Интервью с Михаилом Боде (Embrace Of Branches / Nightwood Movies)
С момента последнего
выступления Embrace Of Branches прошло 5 лет. О группе
практически забыли - что произошло?
Как проект, порождающий и изучающий
смыслы, Embrace of Branches, с моей точки зрения, завершён. Другое дело, что
часть ранее сочинённого хочется воплотить в твёрдой — «мемориальной»? — форме. И
мы это сделаем. Тем, кому по какой-то причине не всё равно, советую периодически
заглядывать на
http://embrace.ru
и
http://vk.com/club7785156.
Последний концертный реюнион приключился весной-летом 2009 года, и от того
периода остались любопытные записи. В частности, тобой же снятый концерт в
«Кактусовой пещере»:
http://www.youtube.com/watch?v=XI7wJsmE7Ow.
Костяк постоянного состава не растворился в воздухе, мы все по-прежнему друзья.
С кем-то видимся чаще, с кем-то реже. Ничего удивительного: такое не забывается.
Говоря по-воннегутовски, у нас был чуть бестолковый и вместе с тем сильнейший
карасс.
Возможно, мы когда-нибудь соберёмся все вместе и совершим нечто невообразимое.
И справедливости ради возражу тебе: удивительно, но о нас не все забыли. То и
дело мне встречаются как в Сети, так и «в полях» люди, которые зачастую помнят
про Embrace of Branches гораздо больше, чем я сам.
У нас с Сергеем Азаровым, гитаристом Embrace of Branches, все силы и намерения
направлены сейчас на наш новый проект — Nightwood
Movies. Первая песня доступна на сборнике
Ruthenia новорожденного лейбла Sulphur Flowers. Эта компиляция
увидела свет буквально на днях, 21 июня.
На текущий момент я язык и голос Nightwood Movies, Сергей — автор всей музыки.
Как и я, он стоял у истоков Embrace of Branches. Для стороннего наблюдателя,
пожалуй, вообще самый загадочный участник проекта. Ему принадлежит изрядная доля
гитарных партий группы, но он всегда писал свою музыку, которая лежала в иной
плоскости. Первые наши с ним вдвоем совместные «сонграйтерские» штудии относятся
приблизительно к 2007 году, когда мы придумали песню «Колыбельная», вошедшую в
репертуар EoB.
Весной 2011 года начал складывать поначалу небольшой круг вещей, осенью 2013
года сделалось окончательно ясно, что новая форма бытования наших музыкальных
экспериментов всё устойчивее и «ветвистее», и приоритет отныне у неё.
В какой-то момент промелькнула точка невозврата, и мы решили начать новую
историю — в формате дуэта.
Сам я, взявшись осваивать гитару чуть серьезнее, чем прежде, вдруг начал
исторгать из себя мрачное ухарство. Или, более лестно для себя, дарк-кабаре. Или
готик-шансон. Но пока это только эксперименты. До того разгулялся, что перевел
на английский «Кольщика» Михаила Круга. Получился милый гностический романс.
Впору исполнять его на свадьбах и поминках.
Что в твоей жизни
важнее — работа или творчество?
У меня в жизни больше нет
внутреннего разделения на работу и творчество. А есть у меня, как и у каждого,
только сама «вечная, единая, сияющая жизнь», пусть даже я про неё часто забываю.
Хочется видеть себя скорее в [алхимическом] делании. Звучит претенциозно, но мне
как-то не стыдно.
Если ты имеешь в виду то, чем я зарабатываю деньги, то я доволен сферой
приложения своих умений. Конкретнее — тружусь главным редактором одного
известного отраслевого медиа про интернет-бизнес. Кто полюбопытствует, с
лёгкостью найдет, какого именно.
А творчество нужно хоть при завязывании шнурков, хоть при сборе яблок, хоть в
пьяной драке с болельщиками «Локомотива».
Я знаю, что с некоторых
пор твоя жизнь стала тесно связана с Кенигсбергом и чудесным краем — Роминтой.
Несколько слов об этом.
