Печально известный Michael Moynihan

Спросите одних людей, и они скажут, что Michael Moynihan – джентльмен и ученый. Спросите других, они скажут, что он представляет реальную опасность для современной Америки, тайный нацист, распространяющий реакционные идеи посредством музыки Blood Axis, нескольких музыкальных проектов и хитом андеграунда - книгой "Lords of Chaos" ("Короли Хаоса"). Moynihan, написавший книгу для того, чтобы показать неистовую сцену black metal Скандинавии начала 90-х, кажется, хочет только лишь привлечь самую беспощадную критику. Такие антирасистские группы блюстителей, как Southern Poverty Law Center, заявили, что "Lords of Chaos" содействует распространению агитации расовых предрассудков. Темное, архаичное творчество Blood Axis подобно магниту для споров.

Однако, в прошлом году я провел немного времени с Moynihan. Как можно судить по представленной вам статье, я убедился, что дела с этим писателем и музыкантом обстоят не так однобоко, как некоторые думают. Итак, читателю предоставляется сделать свое заключение.

Те, кто задумываются над тем, есть ли опасность в музыке Blood Axis, или в Apocalypse Culture, или в Lords of Chaos, могли задаться вопросом – есть ли смысл делать весь этот экстремальный, ужасный материал доступным?

Это уже доступно. Не думаю, что нельзя сказать, что эти книги повествуют о чем-то необычном. Они подтверждают то, что существует, и если это игнорируется, то это не означает, что факта не существует. Это уже вопрос выбора – хочешь ты читать Apocalypse Culture II или нет, хочешь ли ты позволить впустить всю эту информацию в свое сознание. 

Многие люди, возможно, в какой-то степени, нашли бы это поучительным, потому что осознали бы, что на самом деле в мире происходит намного больше всего, о чем они и не подозревали, и не обязательно, что это будет чем-то положительным. Не понимаю, как человек может прочитать ACII и не заметить, что эта книга способствует серьезному прорыву в представлении о человеческом прогрессе. Совершенно ясно, что падение Запада уже произошло.

Были ли бы у Apocalypse Culture II такие же тяжелые времена 10 лет назад или проблем было бы меньше?

Меньше.

Почему?

Хороший вопрос. На мой взгляд, современное общество, в частности то, что мы видим в Америке, создавшее новую культуру, главная цель которой - обеспечение прав каждого члена этого общества, превратилось из высокоидейной организации в простую "охоту на ведьм", когда все заботятся только о том, что когда-то где-то кого-то не обидел. Это привело к тому, что сегодня цензура запрещает материалы, которые сами по себе являются результатом вымысла и фантазии писателя или художника. Цензура запрещает творческое мышление.

Не вызвано ли это таким же фактором, как Коламбайнская резня, когда средства массовой информации говорили, что дети сделали это из-за тайной культуры, которую они представляли?

Да, точно. Или, что они сделали это из-за того, что это был день рождения Гитлера, или что-то в этом роде. Я как раз просматривал какой-то Time magazine, пока сидел в парикмахерской, и там была статья о том, почему Гитлер не стал человеком тысячелетия или века. Корреспондент писал о том, что его имя всплыло только недавно, когда эти дети совершили резню в честь его дня рождения – сейчас это уже полностью опровергнуто, New York Times не исключение, но до сих пор эта информация перерабатывается в главном новостном журнале.

Какой опыт ты вынес в отношении средств массовой информации с этим Коламбайнским делом?

На самом деле, "Lords of Chaos" получили высокую оценку прессы. Было написано много рецензий, и я часто появлялся в радио шоу. Обычно, когда происходит событие, подобное этой резне, которое было мгновенным и на самом деле катастрофическим, начинают тут же отчаянно искать человека, который смог бы прокомментировать его. Меня пригласили несколько радиостанций в тот день, в то время как все было в осаде. Я был на большой техасской радиостанции и на нескольких поменьше. 

Я пытался быть разумным и сказал: "Я не знаю, что происходит с этими детьми, но передо мной возникла серьезная проблема – приписывать ли их действия к музыке, которую они слушают. Очевидно, что тут кроется нечто большее". Я слышал, они заставляли говорить людей всякие глупости. Они опрашивали одного парня, я полагаю, он глава пригорода, где все это произошло. Его анализ событий был таков – есть хорошие люди, есть люди плохие, и это один из тех случаев, когда плохие люди причиняют боль хорошим. Пятилетний ребенок и то высказал бы более умную мысль. Он бы сказал: "Эти дети ненавидели свою школу", и это было бы куда правдоподобней. Когда произошло это событие, я знал, что ситуация станет козлом отпущения, и все, кому надо, могут использовать Колумбийское дело для своих целей. И какой же выход они предложили в конце концов? Политики говорили – нам нужно больше законов! Нам нужен закон о хранении оружия, чтобы у детей его не было. Но уже ЕСТЬ закон, запрещающий детям иметь оружие. Ну что ж, нам нужно их больше. Затем психологи пришли и сказали – нет, нам нужно больше психологов в школах, чтобы выявлять и следить за проблемными учениками до того, как они совершат акты насилия. Христиане говорят – нужно больше религии в школах, нужно прививать христианские ценности. И это так очевидно, что у всех этих людей есть своя меркантильная заинтересованность в предлагаемых ими методах. Никто не мог уступить и сказать – да, очевидно, что в этом есть что-то большее.

