Lux Interna
10''  "Truth and Beauty and all their Severity"
http://www.eislicht.de © 2001

   Ох, и тонкая же это материя – двойничество, доложу я вам!.. Раздолье для подвохов и обиняков. Опасная тема – грозит завести в самые потемки души, таит в себе возможность фатальных заблуждений. За примерами не надо далеко ходить. Взять хотя бы “Отчаяние”, один из лучших романов Владимира Набокова. Как вы помните, главный герой, делец средней руки, а по характеру – болезненный, мнительный интеллектуал, встречает бродягу, в котором видит свое зеркальное отражение, едва ли не близнеца. Пренебрежем психологической стороной повествования, развитием сюжета и всем остальным – останется трагическая развязка. Одержимый маниакальной тягой к искусству даже в мелочах, герой решил застрелить двойника, которого не составило труда обвести вокруг пальца и заставить переодеться в чужое платье, тем самым, инсценировав собственное убийство. Каковы же были отчаяние, бешенство и непонимание этого художника бытия, когда полиция, не сумевшая оценить изящество и совершенство замысла, не заметила того, что было открыто его глазу: мистического сходства. Чернь будто бы осмеяла искуснейшее произведение, блестящую, почти шахматную комбинацию, грубо и подло отказавшись принять правила литературной игры. Занавес.

   Это присказка, а сказка впереди. Как-никак, рецензия музыкальная, а приобщать публику к непреходящим гуманистическим ценностям через материалы такого формата не с руки. Да и потом, цель пролога в ином: попробовать с первой строки избавиться от лямки, которая гнетет всякого рецензента, уйти от необходимости давать альбому оценку по заранее известному плану. Стоит или нет покупать диск, дело десятое, хотя материал служит решению этой задачи в любом случае. Мне, скорее, важно познакомить читателя с коллективом, отобразить его положение на dark folk сцене, а заодно и помочь избежать поспешных выводов.

   Сравнивать, находить сходства – естественное свойство, присущее человеческой психике. Назвать одну группу клоном другой, что может быть проще?.. И с тех пор все, что ни выдаст несчастная команда, будет находиться - для нас - под знаком вырождения и плагиата. Такой миражный двойник, плоть от плоти наших размышлений, не оставит навеки у разбитого корыта, не поломает жизнь и карьеру, зато он способен медленно, но верно лишить хорошего вкуса и способности мыслить категориями своего внутреннего мира, а не модными фразами из музыкальных журналов. Видал я и такое не раз.

Впервые услышав название: Lux Interna – я скептически, с мерзким чувством - осознанием интеллектуального превосходства - усмехнулся. Мол, не нашли ничего более оригинального, как взять на вооружение расхожее религиозно-философское понятие. Кроме того, Current 93 посвятили "the inmost light" (то есть "сокровенному, внутреннему свету", одному из ключевых терминов тибетского буддизма) целый альбом. Второй сорт. Интервью с группой, взятое журналом "Black", которое вы можете также найти на нашем сайте, окончательно укрепило меня в этом мнении. Вроде как тот же Current 93 - смесь гностического христианства и буддизма - только в облегченном, адаптированном варианте. И - именно смесь, а не синтез или поиск консенсуса, сиречь духовной благодати. Блеклая копия. Однако не успел я дослушать до конца первую песню, как понял, насколько ошибался. И устыдился, искренне устыдился. Откуда взялась у меня эта идиотическая манера судить о творчестве по чужим словам? Тогда прочитал интервью заново и еще раз поразился, как двояко может быть интерпретировано одно и то же предложение!.. Что самое странное, Джошуа Генцке действительно перемежает в своей речи обозначения, порожденные разными культурами. Во главу стола ставит внутренний Гнозис. Говорит, что каждый человек - "апостол, провозвестник жизни как творчества". Косвенно дает понять, что признает реинкарнацию. Нет, не думаю, что он "позаимствовал" концепцию у Тайбета. Про Маяковского тоже говорили, что, мол, Уитмена обокрал. Скорее, само состояние пост-панка и постмодерна способствовало, с одной стороны, проведению метакультурных параллелей, готовности к безропотному приятию апорий и парадоксов, а с другой, напротив, желанию вернуться к естественно мифологическому мышлению былых времен или, хотя бы, к безоговорочности всякого взятого сепаратно философского или религиозного течения в своих пределах. Не называть же ребенка бездарным плагиатором за то, что он лепит, как и его сверстники, из пластилина. Из одного и того же материала некто соорудит замок, другой некто - фигурку животного или символ, а кто-то забросит работу, так и не наметив очертаний. Культурный фон один, иного не дано. И краски одни.

