Интервью с Алексеем Шептуновым (Moon Far Away)

http://moonfaraway.ru
http://vk.com/moonfaraway
e-mail:
moonfar@bk.ru


Начнем пожалуй нашу беседу пожалуй с истоков. 1994 год, Архангельск.
Как и с чего все начиналось? Какую музыку ты слушал в то время?


– Я так часто отвечал на подобные вопросы, что ответы уже можно рассматривать как тест на правдивость сказанного ранее… Скажу лишь, что в сфере музыкальных интересов тогда преобладали DEAD CAN DANCE, а также продукция лейблов 4AD, HYPERIUM и PROJECT.


В Архангельске того времени были какие-нибудь интересные проекты, которые можно хоть с натяжкой отнести к "темной сцене"?


– Было много рок-групп, причём небезинтересных – шумовых и спонтанных, бывших чем-то средним между ПОП-МЕХАНИКОЙ и культовой тогда в Архангельске EINSTURZENDE NEUBAUTEN, а также игравших достаточно продвинутый пост-панк. Жаль, что почти никто из них не оставил мало-мальски прилично записанного материала. Также в городе с успехом существовал влиятельный фестиваль нового джаза, который делала команда Владимира Резицкого. Фест проходил с общегородским размахом, хотя и был посвящён самым авангардным и неформатным формам джазовой музыки. Были и другие фестивали, в том числе фольклорные. Таким образом, в культурном отношении Архангельск точно не был какой-то провинциальной дырой. По-настоящему же радостным и знаковым для меня событием стало появление удивительного шумового проекта ШЕСТЬ МЁРТВЫХ БОЛГАР, с основателем и лидером которого Алексеем Чулковым мы много общались, делали какие-то совместные записи, обменивались музыкой. Считаю, что после его смерти проект стоило переименовать, ибо то, каким он есть сегодня, генетически никак со старыми 6МБ не связано, хотя местами и очень интересно… Одним словом, MFA вырос на очень интересном локальном культурном субстрате.


Какую роль на твой взгляд в судьбе MFA на первоначальном этапе сыграл Алексей Борисов, лейбл "Экзотика"?


– Безусловно, Андрей сыграл очень важную роль в судьбе проекта. Телевизионные и радиопрограммы лейбла «Экзотика» были глотком свежего воздуха, а печатный журнал – одним из самых хорошо написанных изданий по данной теме на все времена. Очень радовало, что интересы этой замечательной команды были очень разными, но всегда это была очень хорошая музыка в диапазоне от фри-джаза до «подземного» фолка. Предложение Андрея Борисова об издании диска, а также моё живое общение с ним сыграло очень важную роль в дальнейшем пути MOON FAR AWAY.


Первый концерт MFA должен был пройти в Москве на фестивале "Экзотики" – "Расскажи Чайковскому новости", но увы, он не состоялся.
Ты жалеешь об этом? К тому времени у вас уже были сценические костюмы?


– Тогда у MFA просто не было живого состава, выступление, по сути даже не планировалось. Но у организаторов были какие-то грантовые или даже предвыборные деньги, и Андрей, после долгих уговоров и предложений каких-то компромиссных вариантов живого выступления, сдался, и сказал: ну, приезжай просто так, пообщаться, послушать музыку, окунуться в атмосферу. Что и получилось в конечном итоге. На фестивале я познакомился с шефом лейбла BRUDENIA, всей кенигсбергской тусовкой и многих другими хорошими людьми. Так поездка оказалась действительно полезной. Первый же концерт MFA состоялся позже, в старинном «каменном мешке» архангельского гостиного двора. Зал был набит битком, и именно тогда были опробованы наши первые костюмы и маски, которые для нас сделал местный художник Вячеслав Ларионов. Этот концерт был этакой пробой пера перед поездкой на фестиваль PRUTENA в Кенигсберг.

Наркевич и gothic.ru для популяризации MFA немало сделали.
С кем-то из этой тусовки ты поддерживаешь отношения или это все в прошлом?


