Интервью с Аннеттой Хёст
(руководитель Центра исследований шаманизма в Копенгагене)
(источник: журнал "Spirit Talk: a core shamanic newsletter", осень 2001)

Не могли бы Вы в двух словах обьяснить, что же это такое - "сейд"?

Обряд сейда выглядит следующим образом: шаманка-вёльва восседает на возвышении и, слушая пение окружающих ее людей, входит в измененное состояние сознание. Затем она путешествует по мирам богов и духов, испрашивая у них совета или помощи. После того, как эта часть обряда закончена, вёльва впадает в состояние транса и изрекает предсказания, отвечая на вопросы окружающих.
Ключевыми элементами обряда являются посох вёльвы (один из основных ее атрибутов), высокое кресло и песнопения.

Когда Вы сами начали практиковать сейд? Какую роль шаманизм играет в Вашей жизни?

В 1987 году, когда я встретилась с членами общины "Иггдрасиль", познакомившими меня с этой практикой. И чем больше я занималась ей, тем больший интерес появлялся у меня к истории скандинавской Традиции вообще. Как будто я влюбилась. Я обратилась к Природе, которая стала для меня коренным Учителем. Сегодня я понимаю шаманизм как состояние, в котором человек чувствует себя учеником Природы - Луны, Солнца, Дня, Ночи, Ветра, Древа... Шаманизм - это путь сердца.

Необходимо ли для этого быть частью какой-либо традиции?

А для чего мы обращаемся к шаманизму? Не просто помочь себе или другим, но и ощутить себя частью безбрежного потока жизненной силы. Рано или поздно это приводит к единению с выбранной традицией, иначе вы будете чувствовать себя обездоленным.
Знаете, все жаждут обрести свои корни. Просто каждый идет к этому своим путем. Я считаю, что вовсе не обязательно генетически принадлежать к тому или иному Пути. Подобная точка зрения кажется мне ограниченной и антропоцентристской. Мир гораздо шире, чем человеческое представление о нем.

То есть, практикующий сейд рано или поздно придет к Асатру?

Хорошо, что Вы задали этот вопрос. Все дело в том, что многие считают сейд исключительно частью скандинавской религии, связывая его с асами и Одинном, забыв о том, что шаманизм - и сейд в частности - значительно старше, чем скандинавское мировоззрение - Асатру, "верность асам", и были заимствованы скандинавами у неиндоевропейских народов, населявших эту часть Европы. Тем более, что, если вспомнить историю, то и сами скандинавы достаточно враждебно относились к сейду. Если говорить о сейде в контексте нордической религии, то эту практику традиционно относят к "верности ванам", божествам плодородия. Главными средь них являются Фрейя, Фрей и Ньорд, персонифицированные силы природы.
Что касается моей точки зрения, то я стремлюсь к "природному", естественному мировоззрению, существовавшему до возникновения структурированных религиозных представлений. Кроме того, я не хочу заниматься реконструкцией. Мне интересно, как сейд работает здесь и сейчас.

Во многих шаманских традициях большое внимание уделяют духам-помощникам. 
Как с этим обстоит в практиках сейда?

Мне кажется, что основное внимание надо уделять совсем не этому. Основной принцип, на котором строятся взаимоотношения шамана с миром - это чистое, искренне намерение. То же самое можно сказать о взаимоотношениях шамана с духами. Здесь важны помощь и доверие, а не грубость. Исповедующий принцип "кто сильнее, тот и прав" рано или поздно накажет сам себя.

В сохранившихся источниках сейд часто относят к женской магии. Вы тоже считаете его чисто женской практикой?

Нет, нисколько. Во-первых, до нас дошли далеко не все свидетельства. Во-вторых, необходимо помнить о том, что техники сейда являются экстатическими, к тому же часто использующими сексуальный экстаз как своего рода магическую практику, что было достаточно непривычным для мужской части скандинавского общества - как языческого, так и христианизированного, с неприязнью относившихся к тем представителям мужского пола, которые имели отношение к "эрги", "постыдным", с точки зрения викингов, практикам.

Что же такое "эрги"?

Семантически это понятие связывали с колдовством, сексуальными извращениями и нарушением стереотипов поведения мужчины. Из всего перечисленного объективным параметром является только "колдовство", остальные два достаточно субъективны и зависят от культурных и общественных установок по отношению к принципу "мужественности/женственности" и сексуальным нормам. Надо сказать, что в то время у скандинавов эти нормы были гораздо более жесткими, нежели чем сейчас.
Для меня "эрги" означает умелое и осознанное использование сексуальной энергии - силы Эроса, силы Жизни, равно как интеграцию Анимы и Анимуса, мужского и женского аспектов личности. Сексуальная энергия по природе своей - буйная и неукротимая. Мы можем отрицать или подавлять её, говорить о "свободе отношений" или наоборот, отказываться от них, но, однако, пока мы не признаемся в своей слабости перед инстинктами, пока мы не осознаем их и не научимся направлять их в нужное русло, любое проявление "эрги" будет расцениваться как нечто "постыдное". Постыдное прежде всего для тех, кто не смог устоять перед ними.

В сагах мы часто встречаем упоминания о сейде как своеобразной "черной магии". 
Скажите, насколько для Вас шаманизм связан с категориями Добра и Зла?

Шаманизм - это метод. Это инструмент. Инструмент не может быть хорошим или плохим. Все зависит от того, в чьих руках он находится. Практикующий сейд концентрирует энергию и направляет ее на определенный объект, принимая на себя ответственность за этот поступок. Все зависит от моральных и этических принципов самого практикующего.

Сейд и позднее европейское ведьмовство - связаны ли они друг с другом?

С течением времени сейд стал частью народной магии. К примеру, в Скандинавии, сейдконы и ведьмы назывались одним словом - "трольдквиндл". Слово "ведьма" - "хекс" (heks, Hex) - появилось только в начале XVIII века. Естественно, что с течением времени, мимикрируя, сейд потерял многие из своих практик, что неудивительно, учитывая неприязнь христиан к древним традициям. Можно сказать, что сейд - как и другие, менее известные нам шаманские практики дохристианской Европы - породил народную магию Средневековья и Нового времени. Можно сказать, что сейдманы и сейдконы - прадедушки и прабабушки средневековых ведьмаков и ведьм.

 © 2001 Перевод Shelley

Copyright ©2001 Seidr webzine