Праздник Ветров и Огней
Итак, воскресенье. Ясенево. Громницы, один из основных праздников индоевропейского годового цикла (церковнославянское Сретенье, кельтский Имболк, италийские Фебруалии), день “перелома зимы”; ритуал проводит Русская Языческая Община – центр неоязыческого движения, объединяющий группу общин, в массе своей удержавшихся как от национализма “правых” язычников, так и от радикальной ортодоксии немногочисленных сторонников чистой традиции.
Коль интересуетесь классификацией – с моей скромной точки зрения большинство русских неоязычников суть типичные представители гарднерианства, языческого мэйнстрима, если можно так выразиться. Характеристикой гарднерианства же являются а) стремление к синтезу учений на базе определенных традиций (“руническая медитация” и “руническая йога” в Асатру, авторское создание обрядов и дополнения мифологической структуры в викканстве и неодруидизме, элементы скандинавской, балтийской или кельтской традиций в славянском неоязычестве) и, б) по выражению самого Гарднера, “скорее не воз-рождение , а пере-рождение традиции, создание новой религии на базе реконструированных архаических верований”.
Но -довольно. Встреча единоверцев в центре ясеневского метрозала; дорога к капищу в Битцевском парке , под снежным ветром. Тем не менее, складывается положительное впечатление – люди (числом не более 30) знают, почему и за чем они идут.
Отыскав место, долго готовят костер. Тусовка.
-Разойдись,
неправославные!..
-Святилище Локи и портвейн
“Агдам”…
-В фольклорной экспедиции…
-Эй, дровосеки!!…
-Последняя мессага в конфе…
В стороне столб с вышитым флагом – славянский календарь, под ним вдруг - германские рунические тексты. Часть народа переоделась. Полушубки, посохи, ритуальный пояс. В символике преобладают коловороты-свастики. Несколько напомнило собрание ролевиков…
Но - ожидание подходит к концу.
Волхвы – Велимир и Велеслав – начинают ритуал. Отдадим должное – структура и исполнение его продуманы прекрасно, однако реализуются несколько хаотично, народ то ли незнаком с обрядом, то ли просто инертен. Начинается со подношений и оповещения присутствующих о сути ритуала. Затем - славословие богам (Триглав, Земля). Напуганные лыжники шарахаются в стороны от громогласного “Гой!”. Призыв Весны.
Шумовой фон:
-Сам ты
фашист.
-Дай в рог
подуть! – Богородица не велит.
-Это с
такой-то рожей да с такой фамилией
– в общине Перуна?
-Слава
Велесу, скинов нет.
Весна призвана. Но – на зов является Зима, приспешники ее пытаются нарушить обряд. Что ж, отогнаны были успешно. По кругу периодически ходит братина с вином и пивом – как Старого, так и Нового года. Совершены приношения огню и земле.
Простите, что описываю так схематично. Но – театрализации и мастерства не в исполнении, но в представлении обрядов явно недостаточно; ведь, по выражению Боневица “боги радуются, глядя на красочный ритуал”; одно – исполнять ритуал для себя – здесь внешние детали не столь значимы, но совсем другое – устраивать ритуал на публике. Опять-таки, возможно, была проведена и “неофициальная часть”, что называется, для своих – более содержательная. Увы, в “официальной части” ритуального единения я не заметил.
Обряды прерываются глотками из братины.
-Эй, Зима с
Весной, вас согреть?
-Да вам бы
только сзади пристроиться!
-А вот мой
модем…
-Мы,
говорит, возродим славянскую,
говорит, элиту…
-Кто взял
колбасу?!…
После того, как Медведь перевернулся на другой бок – поворот годичного круга, появились три… Пряхи!…держат в чаше мед поэзии. Испив и его, начинается обережный обряд “опахивания” - костер обходит посолонь процессия с факелами. Здесь “Громницы” (проходящие, как известно, на 2-ой день месяца) слились с “Коровницей” (5 день), днем охранных обрядов. Уж не знаю, насколько это традиционно. Конечно, внешние черты вторичны, но почему бы уж тогда не совместить Громницы и с днем Власия-Велеса (11 день февраля), тем более что все три праздника относятся к сельскохозяйственному циклу? Но не мне отвечать на этот вопрос. Напомню еще раз, что русские язычники испытывают большую любовь к синтезу традиций…
Но все же -
Еще раз выражаю свое уважение Русским Языческим Общинам, возрождающих, пусть и в другой форме, славянскую традицию. Я - как и другие - можем критиковать их сколько угодно, но , в отличие от критиков, они провели ритуал – пусть первые блины и выходят порой комом. Еще раз– огромное спасибо за то, что мне удалось присутствовать на празднике Громниц.
Copyright ©2001 Seidr webzine