– Действительно, этот сайт был для своего времени прорывным проектом, сплотившим вокруг себя энтузиастов различных направлений дарк-сцены. Мы активно сотрудничали с gothic.ru, хотя их всегда больше интересовал классический дарк-вэйв, а также внешний антураж, хотя писавшиеся ребятами рецензии на свежие релизы были очень хорошим источником информации. Эти контакты давно ушли в прошлое, и произошло это после появления воронежского лейбла SHADOWPLAY, который московская гот-компания восприняла с явной ревностью. Но несколько лет назад у меня сложился очень тёплый человеческий контакт с лидером CYCLOTIMIA и одним из резидентов gothic.ru Максом, который тогда сбежал от наполненной дымом от лесных пожаров Москвы в Архангельск. С тех пор мы дружим и постоянно собираемся записать что-то совместное.


Знакомство с музыкантами NEUTRAL и ROMOWE RIKOITO в то время как-то повлияло на твоё творчество,
на желание творить?


– Эти проекты и тогда, и сегодня кажутся мне в чём-то очень близкими, оставаясь при этом совершенно иными, целостными мифами, взросшими совершенно на иной почве. Долгое время три наших проекта оставались первыми и единственными представителями этой сцены в России, поэтому было ощущение принадлежности к некоему единому, хоть и рассеянному по стране арт-ордену. Ты когда-то очень точно сказал про то время и общие тусовки в Кенигсберге – «наш маленький WORLD SERPENT». Часто вспоминаю этот образ, то время и те звуки, которые вокруг нас тогда жили. Не думаю, что мы испытывали взаимовлияние – все три группы всё-таки очень разные по своим убеждениям и саунду. Хотя были опыты совместных записей – так, моя песня и мой голос есть на третьем альбоме ROMOWE RIKOITO.


MFA – одна из самых концертирующих групп на нашей "тёмной" сцене.
Какой из концертов того времени для тебя важен больше всего?


– Безусловно, самые запоминающиеся концерты – те, которые происходят не в клубах, а в «сильных» местах, на природе, в соответствующем архитектурном и историческом антураже. Такие выступления делают магию музыки более осязаемой, она становится частью ландшафта, а окружающие красоты воплощаются в звуки. Из этих наших выступлений особенно вспоминаются три кенигсбергских концерта – наш первый лайв за пределами Архангельска, фестиваль PRUTENA в форте Штайн, концерт в кирхе Луизы и во Фридландских воротах. Ещё было несколько отличных оупен-эйров – в том числе сыгранный на вершине горы в Северной Норвегии и в Горном Алтае.


Несколько неожиданный вопрос наверное - насколько негативно курение зрителей в зале воспринимается музыкантами MFA?
Не было ли желания попросить зрителей не "дымить" во время концерта?


– Я в принципе негативно отношусь к курению (кроме курения трубки), мне неприятны накуренные помещения, поэтому я однозначно за недавно введённый запрет. Другое дело, что когда начинаешь играть, через какое-то время совершенно абстрагируешься от того, каким воздухом ты в данный момент дышишь. Пару раз я просил зрителей не курить только на концертах, где являлся организатором, выполняя просьбы музыкантов.


Кроме MFA у тебя было еще одно увлечение - написание рецензий в разделе "Кафедральные страницы" на сайте журнала "Результаты".
Не возникает ли у тебя желания продолжить написание рецензий на интересную музыку?


– Время от времени я пишу рецензии в различные издания – на музыкальный портал Звуки.Ру, в журнал «Бункер» и некоторые другие – а также временами спонтанно реагирую на интересные релизы на своей странице в соцсети. Всё это делается чисто ради удовольствия и безо всяких обязательств.


С некоторых пор состав группы расширился, с чем это было связано?


– Если коротко, то это было связано с увеличением доли живых инструментов в нашей музыке, желанием более активно использовать на концертах импровизации и спонтанность, а также – с тягой к путешествиям в тёплой компании.


Насколько для тебя важно признание западного слушателя?
Выход на сцену фестиваля Gotik Treffen – это важная веха в жизни MFA?


