МОЛОТ И ГРОМ
международный музыкальный фестиваль

12 мая 2002 года

NEUTRAL
[dark folk]

REUTOFF
[dark industrial]

DER BLUTHARSCH
[martial industrial]

пресс-релиз

Ты слышишь гром? 
Склонись, не смейся
Над неожиданной грозой,
И легковерно не надейся,
Что буря мчится стороной.

Уж демон вихрей реет грозно,
Свинцовой тучей облачен,
И облака, что плыли розно,
К себе зовет зарницей он.

Он налетит, гремя громами,
Он башни гордые снесет,
Молниеносными очами
Твою лачугу он сожжет.

Фёдор Сологуб
25 сентября 1889

Предчувствие грозы присуще практически всем живым существам, однако люди в большинстве своём недостаточно чутки, чтобы переживать это тягостное труднообъяснимое ощущение надвигающегося атмосферного потрясения. В отличие от растений, животных и птиц, будучи не в состоянии улавливать эти тонкие вибрации задолго, они начинают испытывать озабоченность происходящим лишь при первых раскатах грома, когда видят своими глазами, как горизонт стремительно темнеет, озаряемый первыми тревожными сполохами.

Однако есть и такие, что предощущают бурю ещё тогда, когда небо безоблачно, пока все остальные уверены, что погода и дальше будет прекрасной, не обращая внимания на то, что воробьи уже купаются в пыли, а цветы смыкают свои лепестки. Их беспокойство и тревога лишь раздражают наслаждающихся прелестями погожего летнего сезона, резко диссонируя с царящей расслабленной безмятежностью. Захваченные ими с собою зонты и плащи обычно служат объектом острот, как предметы смешные и нелепые, а порой даже вызывают гнев, как некий мрачный факт напоминания о возможном ненастье.

Всё меняется по мере того, как туча наползает на солнечный диск под приближающийся рокот гигантского молота. Счастливая эйфория постепенно уступает место растерянности и обеспокоенности, а отвергаемые ранее зонты и накидки делаются всё более актуальными и насущными. Грядущая гроза теперь очевидна всем, и то, чего ранее так старательно избегали, оказывается понятным и близким. Предчувствие становится всеобщим.

Сегодня, весной 2002 года, можно сказать, что пока прозвучали лишь первые раскаты грома наступающей бури. Однако уже вполне очевидно, что все сферы жизни пришли в движение во всемирном масштабе, старые парадигмы рушатся с удивительной быстротой. Сходные процессы происходят параллельно в мировой политике, общественной жизни, различных областях культуры. Многие священные коровы, казавшиеся недавно незыблемыми, оказываются колоссами на глиняных ногах. Радикализм в суждениях и отсутствие рамок в выборе тем, бывшие ранее эксклюзивной прерогативой маргиналов, теперь широко распространены и даже входят в моду. Многие из тех, кто смотрелись нелепыми ещё вчера, вызывают теперь всё больший интерес, уже не воспринимаясь столь чуждыми и странными.

Пожалуй, самым ярким проявлением этих тенденций в музыке можно считать историю развития industrial в частности и всей dark scene в целом.

Возникнув в начале 80-х, industrial с самого начала концентрировал своё внимание на явлениях, которые можно охарактеризовать как пограничные, далёкие от обыденной повседневности. Тёмная мистика и эзотерика, мрачные страницы истории и наследие древности, конспирология, войны, агрессия, политический радикализм, смерть и умирание, душевные, телесные, сексуальные патологии – вот далеко не полный перечень тем, которые изучало и исследовало это течение. По мере своего развития оно вбирало в себя музыкальные стили и направления, которые формально нельзя было считать industrial, и со временем за ним закрепилось собирательное название dark scene.

На протяжении 90-х годов, с их идеологией позитивного потребления и фальшивой постной политкорректностью, творчество артистов, имеющих такие настроения, оставалось совершенно неактуальным, пребывало как бы за пределами рассмотрения, а если и попадало в поле зрения более широкой аудитории, оставалось непонятным и неприятным, а нередко представлялось просто неуместным скорбным казусом на всеобщем празднике жизни.

Но ближе к концу тысячелетия стук далёкого молота становится громче, в мире начинает ощущаться какая-то напряжённость. Гедонистический посыл рейв-эпохи сникает и бледнеет, уступая место пластиковым пустышкам бой-бэндов, способным вдохновить не более чем лежащая в урне смятая бутылка от лимонада. Идеологемы, ранее бывшие близкими лишь industrial, становятся близкими массам, Rammstein собирает стадионы, а фильмы Matrix и Fight Club приобретают культовый статус и имеют многомиллионные сборы.

