Отчет о концерте LUNGTA
(8 декабря 2001)
“..Основная идея проекта- осуществить органический синтез между тысячелетней, сохранившей в себе следы архаических цивилизаций Восточной культурой и культурой современного Запада, современной цивилизации”. Так гласит программа выступления проекта “Лунгта” (“Конь ветра”). Что же, не знаю, насколько органичным получился синтез, но выступление действительно оказалось весьма энергоемким, и в этом воочию мог убедиться любой посетитель “Русского дома”.
Очень порадовал тот факт, что технически концерт был подготовлен если не идеально, то очень удачно. Существенных проблем с аппаратурой (по крайней мере, видимых из и слышимых из зрительного зала) не возникло. Публика собралась достаточно спокойная и миролюбивая, и музыкальное священнодействие обошлось без эксцессов и пьяного угара.
Выступление-ритуал было продумано от начала и до конца. Постепенно сознание освобождалось от пут мыслей, и я весь ушел в созерцание. Не успев прочитать проспект, посвященный программе “Мандала Вселенной”, я интуитивно чувствовал суть происходящего на сцене. Самозабвенная игра музыкантов позволила абстрагироваться от всех отвлекающих факторов и слиться с течением звука. Слова о том, что “музыканты владеют уникальными методиками горлового пения”, оказались абсолютно верными. Мантры, столь непривычные для европейского уха, раскатывались по пространству московского клуба, готовя зрителей к появлению Божества Четырех Кладбищ. Неистовый, полный экспрессии, танец, отмел прочь все сомнения в священности древнего обряда. Выверенные, точные движения, абсолютно чуждые естественно-бытовой человеческой пластике, устрашающий взор костюм (выполненный согласно всем канонам этой мистерии) – все медленно подводило нас к центральному моменту действа – построению мандалы Вселенной. На глазах у зрителей происходило созидание микрокосма, своеобразной проекции мира. Сей акт сопровождался медитативой композицией, в которой, по словам участников, “сплетены воедино тибетские фольклорные мотивы и напевы индейского племени Навахо”. Правда, параллельно инструментальной части вокалист (он же гитарист) читал довольно длинный текст на английском, в чем я усмотрел не вполне приятную эклектику. До этого гармония самозабвенного, аутентичного звучания коллектива нарушалась еще и резкими всплесками гитары-синтезатора, что слегка раздражало, но в целом не нивелировало общего приятного впечатления от происходящего. Вероятно, сведение воедино авангардных европейских направлений в музыке (элементы ambient и noise) и традиционных тибетских мотивов составляло часть глобального замысла “Лунгта”. Что же, у перформанса наметилась еще одна грань, и я не возьмусь судить, была она лишней или нет.
Танец Дхармапалы на теле мандалы из мраморного цветного песка завершил ритуал подношения, став кульминацией события.
Девять ударов тибетских тарелок-буг ударили девятью раскатами грома…и мистерия обрела свой законный конец (естественно, за этим последовало посвящение заслуг, заработанных подношением Просветленным Божествам).
Мне сложно сказать, свидетелем чего я стал: метафизического ли прозрения, культурного ли синтеза. Важно, что люди предпринимают попытки такого рода, такого масштаба. Важен процесс поиска совершенства, который, естественно, сам по себе не может соответствовать идеалу, коли таковой существует. Примечательной особенностью данного выступления стало отсутствие отрицательных ситуативных факторов и, напротив, внимание зрителей к музыке, великолепной хореографии. Вера творит чудеса, а сомнение может погубить даже самую сильную веру. Трудно человеку, воспитанному на определенных идеалах и стереотипах, выросшему на почве, пропитанной древней самобытной культурой, воспринять абсолютно новое для его менталитета явление. Не каждому это нужно, ведь у каждого народа свой путь. Идея соборности (а-ля Соловьев) порой кажется заманчивой, но на практике рассыпается прахом. “Лунгта” хочет приживить своим творчеством (духовно, прежде всего, обращенном к буддизму) к одному стволу корни нескольких этносов. Нельзя безапелляционно заявить, что подобный “мичуринский” эксперимент не даст плодов. Любое искреннее творчество рождает ответ, но не каждый сможет вкусить эти плоды и, повторюсь, не каждый стремится к этому.
Но не дай Господь
увидеть мне симбиоз неоплатонизма и
ямайского фольклора…
Официальный
сайт группы: http://lungta.chat.ru/