание “проводников в неведомое”. Довольно жесткий dark ambient с перкуссией, разбавленный жутковатым звучанием странного трубообразного металлического инструмента и дополненный грамотно подобранным (хотя и немного примитивным) видеорядом создавал в зале ощущение полной ирреальности всего происходящего и буквально вгонял ум в состояние истерии… Музыка INADE просто врывалась в глубины сознания и пробуждала некий «хаос» сокрытый в них… Хотя, слушая их на CD я и ожидал, что качество их живого выступления будет несколько выше (возможно, свою роль здесь сыграла акустика в зале), но тем не менее из всех выступавших команд они оказали наиболее сильное и глубокое, «взрывное» воздействие на сознание публики.

После небольшого перерыва на сцену вышли CYCLOTIMIA.  Несмотря на то, что после жестких композиций INADE они поначалу воспринимались как некая возможность отдыха для сознания и слухового аппарата, CYCLOTIMIA, своим отличным выступлением, в очередной раз доказали, что по праву называются одной из лучших команд российской industrial сцены. Качественная музыка, в сочетании с очень грамотно подобранным видеорядом оставила самые приятные впечатления. Не зря они так славятся концептуальностью своих концертов (например, сьемки взрывающихся зданий, как нельзя лучше подходили для композиции с жестким нойзом). Единственное, что мне показалось пресловутой “ложкой дегтя” в их выступлении, так это слишком большое количество биржевых котировок в видеоряде (надоедает!) и, наверное, некоторый перебор с “высокими звуками” в нескольких композициях…

За CYCLOTIMIA последовал питерский проект под названием LUNAR ABYSS QUARTET. Честно говоря, я был несколько заинтригован, обещанными в пресс-релизе «индоевропейской ведической космогонией» и «наследием североевропейских шаманов». На деле же, этот «квартет» из двух человек представлял собой некий монотонный «а ля этника» барабанный бой, разбавленный совершенно невыразительным ambient’ом, в сопровождении еще менее выразительного и никак не сочетающегося с музыкой видеоряда. На мой взгляд, совмещение этнической музыки с современными электронными шумами  -- крайне сложная задача с которой могут справиться далеко не все команды, что имеют смелость за нее взяться. И LUNAR ABYSS  QUARTET явился еще одним тому подтверждением – полный провал. Их музыкальные потуги оставили крайне удручающее впечатление, еще более усугубилось оно однообразным видеорядом в духе Жака Кусто, на протяжении всего выступления демонстрирующем нелегкую жизнь различных морских обитателей.

После «разочарования вечера» - LUNAR ABYSS  QUARTET началось выступление долгожданных WAPPENBUND. Думаю, что команды играющие martial industrial и выбирающие в качестве основы своего творчества военную стилистику нациской Германии  встают перед очень сложной задачей. Которая заключается в том, чтобы, с одной стороны, грамотно выразить нацискую музыкальную эстетику через современный industrial , и с другой стороны, сохранить при этом величие и размах оригинальных военных маршей Третьего Рейха. WAPPENBUND, как и всем известные DER BLUTHARSCH отлично с этой задачей справляются. Оркестровые сэмплы и маршевые ударные в сочетании с высоким рявкающим вокалом создавали такую атмосферу «силы» и «величия», что не зависимо от собственных идеологических убеждений хотелось вскинуть руку в известном жесте римского приветствия, что я и не преминул сделать… WAPPENBUND оказались единственными, кто выступал без видеоряда – он им и не требовался -- вспышки прожекторов на сцене обеспечивали все необходимое дополнение к музыке. Их концерт прошел просто «на ура», а точнее «на hail». Я бы назвал их лучшими, если бы не следующая команда…

А следующими  выступали LES JOYAUX DE LA PRINCESSE они и закрывали фестиваль. Думаю, что организаторы не ошиблись в выборе «хэдлайнеров» так как, однозначно, их выступление можно назвать лучшим. Началось оно с гимна Франции и двух неподвижных фигур, держащих в руках французские флаги. За этим последовал час минималистичного martial industrial’а.… Две фигуры в военной форме бьющие в барабаны на фоне видеоряда представляющего собой нарезку из хроник первой и второй мировых войн производили сильнейшее впечатление. Не менее сильное впечатление произвел и перфоманс, которым выступление было законченно: Эрик с горящим на пересечении двух клинков железным крестом спустился в зал,  некоторое время стоял неподвижно, после чего удалился за сцену, а в зале опять заиграл гимн Франции. Каждый элемент выступления LES JOYAUX DE LA PRINCESSE, от военной формы до видеоряда, был тщательно подобран, и гармоничное переплетение всех элементов создавало совершенно особую имперскую стилистику, заставившую меня перебрать в уме чуть ли не всю историю Франции за последнии два века. Кроме того, они были единственной командой показавшей грамотный перфоманс, напомнив тем самым об авангардистских корнях industrial’а… Однозначно, на Hailige Feuer 3 они были лучшими. Неприятно удивил эпизод с уродом, который попытался прикурить от горящего креста, но общего впечатления от концерта он не испортил. К сожалению, подобное face control’ем не лечится, разве что мордобоем…