Разумеется, всё это высокобюджетные массовые проекты, далёкие от аутентичного industrial, хотя и духовно в чём-то родственные ему. Но тенденция от этого не становится менее очевидной. К тому же, процесс абсорбции массовой культурой идей того, что ещё вчера было андерграундом, не является однонаправленным. Становясь актуальными сущностно, самые яркие и талантливые из вчерашних подпольщиков оказываются широко востребованными, несмотря на непривычные стилистические формы, которые в силу своей органичности содержанию смотрятся вполне естественно, постепенно делаясь самой актуальной темой дня - таким образом, их создатели оказываются на гребне новой волны.

Наш фестиваль представляет известных артистов dark scene, все они признанные авторитеты в своей области. Московский коллектив Neutral – бесспорно лучший на сегодняшний день российский проект, работающий в стиле dark folk, подмосковный Reutoff – ведущий представитель dark industrial, имеющий многочисленные издания, как в России, так и за рубежом, а австрийцы Der Blutharsch – абсолютные мировые лидеры стиля martial industrial, основы которого заложены ещё в ранних работах Laibach. Каждому из них присуще своё, ни на кого не похожее, уникальное видение мира, тревожное и не оставляющее равнодушным.

Гром уже слышен, молот в работе, громче и громче его удары. Industrial становится всё более актуален. Долгие годы, оставаясь делом немногих энтузиастов, державшихся вдали от фальшивого блеска праздничной мишуры, он сохранил честный и трезвый взгляд на мир. Стоит прислушаться к тому, что создают эти люди в наше предгрозовое время, ведь это музыка тех, кто всегда предчувствовал его, это искусство тех, кто к нему готов.

Информация о группах-участниках:

Neutral

 Группа Neutral образовалась в мае 1994 г. в Москве. За период своего существования звучание и музыкальная стилистика эволюционировали от industrial-hardcore до dark-folk, который в настоящее время является приоритетом творчества группы. Neutral, наряду с калиниградцами Romowe Rikoito, можно смело отнести к “первопроходцам” Российского dark/neofolk. В 1998 г. Neutral, отойдя от индустриально насыщенного dark-wave, дала первый в России живой концерт в традициях европейского dark-folk.

Помимо многочисленных селф-релизов, каждый из которых представлял собой очередной этап развития, в 2000 году группа решается на достаточно неординарный шаг, выпустив в качестве своего первого официального релиза концертный альбом, записанный во время выступления Neutral в Кёнигсберге (Калининграде) вместе с Romowe Rikoito. Это выступление явилось началом теперь уже традиционного фестиваля Walpurgis Night, ежегодно проходящего в Кёнигсберге. В частности, в 2001 году на этом фестивале вместе с Neutral и Romowe Rikoito выступила достаточно известная группа из Венгрии – Scivias.

Ядро группы составляет основатель и лидер коллектива – ASH, гитарист И. Липкин и скрипач Е. Вороновский. После выхода официального альбома Neutral получают поддержку в Европе, в частности, со стороны таких авторитетных изданий, как Black (Германия), Heimdallr (Швейцария), Occidental Congress (Италия) и Cynfeirdd (Франция).

Некоторые из участников группы принимали непосредственное участие в создании одного из наиболее полных российских информационных ресурсов, освещающих такие музыкальные направления как dark/neofolk, apocaliptic - вебзина Seidr (http://seidr.woods.ru).

Состав: ASH (вокал), Вера (вокал), И. Липкин (гитара), Пит (гитара), Е. Вороновский (скрипка), Ярослав (бас), Андрей (перкуссия)

Сайт группы: http://neutral.woods.ru/
Контактный адрес: wolfsblood@mailru.com

Дискография:

"When Angels Are Neutral" 1994
"The Dream That Destroys The Dreamer" 1996
"Playroom" 1998
"Cold Plays" 1999
"Walpurgis Night at Luisen Kirche" 2000

Reutoff

Три основных участника проекта Reutoff (читается Ройтоф) - Arnold pR, WoWa [BT], и Mitya N - приняли решение делать индастриал летом 1998 года, хотя ранее уже несколько лет играли вместе под разными названиями музыку самых разных направлений. Все участники коллектива родились и живут в подмосковном городе Реутов. По мнению членов группы, в городе и его окрестностях находится множество уникальных, по-настоящему волшебных мест, образующих единое сакральное пространство, стимулирующее творческую активность, как никакое иное.

