Фрауке
Штобер
Новый фолк и "Новые
правые"
(фрагменты дипломной
работы по социологии
"Возникновение,
развитие и цели dark-субкультуры"
представленной в Государственный
Университет г.Эссена в 1999 году)
"Свобода прежде
всего означает свободу мысли."
Вольтер
"Я не расист. Просто
я ненавижу людей."
Бойд
Райс
Стиль "нео-фолк"
появился в середине 80ых. Основатели этого
стиля первоначально были приверженцами
музыки industrial - как, например, Бойд Райс (NON,
Current 93, Death in June), Дуглас Пирс (Crisis, Death in June),
Дэвид Тибет (Psychic TV, Current 93), Тони Уэйкфорд (L'Orchestre
Noir, Sol Invictus) или Роуз МакДауэлл (Strawberry Switchblade,
Sorrow, Spell, Death In June, Current 93) - и, более того,
представляли собой замкнутую группу
авангардистов, работавших сообща. Вскоре
они обьединились на небольшом лейбле "World
Serpent", который сегодня стал одним из
важнейших в субкультуре нео-фолка. Позже, в
начале 90ых, к этой "лондонской пятерке"
присоединилось множество других
исполнителей, среди которых можно выделить
"Ordo Equitum Solis", "Fire+Ice" и "Blood Axis".
Аудитория современного нео-фолка
в основном состоит из представителей
готического и индустриального
андерграунда. Его основным музыкальным
отличием является сочетание минимализма и
мелодичности. Что касается эстетики нео-фолка,
то для многих она выражена такими словами,
как "скорбь", "меланхолия", "тщетность
бытия", "боль", "мизантропия", и
часто затрагивает такие вещи, как
оккультизм или язычество.
Однако, в отличие
от большинства других направлений в
мировом андерграунде, нео-фолк имеет яркую
анти-модернистскую направленность - к
примеру, программный альбом "Sol Invictus"
назывался "Against the Modern World", что также
вызывало определенные ассоциации с
философией традиционалистов. Вообще,
политические или, по крайней мере,
социальные аллюзии в музыке характерна для
многих представителей этого стиля - здесь и
монархизм Бойда Райса, и ранние
леворадикальные эксперименты Тони
Уэйкфорда и Дугласа Пирса в группе "Crisis",
анархизм Карла Блэйка, националистские
идеи в творчестве Джулиуса Альбина... Стоит,
однако, заметить, что политика является для
них прежде всего способом выражения своих
творческих идей и интеллектуальных
концепций; по крайней мере, все музыканты,
работающие в этом жанре, отрицают какую-либо
политическую идеологию, заложенную в их
музыке.
Впервые серьезные
политические обвинения в адрес нео-фолка
появились в 1996 году, после выхода статьи "Пламенная
кровь молодежной культуры" в
праворадикальной газете "Jungen Freiheit" (
i),
где было сказано следующее: "Итак,
сегодня Европа стала центром новой анти-модернистской
музыкальной культуры, возникшей на основе
так называемой "готики". Насыщенная
романтизмом и архаичными образами, она
соединяет в себе классическую мелодику и
грубую энергию industrial, (...) и с ее помощью
новая молодежная культура пытается
возродить западную эстетику, вернув ей
утерянные мифические и иррациональные
образы. Мы вновь становимся свидетелями
трансцендентальной борьбы души и
интеллекта, прервавшейся в эпоху
Средневековья." Масла в огонь прибавил
тот факт, что многие исполнители нео-фолка
использовали нацистскую символику(почему-то
забывают, что это было следствием того, что
нео-фолк, в какой-то степени, вышел из
индустриальной субкультуры, любившей
подобные формы политического эпатажа), как,
к примеру, "Death In June" - символ "Мертвой
головы" и гимн "Хорст Вессель". (ii)
Сокрушительная статья в "Spiegel" ,
написанная антифашистским деятелем и
социологом Альфредом Шобертом, обьявлявшая
"крестовый поход против нацистской
пропаганды", чуть было не развязала войну
между антифашистами и поклонниками нео-фолка,
несмотря на то, что Ш.Покрандт, главный
редактор журнала "Sigill", посвященного
стилям нео-фолк и industrial, открыто заявил, что
"эта музыка никоим образом не связана с
политикой. Заявления "Новых правых" о
существовании "ультраправого крыла" в
индустриальной или готической музыке
совершенно необоснованы и никак не связаны
с деятельностью независимых лейблов.
Символика, используемая в творчестве таких
групп, как "Death in June", касается только
феноменов современной культуры." (iii)
Тем не менее, полемика
вокруг "ультраправой музыки"
продолжалось. Все походило на какой-то
политический фарс. Демонстрации и
нападения антифашистских организаций,
запреты концертов на протяжении 1997-99 годов.