По окончании фестиваля, меня ждал еще один «сюрприз» от организаторов, заключавшийся в том, что выступление последней команды  закончилось примерно в 3:30, а метро открывалось только в 6:00. Поэтому всем, кто приехал на метро, пришлось еще два с половиной часа сидеть в клубе и пропивать остатки денег. Надеюсь, что администрация Red Club’а была полностью удовлетворена полученной выручкой. Жаль, что на индустриальном фестивале возможна подобная меркантильность. Думаю, что гораздо большее уважение по отношению к посетителям они бы проявили, если  начали концерт в 00:00, а doors open объявили часов с десяти. Но это все пускай остается на совести организаторов. Главное, что сам концерт прошел отлично, и большинство получили именно то зачем пришли.

Велес

Впечатления Shadow Dweller

Wappenbund - короли, однозначно. Пожалуй, за все три Heilige Feuer они произвели на меня самое большое впечатление (после раздаваемых флаеров на 30 ноября :))). Эпические вагнерианские звуковые пейзажи... Оглушительные сэмплированные барабаны ("живой" барабанщик, изредка нежно трогавший свой барабан палочкой, смотрелся
несколько комично на фоне грохочуших барабанов из синтезатора)... Тоталитарный вокал, рявкающий команды на немецком (доктор Геббельс нервно курит в коридоре, вместе с непонявшими, куда это они попали, готами и готелками в виниловых трусах)... Действительно, под эту музыку тело рвалось маршировать, вскинув правую руку.

Inade - замечательно. Неагрессивное "шумение-гудение", шепот на немецком языке и периодическое звукоизвлечение из странной формы трубы в сочетании с абстрактным жутковатым видеорядом создавали сюрреальную картину средневековых Альп.

Les Joyaus De La Princesse - неоднозначное впечатление. Большую часть сета различные элементы их перфоманса совершенно не складывались в единую картину. Старые песни о главном из патефона, синтезаторный вой, живые барабаны, шепчуший по-французски голос - вроде и все правильно, но каждый элемент как-то совершенно сам по себе. Однако
концовка, когда Эрик зажег железный крест на пересечении двух клинков и спустился с ним в зал -- исключительно впечатлила. Я был очарован. Инцидент с прикуривающим выродком в очередной раз показал, что на таких мероприятиях надо устраивать предварительную запись и жесткий фейс-контроль, отсеивающий подобных мудаков на самом раннем этапе.

Обе русских группы оставили крайне тягостное впечатление.
Cyclotimia начала свой сет с отвратительных околотанцевальных ритмов, а видеоряд из фрагментов рекламных роликов был смешон и жалок в своей пафосной откровенности. Лично я не желаю смотреть на феррари и макдональдсы даже в подобном "анти"-контексте, чего и вам рекомендую. Хотя с музыкальной стороны ближе к концу группа зазвучала явно лучше.

Lunar Abyss Quartet с однообразным сочетанием низкочастотного гудения и пронзительного "дельфинского" свиста была еще хуже. Через 5 минут от начала сета я ушел, а вернувшись минут через 40, обнаружил, что единственное изменение в выступлении, случившееся за это время, заключалось в видеоряде, где вместо дельфинов теперь показывали тюленей (или морских готиков каких-нибудь, я не гидробиолог...). Замечу, что у меня, как и у господина Монка, от их сета сильно разболелась голова :-)

Резюме: мне понравилось больше HF2. Ред-клаб явно набирается опыта в проведении подобных мероприятий, и я полон самых радужных ожиданий по поводу "Landschaft 2" с Bad Sector и Troum 15 ноября, не говоря уже об эпохальном событии 30 ноября, о котором сообщали упомянутые флаеры (приезд в Россию Death In June).

...уйдя со сцены, Эрик еще на несколько минут оставил видеоряд и старинный патефон с музыкой. А потом отголоски магии угасли, и готелки наконец-то дорвались до унц-унц-унц и танцпола. Картина была символическая, знаковая.

Shadow Dweller