Зеэна Ла Вэй, Николас Шрек
Антон Шандор Ла Вэй – мифы и реальность

            Человек, известный как Антон Шандор Ла Вэй (1930-1997), стал одним из известнейших фигур в ряду поп-гуру и мессианских личностей, появившихся в Соединенных Штатах Америки в конце 60-х гг. Надменный Верховный Жрец Церкви Сатаны и автор “Сатанинской Библии” был идеальным пугалом для американского общества и источником массовых сенсаций для желтой прессы. Он превосходно отображает саму идею “американской мечты”, ибо Ла Вэй – человек, “сделавший себя сам” в буквальном смысле этого слова; и единственная поучительная вещь в наследии Ла Вэя – легенды о себе самом, умело распространявшиеся в интервью и беседах с учениками. Большую роль в пропаганде “лавеевского мифа” сыграли и его официальные биографии (прошедшие, естественно, цензуру со стороны “сатанинского гуру”)  -  “Мститель Дьявола” (The Devils Avenger, 1974) Бертона Вольфа и “Тайная жизнь сатаниста” (Secret Life of a Satanist, 1990) Бланш Бартон, личной секретарши Ла Вэя. Однако если вдумчивый исследователь социальных и оккультных феноменов начнет пристально исследовать жизнь Ла Вэя, то обнаружит совсем иные - “человеческие, слишком человеческие” – тайны, некоторые из которых мы и представили здесь. За более подробными сведениями мы отправляем вас к работам Альфреда Кнопфа “Святые и грешники” (Knopf, A. “Saints and Sinners”, New York, 1993) и Майкла Аквино “Церковь Сатаны” (Aquino, M. “The Church of Satan”, San Francisco: Temple of Set, 1983).

Зеэна Ла Вэй и Николас Шрек, Лос-Анджелес, 2 февраля 1998 г.

 

Миф №1: Антон Шандор Ла Вэй – настоящее имя

Реальность:  урожденный Говард Стэнтон Левей
Источник: свидетельство о рождении от 4/11/30, выданное в Кук-Кантри, штат Иллинойс. Помимо того, эти данные подтверждаются его родственниками.

Миф №2: Имена родителей – Джозеф и Августа Ла Вэй

Реальность: урожденные Майкл и Гертруда Левей
Источник:  свидетельство о рождении от 4/11/30, выданное в Кук-Кантри, штат Иллинойс. Помимо того, эти данные подтверждаются его дочерьми, Зеэной и Карлой.

Миф №3: Утверждал, что черной магии его обучила бабушка, цыганка из Трансильвании.

Реальность: бабушка, Сесиль Колтон (Любовь Колтунова, урожденная Примакова) –  украинская эмигрантка, не имевшая, увы, ничего общего ни с цыганами, ни с Трансильванией.
Источник: свидетельства родственников

Миф №4: В 1945 году 15-летний Ла Вэй вместе со своим дядей, офицером береговой охраны (coast guard), отправился в Германию, где видел запрещенные кинофильмы о сатанинских обществах и ритуалах. Позже Ла Вэй утверждал, что “германские ритуалы” из книги “Сатанинские ритуалы” подробно воспроизводят увиденные им таинства.

Реальность: В 1945 году юный Говард находился в Северной Калифорнии; более того, за всю свою жизнь он так и не побывал в Германии. Его дядя, который никогда не состоял в рядах ВС США, в то время находился в исправительном учреждении Мак-Нейлл Айленд за преступную деятельность в бандах Аль Капоне. В Германию же они не могли выбраться по той простой причине, что, в соответствии с послевоенным договором, граждане США не имели права посещать Германию; этот закон действовал до момента “раздела” страны.
Что касается “германских” ритуалов, то написаны они на ломаном, искаженном немецком. Человек, знакомый с творчеством Фрэнка Белкнапа Лонга и Герберта Дж.Уэллса, обнаружит удивительное сходство с повестями “Гончие Тиндалоса” и “Остров доктора Моро”.
Источник: свидетельства родственников, свидетельства жены – Дианы Ла Вэй, свидетельства Розалинды Геркоммер, переводчицы “Сатанинских ритуалов” на немецкий.

Миф №5: В возрасте 15 лет Ла Вэй играл на втором гобое в оркестре при балете Сан-Франциско, и был самым юным музыкантом, оказавшимся в этом престижнейшем оркестре.

Реальность: В 1945 году этого оркестра еще не существовало. Более того, в документах оркестра, сопровождавшего спектакли балета Сан-Франциско, не упоминаются ни “Ла Вэй”, ни “Левей”.
Источник: библиотека при Музее Искусств Сан-Франциско.