Когда страсти по Коламбайнскому делу стихли, я знал, что второе, что я услышу в новостях – как они собираются все обыграть. Я предполагал, что они найдут диск Marilyn Manson в спальне одного из детей и это будет выходом.

Когда люди, которые не принадлежат своему обществу, пытаются анализировать эти субкультуры, они начинают негодовать о том, чего даже не понимают, за исключением только того, что они заключают - в этом есть что-то неправильное. Они даже не могут сформулировать, что таится в разумном смысле. Они не отличается от тех групп - блюстителей гражданских прав. Когда они пытаются вникать и говорить об индустриальной музыке или чем-то в этом роде, они полностью за пределами этой культуры, общества. Они не имеют представления о том, что являет собой эта субкультура или какого рода странные вещи крутятся вокруг этой субкультуры, и затем пытаются интерпретировать ее, исходя из своих политических, экономических взглядов на мир. Это неверно.

И затем была попытка связать твою музыку и писательскую деятельность с возможной "будущей Коламбайнской резней".

Да, была статья в Oregonian. Она была переполнена фактическими ошибками, которые на самом деле, если внимательно прочесть, подразумевает, что я имел отношение к резне. Там было и много другого; кто-то из Salon, Joe Conason написал безумную статью об этом. Он был, очевидно, подпитан той же информацией от блюстителей гражданских прав, пытаясь воссоздать великий Коламбайнский заговор, в котором жестокие почитатели нацистской музыки собирались заставить детей всей страны обезуметь. Интересно, всякий раз, когда корреспондент заранее меня приглашал, он не писал подобные статьи.

Достаточно легко группам, скажем, для тех самых, которые провозгласили себя прогрессивными группами блюстителей, установить определенный уровень достоверности и "запускать утки". Как думаете?

Да, именно так они и проводят время, выпуская пресс-релизы. Большинство этих историй происходят из этого материала. Сейчас информация распространяется так быстро, в секунду расползается по Интернету, нет времени на изыскания. Легче взять пресс-релиз какой-нибудь группы наблюдателей и сказать: "Какая захватывающая история. Хорошо, что эти люди в курсе дела, и они провели все исследование". Они перескакивают от одного к другому, не удосуживаясь проверить – правда ли это или нет.

После общения с Северо-западной коалицией по правам человека и Южным центром закона о бедных, я понял, что у них имеется внушительное досье на вас.

По-моему у них имеются тонны досье на различных людей. Они будут заводить досье на каждого, кто говорит то, что они не оправдывают, они будут регистрировать всех поименно. По телу пробегают мурашки, когда вспоминаешь, что у нас есть такие организации, как Южный центр закона о бедных, работающий на пару с Департаментом правосудия. Линия между публичным и частным правлением начинает расплываться. Если вам хочется хранить досье на каждого, кто вам не нравится, что ж, - это свободная страна и никто не запретит вам этого делать. Но когда вы навязываете все это агентствам по наблюдению за соблюдением законов, а у этих агентств тоже нет времени на проведение поисков, и вы получаете одобрение, что идете по правильному пути. Ни один человек из агентства по наблюдению за соблюдением закона, или СМИ, не будет обременять себя проверкой правильности информации.

А смысл какой?

Как сказать. Я думаю, некоторые из этих людей имеют политическую повестку дня и могут быть спокойны, так как работают на благое дело. В то же время за добро надо платить и им предоставляется офис для работы. Так они могут чувствовать, что чем-то занимаются. Думаю, мир переполнен людьми, которым нечего делать. Если бы вы могли почувствовать себя как тот рыцарь на коне, сражающийся с драконом, который представляет угрозу для общества, вы бы чувствовали себя героем. Я не вижу угрозы обществу он всего этого.

Вы впервые стали получать знаки внимания после выхода "Lords of Chaos"?

