Фрауке Штобер

“Бойд Райс, Дэвид Тибет, Дуглас Пирс: музыкальная провокация или духовная свобода?”

В последнее время нападки леворадикальных и антифашистских организаций на “нео-фолк” значительно участились. Музыкантов обвиняют в открытой пропаганде нацистских идей, в использовании нацистской и фашистской символики, в распространении философских и религиозных учений, составивших позже основу идеологии нацизма (теософия и ариософия, новое язычество и вотанизм, традиционализм и учение о расовом превосходстве). Им приписывают участие в праворадикальных группировках и “нациствующих” оккультных организациях.

Что ж, рассмотрим этот вопрос подробнее.

В основе неонацизма лежат такие идеи, как: а) объединение понятий “народ”, “нация” и “государство” в единое целое, б) превосходство одного народа (нации) над другим народом (нацией), в) наличие внешнего или внутреннего врага, стремящегося (в той или иной степени) к уничтожению данной “высшей расы”, г) превосходство авторитарного или тоталитарного строя над иными политическими системами.

Однако, большинство обвинений в нацизме, которые были предъявлены музыкантам, по сути своей не имеют никакого отношения к нацистской идеологии. Проиллюстрируем это на примере трех несомненных лидеров движения “нео-фолк” - Бойда Райса, Дэвида Тибета и Дугласа Пирса.

Так, мизантропия и социал-дарвинизм Бойда Райса, которые ставят ему в вину в первую очередь, полностью противоречат идеям нацизма. Многочисленные высказывания Райса о деградации всего человечества, о жестокости и насилии, как естественном следствии упадка современной цивилизации, опровергают любые обвинения в пропаганде “расового превосходства” - они, скорее, относятся к “человеческой недоразвитости”. Подобная уверенность в “звериной сути” рода людского постоянно отражается в его песнях - как, например, в скандально известной “Total War” с альбома “In the Shadow of the Sword”, где обыгрываются слова Геббельса: "Do you want total war? - Yes, we want total war!”.

Более того, в контексте североамериканской культуры творчество Райса приобретает совершенно определенное значение. Подобный цинизм и “черный юмор” являются откровенным эпатажем, столь популярным в США. Достаточно вспомнить аналогичные поступки таких “рок-звезд”, как Элис Купер или Мэрилин Мэнсон, не говоря уже о скандальных акциях представителей субкультуры – Ministry, The Swans, Диаманды Галас, или же исполнителей “gothic” или “metal”-музыки. По этому поводу Райс выразился совершенно правильно: “Американцы обожают злодеев и ненавидят героев”. Так что заигрывание с социальными табу, в этом смысле, является, скорее, средством достижения популярности.

В качестве доказательства позволю себе привести цитату из выступления Бойда Райса на “Шоу Боба Ларсена”.

Боб Ларсен: Позвольте представить вам Бойда Райса – который считает, что Гитлер, СПИД и массовые убийства – это хорошо.
Бойд Райс: Небольшая поправка. Я не нацист. Я не антисемит. Я не верю в “Священную Войну”.
Просто все эти вещи – неотъемлемая часть нашей цивилизации. Повторяю, я не нацист. Я попросту ненавижу человечество. (i)

Другим любителем “идеологических провокаций” является Дэвид Тибет (23 Skidoo, Psychic TV, Current 93) – личность, безусловно, “культовая” и настолько же противоречивая. Его многочисленные проекты, в которых принимали участие практически все “отцы” “нео-фолка” - Дуглас Пирс, Тони Уэйкфорд, Иэн Рид, Роуз МакДауэлл, Стивен Стэплтон – а также знаменитый Current 93, вышедший из лона “industrial”-субкультуры в 1983 году - “специализируются” на религиозной, философской и магической тематике. “Христианский буддизм” и учение Алистера Кроули, которые исповедует Дэвид Тибет, не дают спокойно спать как антифашистам, так и новоявленным ревнителям религиозной морали.

Песня “Hitler as Kalki” с альбома "Thunder Perfect Mind" трактует темы нацизма и Третьего Рейха с точки зрения индуизма, а также затрагивает образы Христа и Антихриста, Апокалипсиса и “Священной Войны”. Удивительно, но тот факт, что в своей музыке Тибет занялся исследованием “социальных табу”, позволил антифашистам занести “Current 93” в число “врагов”, даже не удосужившись выяснить в чем же, собственно, дело. Между тем как сам Тибет высказался по этому поводу достаточно ясно.

Стюарт Хоум: Не могли бы Вы разьяснить образ Гитлера как Калки, бьющегося с воинством Христовым?
Дэвид Тибет: Честно говоря, я уже устал комментировать это. Судя по всему, эту песню никто толком не понял. Эти идиоты постоянно обвиняют меня в том, что я посмел соединить эти имена вместе. Такое ощущение, что они не знают английского или не умеют читать.
Хоум: Если я не ошибаюсь, вы посвятили эту песню своему отцу, который участвовал во Второй Мировой?
Тибет: Да. Он был так расстроган этим. Особенно после того, как увидел фотографию в буклете. Помните, там была фотография английских солдат? Он там в первых рядах, такой парень с вьющимися волосами. Он сказал, что, слушая эту песню, ему кажется, будто бы он снова сражается с гитлеровцами. (…)
Согласно индуистской концепции, Вишну воплощается в этом мире в каждом мировом цикле. Мировой цикл, “кальпа” – это день Брахмы, он начинается с того момента, когда Брахма просыпается, и заканчивается тогда, когда Брахма засыпает. Когда цикл заканчивается, мир погибает, а затем – возрождается вновь.
Вишну приходит сюда в десяти воплощениях. Его последняя инкарнация – это Калки, Разрушитель с Пылающим Мечом на Бледном Коне. Я изобразил Гитлера как воплощение Калки, как символ Конца Света. Калки сразил Христа в этой войне и, таким образом, был Антихристом. И поскольку Христос – бог Солнца, то с его гибелью исчезла и другая часть этой дуальной пары – Антихрист. Мир погиб. Мы живем на развалинах Апокалипсиса. Не знаю, увидим ли мы Конец Света или нет, но, по-моему, это означает нечто совершенно другое, нежели чем “стены всепожирающего огня” или “Великий Взрыв”. (ii)