Полтора года назад я действительно
перебрался жить в Роминту — одно из самых притягательных мест Пруссии, на
юго-востоке нынешней Калининградской области. Непосредственно сейчас большую
часть времени живу в Кёнигсберге.
Случается, находишь свои корни — или ветви — там, где никогда не был. В тех
местах, которые никакой внешней линией не связаны с тобой.
Это блуждающий остров в полях сна, который всегда со мной и который я никогда не
покидаю вне зависимости от своего географического положения.
Скоро, надеюсь, я построю там свой дом с домашней студией. Вернее, с
лабораторией по изучению пространств. Назовём это так.
Если бы у тебя была
возможность вернуться в прошлое, что бы ты хотел изменить в своей жизни и в
жизни Embrace of Branches?
Или оставил бы всё как есть?
Отмёл бы эту возможность поганой метлой:
скучно. А если бы я был обязан вернуться в прошлое и нечто изменить, то прежде
всего постарался бы служить медиатором в тех точках на пути группы, где со
злости ли, по малодушию ли самоустранялся.
Так-то «авиация превращений» доставила меня туда, куда надо. Как говорил один из
персонажей Густава Майринка, а я повторяю вслед за ним, чтобы взглянуть на мир
новыми глазами, надо сперва выплакать старые. Кажется, хотя бы это я сдюжил. Да
что лукавить. Я доволен тем, куда асимптотически вывела меня кривая.
Ещё, наверное, разве что не обижался бы на близких. Теплее относился к своим
женщинам. Больше вбирал в себя, больше бы отдавался чистому восприятию, если
таковое бывает в природе.
Да. Исхитрившись, уж обстряпал бы дело так, чтобы Embrace of Branches записали
студийный альбом в 2006-2007 году, а не в afterlife. Но это всё шапочный разбор.
От лукавого.
Твои литературные
предпочтения сегодня? Они отражаются на лирике группы?
На лирике группы отражается всё, что
происходит со мной. И не со мной. «Всё, что было не со мной, помню», в таком
духе.
Вчитываюсь в то достойное, что прежде пропустил через себя походя.
В прошлом году черпал новое. Последние полгода заново осваиваю когда-то
зачерпнутое. Без ранжирования: Нерваль, Рильке, Перек, Паунд, Элиаде, Буковски,
Роб-Грийе, Елизаров, Деснос, Пинчон, Кальвино, Гаршин, Кингсли Эмис, Масодов,
Буццати, Поплавский, Волчек, Элюар, Канетти, Лотреамон, Фулканелли, Головин,
Кайуа, Кузмин, Пимен Карпов, Крусанов, Пильняк. Старинная китайская литература.
Этнографические очерки XVIII-XIX века.
А уж что я перечитываю по меньшей мере раз в год, так это роман «Мифогенная
любовь каст».
Изменилось ли твое
отношение к неофолку как к музыкальному направлению в целом, так и к отдельным
группам, причисляемым к нему?
Я перестал слушать подряд все выходящие
пластинки лишь из любви к жанру. Слишком много патетически избыточной,
неизобретательной нудятины. Один, пришпиленный к Иггдрасилю, ближе к пластинке
под граммофонной иглой и к набоковской бабочке, чем проще было бы подумать. Хотя
сейчас чистый неофолк составляет едва ли пятую часть моей фонотеки.
Впрочем, по-прежнему нежно ли, грубо ли люблю многие команды, в том числе
Spiritual Front, In Gowan Ring, Stone Breath, Cawatana, of the Wand and the Moon.
Их не один десяток. Из смежного — Kiss the Anus of a Black Cat и Dissonant
Elephant.
Из важных для меня открытий последнего времени — Мэтт Элиотт. Котирую нынче
dream-pop: Love Spirals Downwards, The Cranes, Mazzy Star, Tangerine Dream. А
также gothabilly и dark americana, например Antic Clay.
Не пренебрегаю как IDM, так и лаундж-электроникой наподобие Boards of Canada,
Carbon-Based Lifeforms, Easily Embarrassed.