– Да, безусловно. Это самый серьёзный и уважаемый фестиваль на этой сцене, очень крутой по своей организации, духу, и уровню артистов. Приглашение туда – само по себе показатель достижения определённого уровня группой, т.к. команда Треффена тщательно мониторит сцену и подбирает гостей. Для нас выступление там, перед публикой примерно в 3 с половиной тысяч человек со всей Европы было интересным опытом, возможностью пообщаться с нашими слушателями из разных стран. Всегда важно знать, как тебя воспринимают представители другой культуры. Тем более культуры, к которой мы частично обращались как к первоисточнику – я имею в виду нео-фолковые корни MOON FAR AWAY.


MFA у многих в первую очередь ассоциируется с альбомом "Беловодие".
Планируется ли возврат к этой тематике и стилистике?


– Мне сложно как-то чётко определить «тематику» «Беловодия», по крайне мере, в музыкальном смысле. Если ты имеешь в виду эксперименты с северным фолком – то да, конечно. Со временем эта сторона интересует меня всё больше и больше, а песен, желание выразить которые через призму MOON FAR AWAY, огромное количество. Многие из них практически не известны даже фолк-сообществу, не говоря уже об остальных. Так, в апреле этого года мы записали много интереснейших песен в глубинке Устьянского района Архангельской области, съездив в гости к нашей «бабе Сане», той самой, что снималась в нашем клипе «Жито Жала». Записали на хорошую портастудию, так что, помимо использования каких-то песен в аранжировке MFA подумываю об издании этих материалов отдельным диском, безо всякой обработки.


Изменилось ли твое мировоззрение за прошедшие годы?


– По большому счёту нет. Скажем так, оно углубилось в своих канонах, обрело осознанное направление действий.


Есть ли что-то что тебя сейчас вдохновляет - музыка, литература, люди?


– Мир огромен и крайне разнообразен в своих проявлениях. До сих пор происходят открытия даже в каких-то сферах, которые я считал понятными и прозрачными. Это личные открытия, но от этого не менее радостные и светлые. Как всегда, это путешествия, книги, музыка, и конечно окружающие люди а также я сам. Там, внутри тоже много интересного.


Не могу не задать тебе и вопрос на актуальную политическую тему - события на Украине.
Очередной майдан, переросший в гражданскую войну привел к тому, что люди резко разделились, в том числе и музыканты.
Ощущаешь ли ты это противостояние на себе?
В прошлом у вас были концерты в этой стране?
 

– К большому сожалению, мы никогда не выступали на Украине, хотя у некоторых из нас там есть родственники. Было несколько предложений от различных организаторов, но ничем реальным они не обернулись, хотя мы получали и получаем немало писем от наших поклонников оттуда. Безусловно, весь Русский Мир, к которому принадлежит и Украина, потрясён тем, чем обернулись все эти майданные пляски, которые сначала казались каким-то перманентным и уже поднадоевшим театром абсурда. То, что сегодня там происходит – конечно, великая трагедия. Гибнут люди. Провокации, предательство и резня. Ложь вселенских масштабов. Расцвет самой ублюдочной из разновидностей фашизма – бандеровщины, которая ещё недавно казалась таким же историческим атавизмом, как чума или каннибализм. Украинские политики в своей массе напоминают весёлую труппу какой-то идиотической телепередачи – это, собственно, было и в предыдущие годы. Я не понимаю, как можно было обдурить так много народа сразу, заставить их скакать, работать на интересы иных стран, верить в мечту «без русских».
Безусловно, эта идея в головах была выпестована и проплачена западными бесами, теми же, что стояли за обеими мировыми войнами, распадом Югославии, легализацией деградантских практик, и т.д. Говоря об этом, я не опасаюсь обвинений в симпатии к «теориям заговора». Просто замените действительно смешное, киношно-романтическое слово «заговор» термином из современного делового мира «долгосрочный проект» – и всё встанет на свои места… Я не верю широко распространённому сегодня заблуждению, что за всей, мол, геополитикой, всеми войнами в мире стоит исключительно экономика, нефть и биржевые котировки. Это не так. Вся мировая история – это борьба за человеческие души, самое ценное и внемирное сокровище…
MFA как группу все эти события на Украине коснулись лишь относительно. Безусловно, я и мои крымские родственники рады, что теперь мы с ними вновь граждане одного государства, исчезла абсурдная политическая граница между Россией и Крымом. В их словах я слышу неподдельное счастье. К сожалению, выступления на Украине для нас стали ещё более отдалённой перспективой, чем были ранее – MOON FAR AWAY были и остаются частью Русского Мира и русской культуры, подпитываются ей и ретранслируют. Верю, что однажды голос крови скажет своё веское слово, и Россия с Украиной вновь станут единым духовным пространством.