Миф №6: В 1947 году Ла Вэй убежал из дома и странствовал с цирковой труппой Клайда Битти, где работал укротителем львов и играл на органе-каллиопе, сопровожая выступления таких знаменитых циркачей, как братья Конселлос, Гарольд Аланца и братья Кристианис.

Реальность: В архивах цирка Битти не упоминается имен “Ла Вэй” или “Левей”, равно как нет и никаких свидетельств о 17-летних укротителях львов и органистах. Труппа Битти никогда не работала с вышеперечисленными знаменитостями, которые входили в состав труппы “Ringling Brothers Circus”.
Источник: бухгалтерские книги труппы Битти (Мировой Музей цирковых искусств, Барабу, штат Висконсин) и свидетельства родственников.

Миф №7: В 1948 году Ла Вэй работал органистом в клубе “Mayan Burlesque Theatre”, где встретил Мэрилин Монро, которая, по причине бедности, работала там стриптизершей. По словам Ла Вэя, Монро стала его любовницей. В доказательство Ла Вэй демонстрировал календарь с обнаженной Монро, где было написано следующее: “Милый Тони, ты видел это столько раз… Люблю, Мэрилин”.

Реальность: Ла Вэй и Монро никогда не были знакомы, утверждает его друг и издатель Эдвард Веббер. По свидетельствам тогдашнего любовника Мэрилин, Роберта Слатцера, и ее агента, Гарри Липтона, даже в трудные времена они находили возможность оплатить все ее счета. Тогдашний директор клуба “Mayan Burlesque Theatre” Пол Валентин всячески отрицает то, что в его заведении исполняли стриптиз; более того, он заявлял, что Ла Вэй и Монро никогда не работали у него. Позже жена Ла Вэя, Диана, призналась, что “автограф” был подделан.
Источник: интервью Майкла Аквино с вышеперечисленными лицами.

Миф №8: В начале 50-х годов Ла Вэй познал “жестокость человека”, работая фотографом в департаменте полиции Сан-Франциско.

Реальность: В архивах департамента полиции Сан-Франциско не упоминаются имена “Говард Левей” или “Антон Ла Вэй”. Фрэнк Мозер, занимавший эту должность в начале 50-х, утверждает, что никакого “Ла Вэя” он не знал.

Миф №9: Во время войны с Кореей Ла Вэй изучал криминалистику в Городском колледже Сан-Франциско.

Реальность: В архивах Городского колледжа нет никаких упоминаний о “Ла Вэе”.

Миф №10: Ла Вэй купил дом №6114 по Калифорния-Стрит, позже ставший центром “Церкви Сатаны”, поскольку ему стало известно о том, что раньше здесь находился бордель Мамаши Плизант; в доме, по словам Ла Вэя, было множество потайных ходов и секретных комнат, которыми пользовались во время полицейских облав.

Реальность: Дом принадлежал родителям Говарда Левея, и никогда не был “борделем”. Вначале Майкл и Гертруда Левей разрешили Говарду и его первой жене Кэрол жить в этом доме, а затем, в 1971 году, подписали дарственную о его передаче в собственность Говарда и Дианы Левей.
Источник: свидетельства родственников, архив документов по недвижимости при мэрии Сан-Франциско.

Миф №11: В 50-х годах Ла Вэй, путешествуя по Франции, записывает в городке Нис альбом органной музыки под псевдонимом “Жорж Монтальба”.

Реальность: Левей был во Франции только один раз, в середине 70-х; причем поездку эту финансировал его ученик Маартен Ламерс, владелец амстердамских секс-клубов.
История про ”псевдоним” выглядит гораздо прозаичнее, и появилась позже, когда в 1989 году некий член “Церкви Сатаны”, слушая пластинку неизвестного органиста Жоржа Монтальбы, обнаружил, что она удивительно похожа на “собственную” музыку Ла Вэя, который, натурально, заявил, что “Монтальба – это он сам и есть”.
Источник:  свидетельства Дианы и Зеэны Ла Вэй.

Миф №12: До 1966 года Ла Вэй работал на официальной должности “городского органиста” Сан-Франциско, сопровождая своей игрой правительственные банкеты и встречи политиков.

Реальность: Как утверждает Джулия Баффорд,  работник департамента гражданского аудиторства Сан-Франциско, здесь никогда не было “городского органиста”. Первая жена Левея, Кэрол, во время бракоразводного процесса заявила (согласно протоколу заседания), что единственный постоянный доход Говарду приносила работа в ночном клубе “Lost Weekend”.