   После поверхностного знакомства с пластинкой 2000 года опять-таки возникает желание сравнивать. На сей раз - с Sol Invictus. И снова блистательный провал. Группы с World Serpent, естественно, повлияли на принципы мелодического мышления Генцке, но не в первую очередь. Сам он называет таких исполнителей, как The Doors, Joy Division, Velvet Underground, Леонардом Коэном и так далее. Вот воздействие последнего, а также Ника Кейва, легко читается в апокалиптических этюдах от Lux Interna. Что мы имеем?

   Большая часть песен играется разного темпа боем, и трудно сказать, чего здесь больше - колорита раннего folk noir или акустического балладного рока 80-х? Вокал - низкий и мужественный, с легкой хрипотцой, иногда, на припевах, в основном, к нему присоединяется женский бэк. Партии клавишных были бы к месту, когда бы так не выпирали - громкость и уровень звука здесь ни при чем, все дело в то ли неумелых, то ли сваренных на скорую руку аранжировках. Стоит вступить keyboards, как внимание переключается на них, не вполне они вписываются в общее полотно. Впрочем, все вопросы - к звукорежиссеру. Та же беда, кстати, и у Lady Morphia. Еще одна маленькая заноза - пара нещадно затянутых песен, в одной из которых наиболее аморфной и скучной становится… кульминация. Речь о главном хите альбома  - песне "The secret heart of the world". Факт - монотонности, однако, нет и в помине, мелодии-то запоминающиеся, подкачала реализация.

Не то чтобы то, что предлагают нам Lux Interna, свежо и оригинально с обще музыкальной точки зрения, но для dark folk не вполне привычно. Попытка найти сходство с Sol Invictus объясняется исключительно тем, что больше сравнивать и не с чем.

А вот тексты - как раз то, что и позволяет окончательно отнести группу к дарк-фолку. Легко узнаваемые религиозные и - тьфу, противно говорить - экзистенциальные мотивы, увенчанные могучим, без иронии, скепсисом. И не о чем было бы говорить, если бы не их искренность. Чувствуется, что Генцке сам пришел к тем мыслям, способ оформления которых заимствовал у старших товарищей по цеху. Видно по тому, как бережно он к ним относится. Он делится ими со слушателем, а не сбывает с рук, как краденое.

Без народной песни не обошлось, что делать, коли традиция такая у апокалиптиков: "Fine Flowers in the valley" - распространенный в Шотландии и Ирландии вариант английской баллады "The Cruel Mother". Первые свидетельства и записи ее относятся аж к концу XVII века.

   Немного сбил с толку следующий момент: текст "Weltschmerz" и по идеям, в нем присутствующим, и по форме изложения уж больно напоминает то, чем отцы дарк-фолка пробавляются в Scorpion Wind (взять хотя бы альбом "Heaven Sent"). Случайность, неосознанное копирование, развитие мысли, парафраз?.. Не знаю.

   Равно как и не знаю, стоит ли сказать о Генцке словами Горация: "Emunctae naris, durus componere versus" ("Человек тонкий, но стихи пишет плохо"). Надо бы взять у них интервью.

   Название записи - "Правда, красота и их жестокость" мог бы дать упоминавшийся в начале рецензии В. Набоков своему роману, если бы сбавил обороты таланта до уровня, скажем, Чингиза Айтматова. И это еще раз подтверждает злокачественную, вредную любовь человека к натянутым аналогиям. Вот и в мой огород камень полетел. А альбом купите, купите и следующий. Хороши они тем, что оставляют смутный осадок чего-то понятого, но не до конца. Клиническое, классическое состояние мудрого рассудка.

 

 

  1. Wolffanger