Слушаю много построка. Из российских команд выделяю I am Waiting for You Last
Summer. Местами чудо как хорош «Сруб».
Сейчас, пока отвечаю на твои вопросы, гоняю Tool, A Perfect Circle и Porcupine
Tree.
Кончится всё тем, по-видимому, что я начну сочинять гностический хип-хоп. Ну а
почему бы нет.
Дэвид Тибет и B'eirth по прежнему является для тебя путеводной звездой в мире музыки?
Стараюсь, чтобы у меня не было путеводных
звёзд. Констелляции — те возникают. Но своё место в моих внутренних степях и
недостроях B’eirth и Тибет занимают.
Какое событие в жизни
Embrace of Branches ты считаешь самым важным?
Из внешних событий — точно наш дебют в
театре «Русский дом», оставивший после себя live-альбом; выступление на
музыкально-мистериальном действе
Walpurgis Night в форте Штайн;
концерт с Caprice и Moon Far Away в московском клубе «Авалон».
Наверное, у тебя
накопилось немало стихов за прошедшие годы. Не думал ли ты выпустить сборник
собственной поэзии?
Навскидку в моём архиве сотен пять
текстов. Меньшая часть из них по-прежнему интересна мне самому.
Помимо всего прочего, я вхожу в объединение «Фронт радикального искусства»,
которое также не чуждо музыкальной деятельности и вскоре выпустит третий альбом;
в нём есть вещи и на мои стихи.
Мои подборки изредка выходили в «нишевой периодической печати», включая
«Независимую газету — Exlibris», кое-каких сборниках. Мне не хочется себя
фиксировать; предпочитаю скользить по «заворотам и изнанке».
Возможно, когда-нибудь издам книжку-другую. И скорее по чьей-нибудь инициативе,
а не из собственного жгучего желания. Мне пока непонятно зачем.
Вдобавок мои непесенные вещи плохо, вязко компонуются в сборники и циклы. Без
насилия не обойтись. Они дискретны [тем и интересны]. Впрочем, возможно, это
мнимая дискретность, и, когда точек окажется больше, удастся, как в детских
журналах, последовательно соединить их, чтобы проступила картинка. Черт знает.
Почитайте сами — вдруг вам яснее будет?
Значительную часть своих стихов я публикую в своём ЖЖ, каковой с некоторых пор
отвёл исключительно под эту цель:
wolffanger.livejournal.com.
Случалось ли в Embrace
of Branches, чтобы музыка писалась под воздействием стихов? Что всё-таки
первично?
Казуистически редко. Почти всегда либо
музыка побуждала к созданию слов, либо стихи стыковались с ней.
В Nightwood Movies тоже чаще первична мелодика, но и музыка, бывает, сочиняется
под впечатлением от текста. Это вообще тот случай, когда «быть может, прежде губ
родился шёпот». Часто у меня на внутреннем экране вспыхивают субтитры к
очередному nightwood movie при первом же прослушивании наброска композиции.
В творчестве Embrace of Branches немало и иностранной поэзии. Как и по каким критериям она отбиралась и кто этим занимался?
У нас не было никакой «генеральной
линии». Мышка прохромала, хвостиком махнула — и начертала им сдуру иероглиф 映.
Так что и набора критериев не было. Был сад расходящихся тропок, заплетающихся
языков и хоровод нежных, чуть наивных чудес. Вокруг каких-то стихотворений
уплотнялась тьма возможностей, и они, вызревая, начинали требовать манифестации.
Иные были взяты по прихоти — с первой открывшейся страницы. Правда, книжки мы
читали не из самых паршивых. Хорошие были книжки.
«Гиперион» Гёльдерлина, если ничего не путаю, выбрал Дима Глоба, некогда более
известный читателям Seidr как Shelley. Равно как и отрывок из поэмы Ash
Wednesday Т. С. Элиота. Текст испанского поэта XVI века Педро Линьяна закинул в
наш омут я.
Ну а львиную долю лирики всё-таки составляли собственные тексты участников
команды.
