Евангелие от Майкла
или
Moynichan in his own words

 

I. Блэк-металл: “в истории рок-музыки были времена,
когда бунт в искусстве сопутствовал более реальным событиям…”

В свое время вместе с Дидриком Содерлиндом Вы написали книгу о блэк-металле, “Повелители Хаоса” (Lords of Chaos); вы рецензировали и интервьюировали бесчисленное количество всевозможных блэк-металлических, дэт-металлических и прочих “нехороших” команд… короче говоря, Вас, так или иначе, можно считать одним из авторитетов в этой области. Скажите, согласны ли Вы с распространенной точкой зрения, что эти группы подняли планку традиционного рок-н-ролльного экстремизма настолько высоко, что, тем самым, с точки зрения обычного слушателя, уничтожили жанр “хэви-металла”?

    Дело в том, что на определенной стадии развития этого стиля произошла интересная вещь: некоторые из блэк-металлических коллективов настолько ударились в эзотерику, что окончательно завязали с “блэк-металлом”, и переключились на иные направления – электронная музыка, акустический фолк, неоклассика, и так далее. После чего другие представители этой сцены заявили, что “возвращаются на историческую родину” и, вдохновленные Sodom, Hellhammer и Venom, принялись выдавать скучнейшие альбомы в стиле “ретро”…

Тем не менее, если кто-то и “убил блэк-металл”, так это глобальная музыкальная индустрия вкупе с MTV, которые в очередной раз решили установить монополию на “последний писк металлической моды”. Вполне возможно - если взглянуть на это с точки зрения конспирологии – что эта разновидность “металла” была слишком уж “белой” и агрессивной, поэтому ее постарались заменить на более “политкорректную” музыку, проповедующую мир, любовь и культурное равноправие. Похожая вещь произошла и с панком – когда-то этот жанр тоже был агрессивным и бескомпромиссным, однако из него быстро сделали отвратительное попсово-пацифистское варево…

DMM

А как Вы относитесь к националистическим тенденциям в “блэк-металле” и концепции “White Pride”? И, коли на то пошло, как насчет NS-скинхэдов?

Cтранный вопрос. По-моему, в настоящее время граница между норвежским блэк-металлом и националистическими группировками полностью исчезла.
   Что до моего интереса к музыке скинхэдов… Да, кое-что в этом стиле мне нравится, однако в большинстве своем эти группы играют скучную и претенциозную музыку с бездарными “идеологическими” текстами. Хотя есть исключения: скажем, два альбома Skrewdriver – “Hail the New Dawn” и “Blood and Honour” – настоящая классика, вне зависимости от того, как вы относитесь к подобной музыке. Приятно послушать ранние песни Brutal Attack, хотя бы из-за их невероятно искренней агрессивности. Из более поздних команд лучше всего, наверно, Rahowa. Есть достойные песни у Bound for Glory и Berserkr.

TFS

Кто, по-Вашему, читает книгу “Повелители Хаоса”? Предназначена ли она исключительно для представителей “металлической” субкультуры или же Вы пытаетесь привлечь внимание людей, предпочитающих мэйнстрим?

   Книга предназначена для любого читателя. Естественно, я полагаю, что блэк-металлисты тоже прочтут ее; но мне бы хотелось, чтобы на “Повелителей Хаоса” обратили внимание и представители других “субкультур” – меломаны, поклонники детективной литературы, сатанисты и оккультисты, не говоря уже о социологах, психологах, теологах и так далее… По-моему, события, описанные в этой книге, достаточно интересны с исторической точки зрения и могут объяснить некоторые неожиданные феномены в динамике молодежных субкультур.

PFA

По большому счету, блэк- и дэт-металл – не более чем небольшие ответвления на огромном дереве рок-музыки. Что вызывает у Вас такой интерес к этим стилям?

   Гораздо больше меня интересует история этого стиля и, в еще большей степени, та деятельность представителей этих жанров, которая не имеет непосредственного отношения к музыке (хотя, признаюсь, отдельные альбомы некоторых блэк-металлических групп меня впечатлили). В истории рок-музыки были времена – как, скажем, в конце 60-ых – когда художественно-музыкальные формы бунта сопутствовали более “реальным” событиям; впрочем, в каком-то смысле они даже совпадали. То же самое было и с панк-культурой, даже несмотря на то, что музыкальная индустрия практически мгновенно подчинила ее себе…
   Меня в равной степени интересуют как сама музыка, так и причины того, почему люди, так сказать, “переступают черту”. В этом смысле блэк-металл – одна из лучших тем, на которые я мог бы написать; сами понимаете, все эти экстремальные вещи, которые они творили – сжигали церкви, кончали жизнь самоубийством или убивали других… вообще, все это напрямую связано с теми философскими системами, которые одобряют подобное поведение…

CP

Как Вы считаете – книга “Повелители Хаоса” произвела какой-либо эффект?
Что о ней думает сам Варг Викернесс?