Колумбийское дело было действительно отправной точной. Все клюнули на это, используя каждый в своих целях. Как будто люди ждали этого. SPLC моментально разослало письма, говоря о резне: "Смотрите, что случилось в день рождения Гитлера, мы нуждаемся в ваших деньгах больше, чем когда либо!" Я нахожу это чрезвычайно циничным. Эти люди наживаются на крови детей, погибших при резне. Может быть, они убедили себя в том, что делают это на благо всего человечества, но мне они кажутся кровопийцами, неистово делающими свое дело, пиршествующими на груде детских трупов в одной из школ Колорадо.

Существует мнение, что "Lords of Chaos" – скрытая пропагандистская работа. Я спросил у одного из представителей Коалиции, так ли это и в чем тогда конечная цель книги? И он ответил, что Moyniham пытается создать интеллектуальный климат, в котором может проявиться жестокость. Затем он сказал, что он отстаивает работу Julius Evola – кто бы стал защищать такого человека, как этот?

Я отвечу так: пойдите и взгляните, чем являются для вас работы Julius Evola. Есть книги, которые он писал об одухотворенности альпинизма, об алхимии, книга под названием "Revolt Against the Modern World" ("Восстание против современного мира"), - они в основе своей утверждают, что западный мир подошел к закату, не за последние 100-200 лет, а с 8 столетия до Рождества Христова. Есть книга, в которой он дискутирует о том, что общество потеряло "место стоянки", свой якорь и люди – это такие мельчайшие существа, которые крутятся в водовороте, не понимая, для чего они существуют. Есть книги по Дзен, по йоге. Каким образом все эти книги создают атмосферу жестокости? Я не знаю. Издателя книги Evola можно было бы назвать издателем Нового времени, который имеет дело с метафизикой. Должно быть, он сильно удивился бы, если бы узнал, что выпускает книги, пропагандирующие насилие. Что-то подсказывает мне, что эти ребята никогда и не читали каких-либо книг подобного рода. Если поставить их писанину под вопрос, то любой, у кого есть голова на плечах, поймет, что их интерпретация – это полная чепуха. Просмотрите эти книги и решите для себя. Это то, что я говорю каждому касательно любого дела. Решайте сами.

Также заявляли, что "Lords of Chaos" – это точка опоры для black metal сцены в США.

НЕТ black metal сцены в США. Те дети из Коламбайнской резни не были поклонниками black metal. Общая реакция на "Lords of Chaos" была позитивной, но часто люди, которым книга не нравилась, были детьми, слушающими black metal. Они огорчились, что книга, о которой они столько слышали, - не компендиум рецензий на пластинки их любимых групп. Эти дети ненавидели книгу. А 90 % из 20 000 людей, кто купил ее, не увлекались black metal. Поэтому она и получила успех, потому что это был взгляд на субкультуру, о существовании которой многие люди и не подозревали.

Как у вас получалось искать людей для собеседований в то время, как у вас есть группа, несколько проектов в Европе?

Тут большая разница, поскольку я не просто типичный журналист или профан. Было особое отношение, уважение. Некоторые социологи, которые были впечатлены книгой, знали, что они бы никогда не смогли написать ее. Если бы они пошли туда как ученые, одетые в костюм и галстук, с ними бы вели себя иначе, чем как со мной или Didrik, потому что мы знали их с 15 лет, мы также сами проводили время, когда были тинэйджерами. Мы действительно могли проникнуть туда и немного втесаться в их среду.

Расскажите о своих соображениях по поводу "возрождающегося атавизма" и "заката языческого Тысячелетия" – две фразы, которые вы упомянули в своей работе.

Я думаю, что большая часть современной философии, направлений мысли и просто то, как видят себя люди в этом мире пошли по ошибочному пути. Если взглянуть на то, что было несколько тысячелетий назад, то мы видим совершенно другой взгляд. У людей было более реальное представление о жизни и смерти, о том, что смерть – это часть жизни. Кажется, что люди существовали в более глубокой связи с природой, а сейчас этого нет. Сейчас есть люди, которые пытаются любой ценой сохранить человеческую жизнь, люди ужасаются при упоминании смерти и пытаются избежать ее, отрицают ее. Можно наблюдать проявления этого в американской похоронной индустрии. В Америке это все гипертрофированно в N-ой степени. Да, взгляды на мир были более значительны.

И вы чувствуете определенное возрождение подобного рода мышления?

Мы заметили это, когда ездили на гастроли в Европу. Куда бы мы не поехали, мы встречали людей, которые, в каком-то смысле, были единомышленниками. В Португалии мы выступали вместе с Sangre Cavallum – потрясающая группа, которая играет традиционную португальскую музыку, не в анархическом направлении, а в довольно агрессивном. Это были такие же люди, как в Бретани, в Венгрии, везде. В Германии мы выступали вместе с великой группой Voxus IMP, которая играет электронику, почти техно, но она была полностью пропитана и создавалась под впечатлением от древней германской истории. Эти ребята, как пиротехники в оперном доме в Дрездене, у них был такой пиротехнический дисплей, которому бы позавидовали KISS. Это было на самом деле невероятно, очень современно, действо создавалось под влиянием воображаемой старины. Это возрождение, но в то же время, это крошечный отраженный импульс на радаре, как поп музыка. Не думаю, что так было лет 10 назад.