Ближайшие планы по
Embrace of Branches и Nightwood Movies — реальные и гипотетические.
Первый альбом Nightwood Movies — в нём
семь треков — находится на сведении. Он полностью англоязычный, назван по
краеугольной композиции — Enter the Obscurity. Многажды зарекался я давать
жанровые определения, но оскоромлюсь. Мнится мне, это нечто сродни shoegaze,
гитарный построк, заваренный на дарк- и авант-фолке. Кто послушает, пусть
попробует сформулировать. Мне трудно.
Во втором альбоме, материал для которого вчерне готов, все песни на русском
языке. И он, что ли, более дарк-фолковый. С дыханием of the Wand and the Moon,
In Gowan Ring, Current 93. Не исключено, что до него выпустим ещё и EP.
Наконец, на второй пластинке у нас вырисовывается коллаборация с двумя
потрясающими музыкантами — не хочу портить сюрприз. Намекну только, что по
крайней мере один из них прекрасно знаком ценителям русского дарк-фолка.
Пока выбираем лейбл, на котором будем издавать первый и дальнейшие альбомы.
В обозримом будущем, возможно, начнем давать концерты. Пока сосредоточены на
студийной работе и не рвемся выступить абы где. Но если возникнут правильные
возможности, не станем их отвергать.
Ну а с Embrace of Branches спешить больше некуда. Но, повторюсь, мы намерены
увековечить лучшие вещи группы.
По большому же счёту, произойти может что угодно. Вплоть до реинкарнации. Не
буду загадывать.
Последняя на сегодня
опубликованная запись Embrace of Branches — это трек на сборнике лейбла Brudenia.
Расскажи поподробнее, как всё это происходило. Трек был записан специально для
данной компиляции?
Вещь была сочинена давно, мы играли её на
концертах, но зафиксировать её не удавалось. Это фрагмент из поэмы Ash Wednesday
(«Пепельная среда»).
Мы записали её на домашней студии в период, когда Embrace of Branches был
«группой Шрёдингера»: то ли есть, то ли нет. Люди возникали и исчезали, их
партии пропадали и обнаруживались в странных местах. Однако же записали.
Она по-своему очень чётко фиксирует, что происходило с Embrace of Branches в то
время. И вполне могла бы собой заменить первую треть нашего интервью.
Возможно, не все наши
читатели знают, что одно из твоих давних увлечений — это переводы текстов
Current 93 и у тебя даже есть сайт, посвящённый им.
Как часто он обновляется и когда ждать новых переводов?
Да, портал называется
The Other
Fields. Он давно в анабиозе, однако с начала года у меня крепнет
намерение его возродить. За минувшие несколько месяцев я сделал три новых
перевода не самых простых текстов Current 93. И массу комментариев, без которых
лирика Тибета понятна едва ли тысяче человек на территории России.
Ещё мы вместе и по отдельности с моим другом, прекрасным поэтом и, с позволения
сказать, гностическим интеллектуалом Михаилом Красавиным составили корпус
комментариев к In the Heart of the Woods. Вскоре всё будет опубликовано.
Думаю, и Seidr буду готов подарить часть своих переводов, если тебе это
покажется интересным.
Думаю, тебе не раз
задавали вопрос, откуда у тебя такая необычная фамилия. Расскажи, что ты знаешь
о своих предках и насколько это знание о них для тебя важно.
Боде — старая французская дворянская
фамилия. Спасаясь от революции 1798 года, мой пращур в прибыл в Российскую
империю и присягнул на верность российской короне под именем Карла Боде. Он
положил начало большому роду, к которому принадлежу и я.
Каким-то образом это знание исподволь на меня влияет. Что абсолютно точно,
побуждает взыскивать с себя больше, чем кажется возможным на первый взгляд. И
быть по-хорошему беспощадным в отношении себя же.
И в конце нашей беседы
по традиции — твои пожелания нашим читателям.
Будьте невозможными — требуйте
реальности. И — будьте.
© интервью Wolfsblood, май-июнь 2014
Copyright ©2014 Seidr webzine