   По крайней мере, насколько я понял из последней беседы с руководством “Misanthropy Records”, уровень продаж пластинок Burzum значительно поднялся. Говорят, что во многом благодаря этой книге. Так что Викернесс не должен быть в обиде. Кстати, мне пришло много писем от умных людей, которых действительно впечатлила история Викернесса; я сообщил ему об этом и добавил, что, вообще-то, его представления о себе как полностью негативной личности не совсем верны. Даже учитывая то, что вещи, которые он пропагандирует, вряд ли будут адекватно восприняты большим количеством народа…
   Сейчас Викернесс одержим каким-то ревизионизмом по поводу своего прошлого; скажем, он заявляет, что никогда не был сатанистом, чему я, честно, говоря, не очень-то верю. У меня сложилось впечатление, что он тщательно анализирует свое прошлое и пытается “отфильтровать” его. Я помню, как он рассердился на то, что мы процитировали старое интервью из журнала “Kerrang!”, где он на пару с Эуронимусом развлекался на полную катушку и нес всякий бред... Однако, несмотря на всю глупость той статьи, она оказала огромное влияние на аудиторию. Более того, именно это интервью определило в сознании общества сам облик “блэк-металла”, так что оно стало, в своем роде, точкой отсчета. Я пытался объяснить это Варгу, но он продолжал высказывать свое негодование. В частности, по поводу другой цитаты из “Kerrang!” – ее автор заявил, что Варг и Эуронимус черпают вдохновение из ранних альбомов Venom. Сейчас Викернесс утверждает, что никогда не слушал Venom, а мы, мол, просто распускаем про него слухи. И это несмотря на то, что на фотографии в “Kerrang!” Варг красуется в майке с надписью Venom! Я так ему и написал: “Слушай, если ты не хочешь, чтобы тебя считали поклонником Venom, зачем тогда ты носил на себя эту майку, причем даже в тот день, когда тебя арестовали?” Пустое! Варг все равно продолжает утверждать, что “все это придумали журналисты”. Так что, в каком-то смысле, он действительно несколько неадекватен, но, в то же время, очень умный и рассудительный человек, более того, положа руку на сердце, скажу вам: он очень располагает к себе. Чего мы с Содерлиндом не собирались делать, так это представить Варга этаким злодеем. Я уверен, что мы изобразили его совершенно беспристрастно.

DM

В свое время Вы даже посетили Викернесса в тюрьме… Что Вы думаете об этом человеке?

    Прежде всего я хотел бы напомнить, что Варг отрицает свою вину. По его словам, он просто защищался. Между прочим, в нашей книге мы подробно осветили обе точки зрения, так что пускай читатели сами решают, какая из версий соответствует реальности… хотя, конечно, если бы труп Эуронимуса вдруг заговорил, все сразу же встало бы на свои места… Что касается моего визита к Варгу – знаете, он очень яркая личность; я даже не исключаю возможности, что Варг умело пользовался своей харизмой, чтобы провоцировать своих “последователей” на поджог церквей…
   Но я хотел бы повторить еще раз, что Варг не имеет никакого отношения к образу, созданному норвежской “жетой прессой”, которая выставляет его этаким “злодеем из комиксов” – напротив, он умен и рассудителен, а при желании может вести себя донельзя обаятельно. Частенько он разражается настолько шокирующими сентенциями, что не остается никаких сомнений в их продуманности.

Что же все-таки в нем такого необыкновенного? В двух словах?

   В отличие от большинства других преступников, он претендует на то, чтобы его поступки рассматривались в мета-историческом, а порой даже духовном, смысле. Он фанатик от мозга до костей.

CP

Как Вы относитесь к инцидентам с поджогами старинных деревянных церквей?
Как Вы считаете, поможет ли это изменить существующее положение вещей?

   Честно говоря, я не одобряю подобных акций. Это глупо. Даже не потому что эти церкви – памятники искусства, сохранившие в себе очень многое от дохристианского периода; дело в том, что они просто красивы. Тем более, что во всем мире осталось всего несколько десятков подобных построек. С другой стороны, меня не особо волнует разрушение современных церквей, тем более, что подчас они выглядят очень уродливо; может, без них мир действительно станет лучше.
   Впрочем, я не был воспитан в христианской семье, так что мне сложно понять эту одержимость христианством, типичную для многих блэк-металлистов. Хотя представляю себе, что было бы, если меня взрастили в суровом христианском духе – тогда мне бы, наверно, тоже снились горящие церкви и мертвые священники, и я не виню тех, кто поступает подобным образом. Тем более, что в случае с молодежью все это объясняется примитивными законами причины и следствия. Но, в любом случае, я сомневаюсь, что эти акции помогут нам покончить с христианством.

PFA

цитируемые источники:

NLM - Not Like Most, #4, by Matt G.
CP - Cyber-Psychos AOD, #8, October, 1998
H - The Heretic, 1995, by Aki Cederberg
TFS – The First Stone ,1995, by K.S. Anthony
WG - Warcom Gazette, Febr. 1995, by Aki Cederberg
E – Esoterra, 1995, by Wulfing One
A – Aorta XIX, March 1994, by Kadmon
NLAF- No Longer A Fanzine, 1994, by Aki Cederberg
PFA – Primitive Future Magazine, #1, 1995
RC - Raven's Chats, 1994, by Aki Cederberg
SL - Secret Lab, 1992
M – Momentum, 2002, by Aki Cederberg
L – Ledotakas, 2000
OC - Occidental Congress, 1998-99
DM - Descent Magazine, October 1998, by Bane
JK – Judas Kiss, October 1999
PMM - Prospective Music Magazine, 1998, by Robert X
WW - Winter War Magazine, #2, 1997, by AAC
FP - The Fifth Path, 1992, by Aki Cederberg
DelM - Delerium Magazine
Min – Minotaurus, 1992

© 2003 Перевод, составление Shelley

Copyright ©2003 Seidr webzine