Миф №13: В Вальпургиеву ночь 30 апреля 1966 года Ла Вэй внезапно провозгласил себя “Верховным Жрецом Сатаны” и, заявив о начале “века Сатаны”, основал “Церковь Сатаны”.

Реальность:  В 1966 году Левей подрабатывал, читая по выходным лекции по оккультизму. Вход стоил 2 доллара, и особых доходов это не приносило. Как сообщает друг и будущий издатель Левея Эдвард Веббер в интервью Майклу Аквино, он посоветовал Говарду: “таким способом денег не заработаешь… лучше уж основать какую-нибудь церковь, которую будет финансировать штат Калифорния. Наверняка журналисты поймаются на это и уж, по крайне мере, на некоторое время мы привлечем внимание публики”. Об этом же Левею говорил и его знакомый по клубу “Lost Weekend”, частный сыщик Джек Вебб.
Летом того же года в одном из объявлений о лекциях Левей был походя назван “священником Церкви Сатаны”.

Миф №14: На Вальпургиеву ночь 1966 года Ла Вэй обрил себе голову в качестве символа посвящения в “Высшие Жрецы”. По его словам, так поступали “иракские кочевники-Йезиди, поклонявшиеся Сатане”.

Реальность: Левей обрил голову несколько позже - летом, по просьбе своей жены Дианы. Обритая голова не имеет ничего общего с ритуалами мусульман из племени йезиди.

Миф №15: В 1966 году Ла Вэй лично разработал официальную эмблему “Церкви Сатаны”, т.н. “голову Бафомета в пентаграмме”, и заявил, что никто не имеет права копировать ее без официального разрешения “Церкви Сатаны”.

Реальность: Увы, эмблема “Церкви Сатаны” далеко не оригинальна, ее использовали еще члены Ордена тамплиеров. Дизайн ее был создан не Левеем – этот рисунок появился в 1931 году в книге Освальда Вирта “La fran-maconnerie rendue intelligible a ces adeptes” ("Le compagnon", Paris: Derry-Livres, 1931), а на обложке популярной книги Мориса Бесси “История магии и сверхъестественного в картинках” (“A Pictorial History of Magic and the Supernatural”, London: Spring Books, 1964, оригинальное “Histoire en 1000 images de la magie” вышло в 1961 году в издательстве “Editions du Pont Royal”) эта эмблема воспроизводится один в один. Более того, на ранних фотографиях обрядов “Церкви Сатаны” видно, что на алтаре находится та самая книга Мориса Бесси (cм. Thomas H. Hilton, “Sex and the Occult”, Vol. I, Los Angeles: Centurion Press, 1974); сам Левей упомянул эту работу в библиографии к своей книгеВсе о ведьмовстве” (The Complete Witch).

Миф №16: Ла Вэй утверждал, что работал с режиссером Романом Полански – в частности, был техническим консультантом во время съемок фильма “Ребенок Розмари” и сыграл в нем эпизодическую роль Дьявола (напомним, что в титрах актер, сыгравший эту роль, не упоминается).

Реальность:  По словам продюсеров “Ребенка Розмари”, Вильяма Кастла и Джина Гутовски, близкого друга Романа Полански, никаких “технических консультантов” не было – ибо фильм целиком и полностью снимался по роману Айры Левина (см. William Castle, “Step Right Up! I'm Gonna Scare the Pants off America”, New York: Pharos Books, 1992). Об этом же свидетельствуют все, кто был занят в съемках. Более того, Полански и Левей никогда не были знакомы. Что касается “Дьявола”, то, по словам отца Миа Фарроу, его сыграл неизвестный молодой танцор.
Костюм “Дьявола” был куплен в 1971 году студией “Studio One” для съемок малобюджетного фильма “Убежище Сатаны” (Asylum of Satan). Технический консультант этого фильма Майкл Аквино утверждает, что этот костюм по размерам своим никак не подошел бы Левею.
Впрочем, Левей действительно имел некоторое отношение к фильму “Ребенок Розмари”: в 1968 году на премьере этого фильма в Сан-Франциско администрация кинотеатра обратилась к Левею с просьбой прорекламировать его.

            Миф №17: Джейн Мэнсфильд, секс-символ и популярная актриса, была официальным членом “Церкви Сатаны” и любовницей Ла Вэя.

