ЮНГЕР (JUNGER) Эрнст (родился в Гейдельберге 29.03.1895, умер в Вильфлингене 17.02.1998), немецкий философ и писатель. Ю. родился в семье химика и аптекаря, посещал школу в Ганновере. Участвует в юношеском движении “Перелетные птицы” (вместе с братом Фридрихом Георгом Юнгером), в 1913 году предпринимает неудачный побег в Иностранный легион. После объявления мобилизации в августе 1914 года Ю. досрочно сдает экзамены и записывается в 73-й пехотный ганноверский полк. Весной 1915 года первый раз принимает участие в военных действиях, после прохождения офицерских курсов командует ротой и руководит штурмовым отрядом. Участвовал в сражениях на Сомме, при Камбрэ, во Фландрии, был много раз ранен. Осенью 1918 года в чине младшего лейтенанта удостоин высшей прусской награды - ордена Pour le merite (“За заслуги”). 1919-1923 - офицер в Рейхсвере. 1923-1925 в Лейпциге изучает зоологию у Г. Дриша, вместе с Гуго Фишером слушает философию у Ф. Крюгера, занимается в зоологическом институте в Неаполе. С 1925 года - свободный писатель. После переезда в Берлин в 1927 году Ю. завязывает контакт с национал-революционным движением, выступает как публицист, издает журналы консервативно-революционной ориентации (“Штандарты”, “Арминий”, “Наступление”); сотрудничает с Фридрихом Георгом, Эрнстом Никишем, Фридрихом Хильшером. После 1933 года Ю. отходит от политики, переселяется сначала в Гослар, потом в Кирхорст под Ганновером; много путешествует, пишет роман “На мраморных утесах” (1939). После начала войны Ю. призывается в Вермахт в чине капитана, в 1941-1944 году состоит при штабе германского командования в Париже; работает над трактатом “Мир” (Der Friede, 1945) и дневниками, сближается с кругами сопротивления. После снятия запрета на публикации в 1949 году ведет активную писательскую деятельность до самого конца жизни, получает несколько литературных премий; путешествует по всему миру. С 1950 года Ю. жил в городке Вильфлинген в Верхней Швабии.
Отсутствие систематических построений, преимущество непосредственного наблюдения и чуткость ко всем историческим изменениям составляют специфику философии Ю., которая представлена главным образом эссеистикой с ее “диагнозом эпохи”. Главное место в его сочиниях занимает проблематика времени и философия истории, что позволяет рассматривать Ю. как одного из наиболее значительных свидетелей 20 века, фиксирующего наподобие “сейсмографа” радикальные изменения во всех областях жизни. Определяющим для всего творчества Ю. на протяжении более 70 лет являлся опыт первой мировой войны, которая означала для него как представителя “Консервативной революции” итоговую черту, проведенную под всей “бюргерской эпохой”. Именно здесь берет свое начало постановка вопроса о технике, которая легла в основу определяющих юнгеровских размышлений о новом образе мира и планетарном господстве гештальта рабочего.
Ранние книги Ю. - знаменитый дневник “В стальных грозах” (In Stahlgewittern, 1920), “Штурм” (Sturm, 1923), “Перелесок 125” (Das Waldchen 125, 1924), “Огонь и кровь” (Feuer und Blut, 1925) - стоят под знаком осмысления военного события, которое рассматривается автором не с точки зрения политики или морали, а скорее как часть более широкого феномена жизни, как природный процесс, обладающий “элементарным” началом. В своем более систематическом труде “Борьба как внутреннее переживание” (Der Kampf als inneres Erlebnis, 1922) Ю. проводит своеобразный феноменологический анализ войны, описывающий некую “первобытную” (Ur-) ситуацию человека, которым движет “воля убивать”, а также моменты внутреннего опыта воина - “ужас”, “эрос”, “отвага”, “страх”.
