Shelley
Нео-фолк

Термином “нео-фолк” называют определенную музыкальную субкультуру, представители которой, объединенные общей идеей, привносят в свою музыку элементы самых разнообразнейших направлений – от милитаристских шумовых коллажей до вагнеровских симфоний, от возвышенной поэзии до языческих песнопений.

Отличительной особенностью эстетики “нео-фолка” являются аллюзии на темы национал-социализма, эзотерического фашизма или традиционализма; некоторые считают это просто эпатажем, некоторые воспринимают всерьез. Так или иначе, “нео-фолки” отвергают все расовые или антисемитские теории, свойственные былым представителям данных направлений. Кредо “нео-фолки” - “Против современного мира”; новые герои, мистические Избранные, восставшие против деградирующей современности. Отсюда одно из названий этого стиля, “апокалиптик-фолк”: музыка Конца Света, отзвуки битвы между последними титанами и карликами на плечах великанов.

Считается, что направление это названо “нео-фолком”, потому что использует акустические инструментов и обращается к наследию народной музыки (“фолк-музыки”). Позволю себе усомниться в этом, поскольку под словом “нео-фолки” люди, не знакомые с готической и/или традиционалистской субкультурой, чаще всего понимают современных исполнителей “фолка” или “фолк-рока” вообще – таких, как “Tri Yann”, “The Pogues”, “Garmarna”, “Die Streuner”. Быть может, разумнее было бы объяснить происхождение названия английским словом “folkish” (нем. “voelkisch”) – то есть, “народнический”, “националистический”, “имеющий отношение к национальному возрождению”; впрочем, такая трактовка может вызвать непонимание, а то и очередные обвинения в нацизме, от которых “нео-фолки” вынуждены отбиваться уже около десяти лет. Несколько ближе по смыслу еще одно название, “дарк-фолк”; однако и оно не передает всей сути этой музыки.

В музыкальном плане представителей “нео-фолка” можно разделить на две группы: первые действительно черпают вдохновение из традиционного европейского фольклора (а чаще всего - из “фолк-музыки” 60ых и 70ых); вторые сочетают эстетику европейской симфонической музыки (Вагнер, Прокофьев, Штраус) с авангардными экспериментами. Но и те, и другие пытаются возродить старые мифы, поместить древние символы в контекст современности, чтобы разрешить культурные конфликты современного мира. И вместе с тем - разобраться со своими внутренними противоречиями, будучи с одной стороны - талантливыми авангардистами, презирающими все идеологические запреты и разрушающими культурные табу, а с другой – политическими консерваторами и апологетами идеи “назад, к предкам”, идущими против течения в поисках утраченных мифов…

 

Copyright ©2001 Seidr webzine