На сегодняшний день Reutoff - проект, уже имеющий зарубежные издания и признанный многими поклонниками и знатоками индастриала по всему миру. Выход винилового миньона на престижном коллекционерском германском лейбле Drone Records обратил на группу внимание, а участие в международном проекте "Ten Years Of Madness", в одной компании с такими культовыми индустриальными артистами мировой величины, как Les Joyuax De La Princesse, Blood Axis, Der Blutharsch, Novy Svet, Inade, Troum и многими другими, подогрело интерес к новым работам коллектива - 10” винилу "The Fourth Face" и полноформатным CD "Unseen Rituals" и “Gute Nacht, Berlin”, которые готовятся к выходу в 2002 году.

Если первые работы Reutoff были выдержаны в амбиентном ключе, а в последнее время в музыке группы появились элементы нойза и power electronics, группа не чужда создания более ритмичной индустриальной продукции, что привело к появлению другой инкарнации трио - проекта, получившего название Das Reut (Дас Ройт - баварское диалектное "новь" - целина, остающаяся после выкорчевки леса). Поначалу представляя собой ортодоксальный rhythm'n'noise, каким его привыкли видеть поклонники Ant-Zen или Hands, сегодня проект приобрел более мягкие мелодичные очертания, в музыке появились элементы dark electro, вокал стал менее агрессивным, аранжировки менее жесткими. Трио много выступает именно как Das Reut, поскольку эта программа значительно лучше подходит для живых концертов, являясь постоянным участником технологических вечеринок, регулярно проходящих сейчас в московском клубе "Четыре комнаты", а до этого базировавшихся в "Крае", "Реакторе" и "Точке". Помимо выступлений в Москве, коллектив с большим успехом гастролировал в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону.

В то же время, будучи в основном студийным проектом, Reutoff также весьма успешно выступил на международном фестивале Heilige Feuer в Санкт-Петербурге, прошедшем в декабре 2000 года, исполнив главным образом вещи из новых альбомов и вызвав весьма позитивную реакцию большинства компетентных наблюдателей.

Летом 2001 года Reutoff выпустил сборник лучших вещей “Prime”, предлагаемый к продаже по специальной низкой цене, который призван удовлетворить растущий интерес к группе в России,. Осень того же года обильно пополнила дискографию группы. Вышло CDR-переиздание второго альбома на итальянском лэйбле Blade, специализирующемся на изданиях для коллекционеров, и 7” винил на австрийском лэйбле Hau Ruck! В сентябре состоялось издание сборника с эксклюзивными треками всех участников фестиваля - Der Blutharsch, Deutsch Nepal, Genocide Organ, Reutoff и Sal Solaris. Reutoff передал для издания вещи, записанные в период работы над новым альбомом, которые не войдут никуда, кроме этой компиляции, диск издан ограниченным тиражом и безусловно вскоре станет раритетом. В 2002 году выйдет его виниловая версия, также планируется участие в ряде других престижных компиляций в Европе, США, России и новые виниловые релизы на различных европейских лэйблах. Возможно издание альбома сайд-проекта Das Reut, в который войдут студийные версии вещей, исполнявшихся на концертах в последнее время.

Сайт группы: http://www.industrialmusic.ru/reutoff/
Контактный адрес: dasreut@mailru.com

Дискография:

• Das Absterben - C60 - House Of Mirkmoon HOMe017 - 1998
• Three Souls For A Reasonable Price - C60 - House Of Mirkmoon HOMe019 - 1998
• Regno di pianta - CDR - Ewers Tonkunst HHE 001 CDR / Indiestate IST 002 CDR - 2000
• ReuTRaum IV - 7" - Drone Records DR-46 - 2000
• Arcane Of The Book Of Notions - a track on compilation "10 Years Of Madness" - Achtung Baby! ABCD001– 2000
• Prime (best of compilation) – CDR - Ewers Tonkunst HHE 002 CDR / Indiestate IST 005 CDR - 2001
• ReuTRaum III - 7" – Hau Ruck! HR21 – 2001
• Sweet Blood / A Day I Found Crystal Indian Dolls – two tracks on “Heilige Feuer” compilation – 2001
• Three Souls For A Reasonable Price - CDR – Blade Records WMDA025 – 2001 (1998 album reissue)
• Morok (Ьber) – a track on compilation L’ame Electrique 2 – mag+CD – Absurd - 2001
• Ьber den Schmerz – a track on compilation Der Waldgaenger (a tribute to Ernst Juenger) -3LP – Thaglasz – 2002
• The Fourth Face – 10” – Hau Ruck! HR27 – april 2002

 

Der Blutharsch

Der Blutharsch возник в 1996 году как сольный проект участника культовой готической группы The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud Альбина Юлиуса (Albin Julius), желавшего выразить те идеи и настроения, которые не вписывались в общий концепт основного проекта. Первоначально задуманный как некий эксперимент, как разовая акция, Der Blutharsch выпустил ограниченным тиражом альбом и миньон на виниле, на чём и планировалось остановиться, однако в начале 97 года TMLHBAC распадается, и Альбин Юлиус решает продолжать работать в этом направлении, которое становится теперь для него главным.

