Operative – наследники World Serpent?
интервью с Джоном Мерфи и Гайей Донадио 

Джон Мерфи - участник многих культовых групп, исполнявших dark-folk и industrial - SPK, Naevus, Death in June, Current 93, Altered States, Ministry of Love, Scorpion Wind, Nurse with Wound - не говоря уже о его сольных проектах Knifeladder, Shining Vril и Kraang. Помимо того, Мерфи – один из участников лейбла “Operative”, своеобразного “творческого объединения” лондонских авангардистов, собравшего под своим крылом 12 коллективов: ANTIchildLEAGUE (power noise), Knifeladder (industrial/power electro), Shining Vril (ritual/dark-ambient), Naevus (dark folk), Muffpunch (power electronics), Эндрю Кинг и Emblem (neo-folk), Antivalium (rhythm&noise), Эндрю Лайлз (dark-ambient), Ruse (avant electronica), Leisurehive (avant rock), Knives (noise).

Предлагаем вашему вниманию фрагменты интервью с Джоном Мерфи и Гайей Донадио (ANTIchildLEAGUE, White Dog), администратором лондонского андерграунд-клуба “Hinoeuma”.

Скажите, что представляет из себя объединение “Operative”?
Имеет ли название какое-либо отношение к сотрудничеству, кооперации?

Мерфи: - Название возникло совершенно случайно. Мы – числом 12 – часто собирались вместе, придумывали всяческие слова, однако никак не могли прийти к полному согласию, поэтому уже само по себе название “Operative” стало неким компромиссом, объединившим людей, занимающихся музыкальным творчеством, чтобы позволить им идентифицировать себя в мире музыки и, как это говорится, “продвинуть” свои идеи. Больше мне сказать нечего, разве что еще раз согласиться с тем, что мы “сотрудничаем” в буквальном смысле этого слова, поскольку в Лондоне за последние несколько лет мы практически не получали никакой поддержки. Да, и еще, в каком-то смысле это еще и сотрудничество между нациями – среди нас есть англичане, валлийцы, ирландцы, шотландцы, итальянцы, австралийцы (как я, например)…

Кого Вы считаете основателем “Operative”?
Кто в настоящий момент руководит процессом?

Мерфи: -  Вряд ли я могу назвать чье-то имя. Все было несколько иначе – весной 2001 года, когда мы собрались вместе, стало ясно, что за пределами наших тусовок никого, на самом-то деле, не интересует наше творчество. Посему мы решили объединиться и найти выход из положения. Вначале выпустили сборник, потом, чтобы привлечь интерес в разных странах, начали пропагандировать свою музыку (чем я, собственно, и занимаюсь в настоящий момент) – даем интервью, пишем рецензии и статьи в музыкальные журналы, посылаем диски дистрибьюторам по всей Европе… Ну и, конечно же, устраиваем всякие концерты и акции у себя в Лондоне. Пока что все идет нормально.

Не собираетесь ли вы расширить поле деятельности? Или у вас несколько иная цель?

Мерфи: -  Прежде всего наша задача – добиться от людей какой-то заинтересованности в нашем творчестве, объединить представителей экспериментальной сцены в Лондоне и получить некую потенциальную аудиторию, в особенности среди посетителей авангардных клубов – вроде “Hinoeuma” и “Rective”. Это можно сделать лишь в том случае, если мы проявим некоторую солидарность: посещать концерты, помогать друг другу с аппаратурой, покупать диски, поэтому появление “Operative” – не более чем естественное следствие такое политики. А так… Кто знает, что будет потом? Если что-то произойдет, я вам обязательно сообщу…

Так значит “Operative” – не просто лейбл?

Мерфи: - В основном мы занимаемся распространением записей лондонских групп, занимающихся, с нашей точки зрения, необычной музыкой. Помимо того, мы устраиваем совместные живые выступления в Лондоне и его окрестностях – как, например, последняя наша акция в “Verge”, где хэдлайнеров Knifeladder поддерживали Naevus и Эндрю Лайлз.

Лирическое отступление:

Группа Naevus образовалась в 1998 году в Лондоне. Состав: Ллойд Джеймс (вокал, гитара, звуки) и Джоан Оуэн (бас-гитара, звуки). Дебютный альбом “Truffles of Love”, вышедший в 1999 году на лейбле “Wooden Lung”, критики сравнивают одновременно с  Death in June и The Swans. В июне 2001 года на лейбле “SPKR” вышел концертный альбом “Soil”, на котором были представлены материалы с выступлений в Германии.  Сейчас Operative выпускают их третий альбом, “Behaviour”, в записи которого принимали участие Джон Мерфи и Эндрю Кинг. Несмотря на то, что слушатели называют Naevus “дарк-фолком”, сама группа определяет свое звучание, как “thunderous illustrations of the failures of the body interspersed with moments of acoustic abstraction” (честно говоря, затрудняюсь дать адекватный перевод…)

