Майкл Мойнихан
“Перерождение язычества в новом тысячелетии”
Этимология слова “язычник”, “heathen” восходит к германскому корню “heid” , и по смыслу своему близко к латинскому слову “paganus”, “деревенский” – то есть, нечто находящееся за границами “города”, цивилизованного мира – и в то время “paganus” называли людей, живущих за чертой крупных городских поселений, а значит, не подвергшихся влиянию монотеистической иудео-христианской религии, следовавших изначальным, и, в каком-то смысле, “чистым” духовно-культурным традициям. Ошибочно думать, будто бы эти “аутсайдеры” были все до одного кровожадными варварами – однако приверженцам монотеистической концепции свойственно объявлять непонятное или неприемлемое чем-то “демоническим”.
Прошло уже две тысячи лет с той поры, как родился и умер Иисус, однако ни Конца Света, ни Второго Пришествия мы не наблюдаем, как , впрочем, и обещанного “Спасения”. Задумавшись над человеческой историей, лучшие умы начинают понимать, что идея “прогресса” – миф. Человек не становится хуже или лучше, чем когда-то был – продолжается только процесс его “отчуждения”, на фоне всеобщей коммерциализации и социально поощряемой “виртуальности” - человек превращается в Потребителя искусственных сценариев, предоставляемых индустрией кино, телевидения и музыки. Вполне естественно, что в результате этого отчуждения люди начинают отказываться от монотеистической концепции былых дней и обращаются к тому, что гораздо более соответствует природе человека. И все больше людей находят это в языческой духовности наших предков.
Если в опыте язычества есть действительная ценность, то проявится он не только в личной вере, но и в культуре, в области музыки, театра, литературы, философии и этики, превратившись в действительность из романтической мечты, моды или случайного увлечения. Именно этот феномен мы и наблюдаем сейчас.
“Языческое возрождение” более всего заметно в современной музыке, ведь именно она, подобно религии, всегда выражала намерения человеческого духа в его чистой форме. Заметно, что расцвет языческих “интонаций” в музыкальном творчестве не ограничивается одним жанром: начиная с старой , традиционной классической музыки, и заканчивая всевозможными направлениями авангарда, для коих не придумали еще и названия. Их можно найти и в новых формах акустической фолк-музыки, и в электрифицированной агрессии блэк-металла. Так или иначе, мы наблюдаем, как эта тенденция разрушает существующие барьеры, поскольку языческая духовность пронизана традиционной мифологической символикой , и всегда связывалась с т.н. “общинным сознанием” . Если эта традиция по-настоящему духовна, то общество не просто примет , но и ассимилирует ее, изменив в соответствии в нормами современного мира. Я убедился в этом прошлой осенью, путешествуя по Европе. Весь континент пропитан духом язычества. Он многолик , он по-разному выражен в истой меланхолии бретонцев или воинственной энергии португальцев , сумасбродных вибрациях дионисийских праздников в Италии или блеске молний Тора в звуке немецких синтезаторов. И это – только начало.
В наш век, когда вокруг осталось так мало смысла, наши изначальные корни приводят нас к Вечности. Духовная генеалогия современности откроет их вновь и поймет, что они не мертвы, не высохши – нет, только лишь укорочены, дабы позволить нам расцвести пышным цветом к следующему урожаю. Тысячелетиями они скрывались под покровом нашего сознания, и теперь, с нашей помощью, они прорвутся сквозь омертвевшую, стерильную землю общества пост-модерна, общества иллюзий, и , как когда-то, устремятся вверх, к солнцу.
© 2000 впервые опубликовано в Dagobert's Revenge Magazine
© 2000 перевод Shelley
Copyright ©2000 Seidr webzine