Ты много ездил по русскому Северу, в том числе был и в местах, аномальных -
приходилось ли тебе реально видеть что-то необъяснимое, что-то из другого мира?


– Раньше я иногда рассказывал о некоторых событиях подобного рода, сегодня же мне этого делать совсем не хочется. Это как правило очень личные переживания, которые не терпят быть поставленными в ситуацию обсуждения их реальности. Скажу лишь, что Русский Север остаётся самой загадочной и насыщенной Памятью землёй, которую я знаю. Она неисчерпаема и чиста, несмотря ни на что. Она бесконечно воодушевляет и инспирирует.


За прошедшие годы не возникло ли желания все бросить, перестать вообще заниматься музыкой?


– За время существования MFA в истории проекта было несколько продолжительных пауз, во время которых как таковая творческая активность сходила на нет. Музыка существовала где-то рядом, на некотором отдалении – но всегда поблизости. Это уже образ жизни, от которого не избавиться, который не бросить. Все подобные периоды, когда угольки лишь тлели, давая тепло и подпитывая подсознательный творческий процесс изнутри, заканчивались вспышками активности и записи альбома. Сегодня мы приближаемся к очередному такому моменту, когда намерения и идеи обретают плоть и целостность.



С момента выхода последнего и самого наверное неофолкового альбома, прошло уже несколько лет.
Когда ждать следующий? Каким он будет стилистически?


- Я давно не говорю о сроках выхода новой работы. Хотя что-то выходит и по ходу работы над альбомом, который, к слову, будет называться “Acou”. Мы поучаствовали в замечательном проекте белоруссов SVALBARD, который обернулся выходом отличного милитари-поп диска под новым именем ERDE на австрийском лейбле Steinklang. Там я пою старинный русский духовный стих, подыгрывая на колёсной лире, подаренной московскими друзьями и долго ожидавшей своей участи быть задействованной в нашей музыке. Вышел сборник российского нео-фолка
“Ruthenia: From West to East”, готовится к изданию юбилейный релиз лейбла SHADOWPLAY – будет содержать эксклюзивные треки от различных российских коллективов, также творящих на ниве нео-фолка – интерес к жанру в России явно на подъёме. Наконец, вышло виниловое переиздание нашего альбома «Беловодие», слегка ремастированное специально под этот формат нашим другом Лёшей Мостиевым. Новый альбом MOON FAR AWAY обещает быть ещё более фолковым и акустическим в плане звучания (название обязывает). Все песни для него написаны, часть уже записана и находятся в процессе доводки. В альбом войдут некоторые вещи, которые мы играем долгое время – например, The Blueberry Song, которая дожидалась своей реализации больше десяти лет и была известна только в совместной записи с ROMOWE RIKOITO, а также как никогда актуальная сегодня “The Blank Flag Of The Europe”. Будут на альбоме, конечно, и северо-русские песни в нашем прочтении.


Планируются ли выступления группы в ближайшее время и есть ли в этих планах выступление в Москве?


29 ноября в клубе «Дом» состоится презентация винила «Беловодие», альбома, которому в следующем году исполняется десять лет. Сыграем в приятной компании. Буду рад видеть знакомые лица.


Ну и по традиции, твои пожелания нашим читателям...

Мы сталь, мы страх, ушедший в камень
Мы то, о чём себе вы лгали,
Мы соль земли, мы скатерть к пиру,
Ведь мы свет, мы любовь для этого мира.


Ближайшие концерты MOON FAR AWAY:

26 ноября - Череповец, ДВОРЕЦ ХИМИКОВ
27 ноября - Липецк, некафе SHALASH
28 ноября - Воронеж, клуб ОТКРЫВ[ALC*]А
29 ноября - Москва, клуб ДОМ
20 декабря - Архангельск, АГКЦ, фестиваль «Солнцеворот»

 

© интервью Wolfsblood, октябрь 2014

Copyright ©2014 Seidr webzine