Сайт группы: http://www.naevus.co.uk/

Джоан Оуэн также принимает участие в проекте Leisurehive, исполняющем экспериментальную гитарную музыку (The Cranes, PIL, Velvet Underground и The Swans в одном флаконе, с учетом того, что мы живем в начале XXI века). Группа выпустила два CD  - “Our Secret Films” (self-release, 1998) и “Spasm” (Operative, 2001), не считая split CD “This Is Not Failure”(1999), где соседствует с Womb и Naevus, 1999.
Сайт группы: http
://www.geocities.com/leisurehive/

 Под крылом “Operative” звучит самая разнообразная музыка – от нео-фолка до дарк-эмбиента и нойза. Прекрасный пример этого – ваша “визитная карточка”, сборник “First”, вышедший на вашем лейбле…

Мерфи: -  Несмотря на кажущееся разнообразие, нас всех объединяет своеобразное эстетическое восприятие… По-другому объяснить не могу. Если хотите, зайдите на наши сайты www.operative-records.co.uk и www.knifeladder.com, наверняка узнаете больше.

К сожалению, сейчас большинство независимых лейблов концентрируются на каком-то одном стиле, не пытаясь объединить представителей разных направлений, придерживающихся общей идеи. В качестве примера приведу американский лейбл ESP, существовавший в середине 60-х – похожего пытаемся добиться и мы. Пожалуй, единственное, что нам не интересно – это клубная танцевальная музыка, наводнившая сейчас Великобританию.

Как появился сборник “First”? Той весной мы решили, что лучшей визитной карточкой будет компакт-диск, который познакомит мир с нашей музыкой, после чего собрали деньги и собственными силами выпустили этот альбом – с простым названием “Первый”… На сборнике представлены все 12 участников - Naevus (dark/neo-folk), Knifeladder (Voodoo industrial power electronics), Andrew Liles (experimental dark ambience), Ruse (avant electronica), Leisurehive (doomy avante rock), Shining Vril (ritual esoteric dark ambience), Muffpunch (power electronics) ANTIchildLEAGUE (power electronics), Antivalium (rhythm and noise), Emblems (neo-folk), Knives (avante guitar noise).

                                 релизы Operative Records:

2001
V/A “First” CD

2002
Leisurehive “Spasm” CD
Knifeladder “Leipzig Limited” CD
Knifeladder “Organic Traces” CD

готовится к выходу:
Naevus
BehaviourCD

 Иностранцам, приезжающим в Лондон, довольно сложно разобраться, что к чему - не говоря уже о том, чтобы каким-то образом очутиться на концерте экспериментальной музыки. Скажите, какие клубы Вы можете посоветовать?

Донадио: - Наверно, мой клуб – Hinoeuma Malediction – единственное в городе место, где регулярно проходят подобные выступления. Еще есть клуб Rective, где раз в три месяца устраиваются небольшие фестивали в стилях noise/industrial/dark-folk. По крайней мере, о других клубах, ориентированных на такую музыку, я ничего не слышала.

Кто же из известных музыкантов выступал у Вас?

Донадио: -  Con–Dom, Whitehouse, Genocide Organ, Deutsch Nepal, Der Blutharsh, Foresta di Ferro, Of the Wand and the Moon, Andrew King, Shining Vril…В который раз уже приезжают Death in June, NON, Ex Order, Predominance, Operation Cleansweep… Хотите весь список? Зайдите на нашу страницу http://www.geocities.com/hagshadow - по крайней мере, вы убедитесь в том, что эти концерты – единственные в своем роде, причем во всей Великобритании!

Скажите, а как насчет не столь известных исполнителей?

Донадио: - Видите ли… мы все-таки столичный клуб, и местная избалованная публика, по большей части, идет лишь на знакомые им имена. Да, раньше я устраивала концерты “неизвестных музыкантов” – и, как вы уже догадались, каждый раз оказывалась в минусе. Поэтому сейчас подобные мероприятия происходят нечасто. Нет-нет, я не отказываю им – просто дожидаюсь, пока приедет известный исполнитель, и ставлю “неизвестных” на разогрев. К сожалению, пока приходится поступать так. Надеюсь, в ближайшем будущем мне удастся решить финансовые проблемы, и тогда, думаю, я смогу представить публике новые имена.

И последний вопрос – что значит “Hinoeuma”?

Донадио: - “Хиноэ-ума” – “год Огненной Лошади” по-японски (последний раз он пришелся на 1966-67 год по нашему летоисчислению). В восточном 60-летнем цикле он считался одним из самых несчастливых, и нес с собой разруху, войны, катастрофы, неудачи – в общем, полный набор несчастий. Женщина, рожденная в год Огненной Лошади, не приносила окружающим ничего, кроме зла и несчастья – и до сих пор на Востоке простой люд боится даже заговорить с “огненной лошадью”.

По-моему, тут много общего с “охотой на ведьм”, поразившей Европу в Средние века. Лично для меня это – еще одно доказательство того, какой огромной силой обладают женщины, если вызывают такой панический страх… Впрочем, иногда мне кажется, что “огненная лошадь” – не просто какое-то суеверие…

 октябрь 2002 года
GELUIDSOVERLAST

© 2002 GELIUDSOVERLAST
© 2002 Перевод Shelley

 

Copyright ©2002 Seidr webzine