Еще один пункт обвинений – это так называемый “языческий нацизм”, в котором обвиняют Дэвида Тибета и его коллег из Death in June, Blood Axis и Sol Invictus. Смысл их состоит в том, что элементы скандинавского и германского язычества, которые встречаются в творчестве этих музыкантов, суть не что иное как аллюзия на популярность язычества в нацистской Германии. Однако тот факт, что, помимо нордической языческой традиции, “нео-фолк” часто связан и с другими религиозными учениями - как, например, кельтским язычеством, буддизмом или шаманизмом, почему-то ускользает от внимания антифашистов.

Тони Уэйкфорд (Sol Invictus) комментирует это следующим образом:
“Мы живем в обществе, у которого нет прошлого. Экономическая глобализация привела к глобализации культурной. Естественно, что у людей возникает стремление сохранить духовное, культурное и языковое наследие. По-моему, это не имеет ничего общего с расизмом или национализмом”. (iii)

Следующим столпом “нацистского нео-фолка” европейские антифашисты считают Дугласа Пирса, лидера группы Death in June. Среди их главных доводов – милитаристская эстетика и гомосексуализм Пирса (поскольку среди членов “SS” и“SA” было много гомосексуалистов…), затем – символ группы, “мертвая голова”, которая в свое время была символом “SS”. Вал обвинений посыпался на Пирса еще в 1987 году - после того, как на альбоме “Brown Book” он воспользовался сэмплом из нацистского гимна “Horst Wessel”.

Предоставим слово самому Дугласу Пирсу:

“Этот альбом был написан под впечатлением документального фильма “Мир этим летом”, в котором рассказывалось о преследовании евреев. Название альбома и песни отсылает нас к так называемому “Коричневому списку”, составленному после Второй Мировой войны, где были перечислены нацисты, которые, избежав наказания, остались в Западной Германии. В одноименной песне рассказывалось о происшедшей в 1934 году “Ночи длинных ножей”, когда в результате бессмысленной борьбы за власть были арестованы штурмовики из отрядов “SA”. В начале композиции я смикшировал слова старой еврейки о приближающемся конце с песней “Horst Wessel”, гимном штурмовиков. Удивительно, но эту песню, антифашистскую по своей сути, запретили в Германии. Просто немыслимо. Неужели людям так сложно разобраться, что к чему?” (iv)

Позже, когда Пирс открыто поддержал югославские отряды сопротивления войскам НАТО, ему приписали “поддержку сепаратизма и терроризма”, на что тот ответил в интервью журналу “Sigill”:

“Тем, кто обвиняют меня в содействии сепаратистам, даже не приходит в голову, что весь доход от акции “Something is coming” был отправлен в лагеря Красного Креста под Загребом. Им не понять, что война есть война - здесь нет ни “добрых”, “ни злых”, каждая сторона вынуждена быть жестокой, вынуждена убивать своих братьев, и действия “унитаристов” ничуть не лучше действий “сепаратистов”. И если НАТО выгодно представлять мусульман эдакими киношными злодеями, то обвинить в нацизме следует руководство НАТО, а не группу Death in June. (v)

В заключение хотелось бы привести еще одну цитату – на этот раз из статьи под названием “История нео-фолка”, появившейся в 1999 году в журнале “Zillo”:

Эстетика нео-фолка отвергает такие понятия, как “политкорректность” или “мэйнстрим” (как культурный, так и политический), придерживаясь своеобразного “авангардного консерватизма”. И что бы не говорили критики этого стиля, но мы должны быть благодарны этим музыкантам за то, что своей музыкой они возрождают утерянную духовность и независимость европейской культуры” (vi)

Источники:

(i) - Ziehn, Sascha “Boyd Rice/ NON” (журнал „Testcard - Beitrage zur Popgeschichte“, № 1, 1995, Testcard-Verlag, c/o Jens Neumann, Mainz 1995
(
ii) - Home, Stewart “David Tibet” (журнал “ON - The World and everything in it”, № 1, 1996)
(
iii) - Hoffmann, Dirk „Die Geschichte des Neofolk“ (журнал “Zillo“, 11. Jahrgang 1999, № 7-8/99)
(
iv) - Pockrandt, Stephan “Sexy Uniforms” (журнал “Sigill”, № 6, 1994)
(
v) - Pockrandt, Stephan „DIJ: Tod im Juni: Death In June: Douglas P.“ (журнал “Sigill”, № 17, 1998)
(
vi) - Hoffmann, Dirk “Die Geschichte des Neofolk“ (журнал “Zillo”, 11. Jahrgang 1999, №9/99)

оригинал на немецком вы можете найти здесь.

© 1999 Frauke Stober 
© 2001 translations by Shelley

 

 

Copyright ©2001 Seidr webzine