            Реальность: Как вспоминает рекламный агент Мэнсфильд, Тони Кент, во время одной из рекламных акций, в которой принимали участие Мэнсфильд и Левей, последний попытался приставать к Джейн, за что получил пощечину. По словам самой актрисы (см. May Mann, “Jayne Mansfield”, Pocket Books, 1974), которая не делала никаких секретов из своих скандальных увлечений, она никогда не была близко знакома с Левеем; по ее словам, “он просто влюбился в меня и постоянно доставал своей привязанностью. Он был просто смешон”.
Как вспоминает Эдвард Веббер, Мэнсфильд несколько раз звонила Левею домой и принималась дразнить его.
Интересно, что заявления Левея о связи с Мэнсфильд появились в прессе только после гибели актрисы в автомобильной катастрофе, каковой факт Левей приписывал “проклятью, наложенному им на любовника Мэнсфильд, Сэма Броди”.

            Миф №18: Ла Вэй написал “Сатанинскую Библию” (Satanic Bible) в качестве “свода духовных наставлений” для своих последователей.

            Реальность: В конце 60-х на пике интереса к сатанизму и ведьмовству издательство “Avon Books” обратилось к Левею с просьбой написать книгу. Договор был подписан, однако Левей, не успевая сдать книгу в срок, прибегнул к плагиату и страницами переписывал книги “Сила суть Закон” Рагнара Редбирда (Ragnar Redbeard, “Might is Right”, Port Townsend: Loompanics (reprint), 1896; см. главу “Книга Сатаны” из “Сатанинской Библии”), “Равноденствие” (Equinox) Алистера Кроули (пассажи о “енохианских ключах” Джона Ди), “Атлас пожимает плечами” (Atlas Shrugged) Эйна Рэнда (сравните знаменитые “Девять заповедей Сатаны” с монологом Гальта).
Последние слова “Сатанинской Библии” – “
Yankee Rose” – многие годы были загадкой для последователей Ла Вэя. Немногие догадались, что эти слова – ничто иное как название популярной песенки Сиднея Холланда и Эйба Франкла, которая входила в постоянный репертуар Левея.

            Миф №19: По словам Ла Вэя, количество членов “Церкви Сатаны” достигало нескольких сотен тысяч.

            Реальность: По свидетельствам Дианы Ла Вэй, администратора “Церкви” с 1966 по 1984 гг., Майкла Аквино, старшего Магистра “Церкви Сатаны” и редактора журнала “Расщепленное копыто” (Cloven Hoof) с 1971 по 1975 гг., Зеэны Ла Вэй, Верховной Жрицы “Церкви” с 1985 по 1990 гг., количество членов этой организации в лучшие времена не превышало около 300 человек, включая “сочувствующих” и “друзей семьи”.

            Миф №20: Ла Вэй неоднократно заявлял о том, что является мультимиллионером.

            Реальность: В результате следствия, проведенного в ходе иска Дианы Хегарти (Верховный Суд Сан-Франциско, дело №891863, 1988-91 гг.) к своему бывшему мужу касательно выплаты алиментов и раздела имущества, а также последующего заявления Левея о добровольном банкротстве (Суд по делам о банкротстве, Северная Калифорния, дело №91-34251, 1991 г.), все, чем владел Левей, по его собственному свидетельству в суде  – это 50% дома на Калифорния-Стрит, который ему подарили родители.
В последние годы Левей жил исключительно на пособие по бедности. Ассессоры, описывавшие дом после его смерти, заявили, что здание было в таком плачевном состоянии, что выручить за него хоть что-нибудь представлялось сомнительным.
Члены семьи Левея свидетельствуют о том, что в середине 70-х они жили на грани нищеты, и единственным спасением были деньги “от щедрот” отца Левея и друзей дома.

            Миф №21: Ла Вэй, по его словам, был любящим отцом.

            Реальность:  Левей жестоко избивал свою жену и детей, о чем свидетельствует, к примеру, отчет департамента полиции Сан-Франциско от 1984 года о нападении на Диану Ла Вэй, которую Левей чуть было не задушил до смерти; она осталась жива лишь благодаря вмешательству своей дочери Карлы, которая вытащила Диану из дома.
Помимо того, Левей всячески издевался над своими “учениками и ученицами”, заставляя некоторых из них заниматься проституцией, фактически являясь сутенером. В 1986 году на глазах у Левея маньяком-гомосексуалистом был растлен его собственный внук; позже, в 1990 году, он подверг опасности жизнь своей дочери Зеэны, сообщив одному из своих душевнобольных знакомых о ее местонахождении.

            Миф №22: Дата смерти Ла Вэя – 31 октября (Хеллоуин) 1997 года.

            Реальность: Как показывают результаты расследования, проведенного полицией Сан-Франциско (свидетельство о смерти №380278667, подписанное доктором Джайлсом Миллером), смерть наступила 29 октября 1997 года.

оригинал находится здесь: http://www.churchofsatan.org/aslv.html

© 2003 перевод Shelley