Название Der Blutharsch имеет два значения, буквальный перевод с немецкого – “кровавый снег”, также этим словом называли в 15 веке солдатов-добровольцев в тогда ещё не нейтральной Швейцарии. Увлечение Альбина военно-историческими вопросами и соответствующей эстетикой определило не только имя, но и общий имидж проекта. Графическое оформление изданий, которое Альбин всегда делает сам, имеют очень важное значение для группы, равно как и их названия, при этом сами композиции, как это было и у TMLHBAC, всегда безымянны.

В 1998 году выходит первый CD “Der Sieg des Lichtes ist des Lebens Heil!”, встретивший восторженный приём слушателей и критики, которым пришлось по душе сочетание симфонических сэмплов и милитаристской ритмики, наложенных на индустриальный подклад и сопровождавшихся эмоциональным вокалом Альбина. Ряд европейских концертов и выступления на международных индустриальных и готических фестивалях укрепили статус группы, а выпуск ограниченным тиражом немалого количества прекрасно оформленных и изданных коллекционных релизов, в основном виниловых, сделали проект одной из самых желанных позиций для коллекционеров. Единственным постоянным участником проекта продолжает оставаться Альбин Юлиус, привлекая для концертных выступлений своих друзей, среди которых Lina Baby Doll (Deutsch Nepal), John Murphy (SPK, Current 93, Nurse With Wound, Krank), а также участники легендарного немецкого индустриального проекта Genocide Organ.

В этот же период Альбин входит в постоянный состав одной из самых известных dark-folk групп Death In June, записывая совместно с её лидером Дугласом Пирсом альбомы Take Care And Control (1998) и Operation Hummingbird (2000), где делает большинство аранжировок и музыку к некоторым композициям. Благодаря участию в проекте такого уровня Альбин и Der Blutharsch становятся широко известными среди приверженцев dark scene во всем мире, и группа приобретает культовый статус.

В 1999 году Der Blutharsch выпускает второй альбом “The Pleasure Received In Pain”, а весной 2000 года – третий, “The Track Of The Hunted”, окончательно сформировавший творческий облик проекта и выведший группу в лидеры современного martial industrial - стиля, основы которого заложены ранними работами Laibach.

Тогда же складывается постоянный состав Der Blutharsch. Теперь помимо Альбина участниками проекта становятся также Мартина (Marthynna) и Дэвид Бут (David Booth). Группа активно концертирует, её концерты, представляющие собой что-то среднее между языческим ритуалом и предапокалиптическим митингом, проходят с неизменным успехом. В этом составе группа посещает Россию в декабре 2000 года, принимая участие в первом Санкт-Петербургском международном фестивале индустриальной музыки Heilige Feuer. Выступление получилось очень успешным, продуманный имидж и яркая подача встретили самый восторженный приём у зрителей.

Во время этого визита тот большой интерес к России, который всегда был у Альбина и ранее, стал ещё сильнее и глубже. Контакты с российскими участниками фестиваля дали свои плоды - вслед за изданием на своём лэйбле Hau Ruck! летом 2001 года компакт-диска ростовского проекта Sal Solaris, он выпускает виниловый миньон московской группы Reutoff, а в этом году намечены к изданию ещё две их работы.

Тогда же зародились планы относительно второго выступления в России, теперь уже в Москве. Большая загруженность студийной работой, в том числе запись альбома Boyd Rice & Fiends вместе с Бойдом Райсом (Non) и Дугласом Пирсом (Death In June) не позволила Der Blutharsch приехать в 2001 году, и только теперь, в мае 2002 года состоится второе российское выступление группы, которое можно по праву назвать долгожданным как для музыкантов, так и для их российских поклонников.
Музыканты представят новую концертную программу, куда наряду со старыми хитами войдут вещи с только что вышедшего альбома “When All Else Fails!”, а также несколько новых неизданных работ.

Сайт группы: http://www.derblutharsch.org
Контактный адрес: wkn@aon.at

Дискография (избранная):

1998 “Der Sieg des Lichtes ist des Lebens Heil!” CD / 5x7”box
1999 “The Pleasures Received In Pain” CD / LP
2000 “The Track Of The Hunted” CD / LP
2001 “Der Blutharsch” CD / LP (переиздание альбома 1996г)
2001 “When All Else Fails” CD / 10”