Средства массовой информации разделили
андерграунд на "хороших" и "плохих",
на "прогрессивных" и "реакционных".
Как писал Покрандт, "сейчас все газеты и
ток-шоу увлечены темой "нео-фолка и
фашизма". Сперва объектом их
пристального внимания были "Death in June" и
"Sol Invictus", сегодня это "Blood Axis" и "Kirlian
Camera". Скажите на милость, при чем тут "фашизм"?
Создается впечатление, что средства
массовой информации попросту ищут дешевые
сенсации, способные привлечь внимание
обывателя. И вот, журналист пишет о "сатанистах,
жаждущих крови" или о "праворадикальных
мистиках" (если послушать их, так каждый
второй среди нас - или нацист, или сатанист),
подогревая кураж профессиональных
демонстрантов из антифашистских
организаций.
Да, некоторым из них непонятно
слово "язычество", поскольку они
привыкли делить людей на атеистов и
христиан. Но разве это повод для того, чтобы
писать о "язычестве и других элементах
фашистской идеологии", или считать всех
язычников фашистами ? Вместо того, чтобы
заниматься подобными вещами, этим людям
следовало бы для разнообразия почитать
книги по истории. Да, мы - консерваторы. Но мы
не ввязываемся ни в политику, ни в культуру.
Мы остаемся в стороне и никому не
навязываем свою точку зрения." (iv)
Действительно, доводы в адрес
"фашизма и нео-фолка" были, мягко
говоря, притянуты за уши. По крайней мере,
никто из музыкантов ни разу делал заявлений,
свидетельствующих об их политической
ориентации. Да, порой они, как и все
представители андерграунда, любят эпатаж.
Да, возможно они - мизантропы, пессимисты,
социал-дарвинисты, декаденты - но при чем
здесь фашизм? Некоторые из обвинений
выглядят достаточно странно. Так, Дэвид
Тибет был объявлен "нацистом" на
основании того, что он является членом
оккультной организации "Ordo Templi Orientis". (v)
Весной 1999 года, после печально известной
"резни в Литтлтоне", среди участников
которой были двое юношей, принадлежавших к
готической субкультуре, в "Spiegel"
появилась статья Шоберта с характерным
названием "Блудные дети", посвященную
"вторжению "Новых правых" в
андерграунд", и обвинявшую "праворадикальных
проповедников апокалипсиса" в
пропаганде "языческого насилия". Общее
содержание статьи сводилось к тому, что
готическая субкультура и в особенности "нео-фолк"
были представлены как некая неонацистская
угроза современному миру, а независимые
издания, посвященные нео-фолку - такие, как
"Sigill" или "Dagobert" - были отнесены к
"около-нацистским" и "праворадикальным".
(vi)
Однако "быть консерватором"
не значит "быть нацистом". Подобные
издания никогда не затрагивают так
называемых "национальных вопросов"
или "проблем мирового господства". В
них рассматриваются проблемы музыки и
искусства с анти-модернистской точки
зрения; однако остается непонятным, как
подобные исследования или творчество
представителей нео-фолка могут стать "неонацистской
угрозой".
Источники:
(i)
"Junge Freiheit", 26.1.1996, цит. по: Farin, Klaus "Die
Gothics: Interviews, Fotografien", Tilsner Verlag, Bad Toelz, 1999
(ii) Helsper, W.
"Okkultismus - Die neue Jugendreligion? Die Symbolik des Todes und des
Boesen in der Jugendkultur", Leske + Budrich, Opladen 1992
(iii) Pockrandt,
S. "Nachrichten und Informationen", журнал "Sigill", ?
9, 1996
(iv) Pockrandt,
S. "Vorwort", журнал "Sigill", ? 11, 1996
(v) "Keine
Musik fuer den Volksempfaenger", статья в "Antifaschistische
Nachrichten", NRW, ?14/15
(vi) цит.
по Hoffmann, D. "Die Geschichte des Neofolk (4)", статья в
"Zillo-Musikmagazin", ? 7-8/99
Использованная литература:
Baacke, D. "Jugend und Jugendkulturen -
Darstellung und Deutung", Juventa Verlag, Weinheim und Muenchen 1993
Bango J. "Soziologie fuer soziale Berufe: Grundbegriffe und Grundzuege",
Enke Verlag, Stuttgart 1994
Richard, B. "Todesbilder. Kunst - Subkultur - Medien", Fink Verlag,
Muenchen 1995
Schwendter, R. "Theorie der Subkultur", Kiepenheuer & Witsch,
Berlin 1971
оригинал на
немецком вы можете найти здесь.
© 1999
Frauke Stober
© 2001
translations by Shelley
Copyright ©2001 Seidr
webzine