Интервью
с Аннеттой Хёст
(руководитель
Центра исследований шаманизма в
Копенгагене)
(источник:
журнал "Spirit Talk: a core shamanic newsletter", осень
2001)
Не могли бы Вы в двух словах обьяснить, что же это такое - "сейд"?
Обряд сейда
выглядит следующим образом: шаманка-вёльва
восседает на возвышении и, слушая пение
окружающих ее людей, входит в измененное
состояние сознание. Затем она путешествует
по мирам богов и духов, испрашивая у них
совета или помощи. После того, как эта часть
обряда закончена, вёльва впадает в
состояние транса и изрекает предсказания,
отвечая на вопросы окружающих.
Ключевыми
элементами обряда являются посох вёльвы (один
из основных ее атрибутов), высокое кресло и
песнопения.
Когда Вы сами начали практиковать сейд? Какую роль шаманизм играет в Вашей жизни?
В 1987 году, когда я встретилась с членами общины "Иггдрасиль", познакомившими меня с этой практикой. И чем больше я занималась ей, тем больший интерес появлялся у меня к истории скандинавской Традиции вообще. Как будто я влюбилась. Я обратилась к Природе, которая стала для меня коренным Учителем. Сегодня я понимаю шаманизм как состояние, в котором человек чувствует себя учеником Природы - Луны, Солнца, Дня, Ночи, Ветра, Древа... Шаманизм - это путь сердца.
Необходимо ли для этого быть частью какой-либо традиции?
А для чего мы
обращаемся к шаманизму? Не просто помочь
себе или другим, но и ощутить себя частью
безбрежного потока жизненной силы. Рано или
поздно это приводит к единению с выбранной
традицией, иначе вы будете чувствовать себя
обездоленным.
Знаете, все
жаждут обрести свои корни. Просто каждый
идет к этому своим путем. Я считаю, что вовсе
не обязательно генетически принадлежать к
тому или иному Пути. Подобная точка зрения
кажется мне ограниченной и
антропоцентристской. Мир гораздо шире, чем
человеческое представление о нем.
То есть, практикующий сейд рано или поздно придет к Асатру?
Хорошо, что Вы
задали этот вопрос. Все дело в том, что
многие считают сейд исключительно частью
скандинавской религии, связывая его с асами
и Одинном, забыв о том, что шаманизм - и сейд
в частности - значительно старше, чем
скандинавское мировоззрение - Асатру, "верность
асам", и были заимствованы скандинавами у
неиндоевропейских народов, населявших эту
часть Европы. Тем более, что, если вспомнить
историю, то и сами скандинавы достаточно
враждебно относились к сейду. Если говорить
о сейде в контексте нордической религии, то
эту практику традиционно относят к "верности
ванам", божествам плодородия. Главными
средь них являются Фрейя, Фрей и Ньорд,
персонифицированные силы природы.
Что касается
моей точки зрения, то я стремлюсь к "природному",
естественному мировоззрению,
существовавшему до возникновения
структурированных религиозных
представлений. Кроме того, я не хочу
заниматься реконструкцией. Мне интересно,
как сейд работает здесь и сейчас.
Во многих
шаманских традициях большое внимание
уделяют духам-помощникам.
Как с этим обстоит в практиках сейда?
Мне кажется, что
основное внимание надо уделять совсем не
этому. Основной принцип, на котором
строятся взаимоотношения шамана с миром -
это чистое, искренне намерение. То же самое
можно сказать о взаимоотношениях шамана с
духами. Здесь важны помощь и доверие, а не
грубость. Исповедующий принцип "кто
сильнее, тот и прав" рано или поздно
накажет сам себя.
В сохранившихся источниках сейд часто относят к женской магии. Вы тоже считаете его чисто женской практикой?
Нет, нисколько. Во-первых, до нас дошли далеко не все свидетельства. Во-вторых, необходимо помнить о том, что техники сейда являются экстатическими, к тому же часто использующими сексуальный экстаз как своего рода магическую практику, что было достаточно непривычным для мужской части скандинавского общества - как языческого, так и христианизированного, с неприязнью относившихся к тем представителям мужского пола, которые имели отношение к "эрги", "постыдным", с точки зрения викингов, практикам.
Что же такое "эрги"?
Семантически это
понятие связывали с колдовством,
сексуальными извращениями и нарушением
стереотипов поведения мужчины. Из всего
перечисленного объективным параметром
является только "колдовство",
остальные два достаточно субъективны и
зависят от культурных и общественных
установок по отношению к принципу "мужественности/женственности"
и сексуальным нормам. Надо сказать, что в то
время у скандинавов эти нормы были гораздо
более жесткими, нежели чем сейчас.
Для меня "эрги"
означает умелое и осознанное использование
сексуальной энергии - силы Эроса, силы Жизни,
равно как интеграцию Анимы и Анимуса,
мужского и женского аспектов личности.
Сексуальная энергия по природе своей -
буйная и неукротимая. Мы можем отрицать или
подавлять её, говорить о "свободе
отношений" или наоборот, отказываться от
них, но, однако, пока мы не признаемся в
своей слабости перед инстинктами, пока мы
не осознаем их и не научимся направлять их в
нужное русло, любое проявление "эрги"
будет расцениваться как нечто "постыдное".
Постыдное прежде всего для тех, кто не смог
устоять перед ними.
В
сагах мы часто встречаем упоминания о сейде
как своеобразной
"черной магии".
Скажите, насколько для Вас шаманизм связан
с категориями Добра и Зла?
Шаманизм - это метод. Это инструмент. Инструмент не может быть хорошим или плохим. Все зависит от того, в чьих руках он находится. Практикующий сейд концентрирует энергию и направляет ее на определенный объект, принимая на себя ответственность за этот поступок. Все зависит от моральных и этических принципов самого практикующего.
Сейд и позднее европейское ведьмовство - связаны ли они друг с другом?
С течением времени сейд стал частью народной магии. К примеру, в Скандинавии, сейдконы и ведьмы назывались одним словом - "трольдквиндл". Слово "ведьма" - "хекс" (heks, Hex) - появилось только в начале XVIII века. Естественно, что с течением времени, мимикрируя, сейд потерял многие из своих практик, что неудивительно, учитывая неприязнь христиан к древним традициям. Можно сказать, что сейд - как и другие, менее известные нам шаманские практики дохристианской Европы - породил народную магию Средневековья и Нового времени. Можно сказать, что сейдманы и сейдконы - прадедушки и прабабушки средневековых ведьмаков и ведьм.
© 2001 Перевод Shelley
Copyright ©2001 Seidr webzine