Некоторые доводы, которыми пользуются, чтобы обвинить вас, довольно интересны. Никто из групп блюстителей не рассылает интервью, где отражена обратная сторона дела, где вас напрямую спрашивают, нацист вы, или сторонник расовых предрассудков, или чего-то в этом роде.

Это сложные темы. Все употребляют эти новомодные словечки, как фашизм, нацизм…это сложные области. Медиа-форумы, где обсуждались эти темы, даже не позволяли вести дискуссии на эти запутанные и сложные предметы, или даже определять то, что означали эти слова. Люди, которые являют собой активистов анти-того и анти-сего, не хотят обсуждать такие непростые вещи. Люди спросят – ты фашист? И я отвечу – если фашизм противостоит настоящему положению дел, и если люди хотят повесить на меня ярлык, что я фашист, потому что я противостою настоящему положению дел, пусть будет так. На самом деле, я не могу с этим спорить. Меня спросят, не сторонник ли я превосходства белых? Я скажу, что не вижу белых, которые поступали бы достойно, благородно, тогда какого черта я должен быть сторонником превосходства белых? Часто я сталкиваюсь с таким поведением белых, которое достойно осуждения.

Что заложено во всей этой дурной славе, в запрещении некоторых шоу Blood Axis?

Единственное, что эти люди действительно делают, - только помогают нам стать еще более известными, чем когда-либо и привлекают тех людей, которые не обратили бы на нас внимания в иных обстоятельствах. Существует такое мнение, что если ты артист, то был просвещен. Если ты просвещен, то ты прогрессивный деятель, который рассматривает историю человечества в терминах человеческой эволюции в соотношении лучших идеалов, прорабатывая все проблемы заранее. И это считается "верным" взглядом. Думаю, что реальность куда более сложна, и искусство - это одной из тех областей жизни, где можно выразить все, что когда-либо хотел. А сейчас мы видим лже-художников, которые не способны ни на что большее, кроме как на памфлеты, они приходят и говорят – это не То искусство, это не Та литература. Не думаю, что эти люди настолько компетентны, чтобы давать комментарии.

Не легче ли тогда стать терпимым демократом и в кающемся тоне говорить о своих взглядах?

Нет, потому что, думаю, люди вынуждены делать то, на что подталкивают их импульсы, характер. Я делаю то, что приходит ко мне естественным образом. У меня нет выбора. Я не могу представить себя, сидящим перед компьютером в каком-либо офисе. И если что-то подобное не найдет одобрения во мне, я не смогу ничего поделать. Я как будто проигранное дело. В заключении, это не имеет большого значения, я живу, убеждаясь в том, что эти люди ничего не могут сделать с моим существованием на обыденном уровне. Я пытаюсь взаимодействовать с людьми, которые мне нравятся и которых я уважаю, которые заряжают меня энергией, - тогда появляется взаимоуважение. И это делает жизнь достойной.

Interviewed by Zach Dundas

© 2001 Mumblage.com
© 2001 Перевод  с английского Юдив

  

20 апреля 1999 года в пригороде Денвера Литтлтон, штат Колорадо. Это был самый жестокий из школьных расстрелов за всю историю Соединенных Штатов. Ворвавшись в буфет школы Коламбайн, убийцы в черных шинелях и масках открыли огонь по ученикам из автоматического оружия и бросили несколько гранат. Один из учащихся спрятался на верхнем этаже здания, откуда по телефону рассказывал полицейским о происходящем. К месту события прибыло спецподразделение по борьбе с терроризмом, которое в итоге и освободило заложников. Двое нападавших, ученики школы Коламбайн, покончили с собой, третий, выпускник той же школы, бежал с места преступления и был задержан позже. По словам свидетелей, члены преступной группы, называвшей себя "Мафия в шинелях", носили свою униформу постоянно, похвалялись оружием и открыто заявляли о своей нелюбви к этническим меньшинствам. Другие очевидцы сообщили полицейским, что убийцы целились в представителей этих меньшинств и лучших спортсменов школы. Жертвами "черных шинелей" пали 25 школьников, еще 20 были госпитализированы с ранениями разной степени тяжести. Массовое убийство в Литттоне было совершено в 110 - й день рождения Адольфа Гитлера.

Copyright ©2001 Seidr webzine