Для творчества Ю. 20-30-х гг., находящегося под большим влиянием Ницше и Шпенглера, особенно важным является наблюдение новых форм борьбы - “сражения военной техники” и “планомерного механического сражения”, где главную роль играет фигура солдата-рабочего - нового героического человека, или “типа”. В основе трех наиболее значительных эссе этого периода - “Тотальная мобилизация” (Die totale Mobilmachung, 1930), “Рабочий. Господство и гештальт” (Der Arbeiter, 1932), “О боли” (Uber den Schmerz, 1934) - лежит констатация наступления переходной эпохи с ее ситуацией нигилизма, заключающейся в том, что старые ценности разрушены, а новые еще не установлены. Задача “тотальной мобилизации”, которая выступает как сущностная черта мировой войны, есть “приведение мира в состояние безграничного движения” и “превращение жизни в энергию”, служащую единственной цели - вооружению. Скрытым “метафизическим” центром этого “физического” процесса является, по Ю., “гештальт рабочего”, претендующий на подлинное господство над миром, который, в противоположность бюргерскому индивидуализму (универсализму), характеризуется тотальностью отношений, где решающую роль играет техника, как “способ, каким гештальт рабочего мобилизует мир”. Ключом к пониманию этой действительности оказывается боль, через отношение к которой оказывается возможным проникнуть в сущность человека. Ю. делает набросок новой антропологии типа, представляющей тело не как ценность (противоположность боли), а как некий “форпост”, которым можно пожертвовать в борьбе. В современных практиках аскезы и дисциплины, благодаря дистанцированию от собственной телесности, происходит “опредмечивание жизни”, внедрение порядка приказа и подчинения, скрывающего в себе “переход к будущему порядку” - к иерархии ценностей рабочего.
В связанном с этой проблематикой более позднем эссе “Через линию” (Uber die Linie, 1950), которое было посвящено М. Хайдеггеру, Ю. делает попытку понять миссию современности как преодоление нигилизма, или “пересечение линии”, проведенной между исчезающим и становящимся. Утверждение новых ценностей связывается теперь Ю. не с функционером технического мира, рабочим, а с человеческим индивидуумом, обращенным к своему внутреннему существу. Возможность нового опыта нравственности, утрачиваемого в тотальном государстве, дает противопоставляемый активизму “тотальной мобилизации” “путь лесом” (Der Waldgang, 1951), который понимается как “учение о свободе человека”. Юнгеровский “странник” - это не политический партизан или борец сопротивления, а поэт, обретающий в лесу мифическое “место слова”, которое становится для него “творческой силой”, “тождественной с бытием”.
Размышления крупного философско-исторического эссе послевоенного периода творчества “У стены времен” (An der Zeitmauer, 1959) берут за основу проведенный в “Рабочем” анализ технической революции. Исходя из концепции “гештальта рабочего”, Ю. очерчивает контуры грандиозного исторического поворота планетарного масштаба. Метафора “стены времен” призвана обозначить пограничную линию между мировой историей и историей земли, которой соответствует наступление совершенно нового “эона”. Конец истории отдельных людей, государств и наций ознаменован переходом к новой глобальной модели истории, где человек вопрошающе обратится к земле и из этой “первоосновы” будет черпать новый смысл своей собственной деятельности.
Еще один аспект философского творчества Ю. представлен работами “Похвала гласным” (Lob der Vokale, 1934) и “Язык и строение тела” (Sprache und Korperbau, 1947), в которых автор выступил как оригинальный исследователь языка и его “тайн”.
Сочинения: Рабочий. Господство и гештальт. - Спб.: Наука, 1999; Samtliche Werke. 18 Bde. Stuttgart, 1978-1983.
Литература: Козловски П. Миф и эпос XX века//Вопросы философии, 1997, № 12. Bohrer K.-H. Die Asthetik des Schreckens. Munchen, 1978; Brock E. Das Weltbild Ernst Jungers. Zurich, 1945; Kaempfer W. Ernst Junger. Stuttgart, 1981; Krockow C. Graf v. Die Entscheidung. Eine Untersuchung ьber E. Jьnger, C. Schmitt, M. Heidegger. Stuttgart, 1958; Loose G. Ernst Junger. Frankfurt am Main, 1957; Paetel K.-O. Ernst Junger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1962; Schwilk H. (Hrsg.). Ernst Junger. Leben und Werk in Bildern und Texten. Stuttgart, 1988; Muller H.-H./Segeberg H. (Hrsg.). Ernst Junger im 20. Jahrhundert. Munchen, 1995.
Перевод А. Михайловского
Copyright ©2002 Seidr webzine