Глеб Ельцов
Образ эпохи


   Всю историю цивилизованного, «организованного» человечества можно условно поделить на культурные пласты. Каждый из этих пластов содержит идеи, взгляды философов, научные открытия, социальное и политическое устройство, общественные настроения… Все это находило и находит отражение в искусстве. «Выжимкой», концентрированной смесью всех аспектов культуры той или иной эпохи, того или иного общества по праву может служить музыка. В музыке одного и того же государства, одного периода, но разного происхождения находят отражение религиозные мотивы, интересы правящих слоев, проблемы «подневольных» общностей.
И если современная музыка делится на десятки различных жанров, то музыка прошлого (за исключением классической), вобравшая в себя все отражения жизни «своего» времени условно подходит под определение фольклорной. Однако из этого вовсе не следует, что под фолк-музыкой следует понимать произведения далекого прошлого. Фолк жив, здоров и совсем не собирается жить прошлым.
Сегодня существует масса «поджанров» фолк-музыки, ее смешивают с самыми разными течениями музыки. Начался этот процесс в 60-х, конечно же, с Боба Дилана, который смешал в своем творчестве фолк, кантри и элементы рок-н-ролла. В одно время с ним начал свою карьеру дуэт Саймона и Гарфанкла, соединивший народные мотивы с поп-музыкой 60-х, что обеспечило ему фантастический успех. Чуть позже британцы JETHRO TULL ввели понятие Progressive Folk, жанра на стыке прогрессивного рока и народной музыки. Чем дальше в лес – тем больше дров. В 80-х ирландская группа POGUES заложила жанр фолк-панка, в чьей музыке присутствует угар панк-рока и веселье национальной ирландской музыки. А на 90-е годы пришелся бум фолк-метала, начавшийся с экспериментов финской группы AMORPHIS и набравшийся сил и мощи в творчестве швейцарцев ELUVEITIE, KOPRIKLAANI и других.
Никуда не исчезал и жанр собственно фолка, то есть аутентичной народной музыки. Однако этот «прародитель» всегда был более интересен исследователям фольклора, нежели широкой аудитории. На основе аутентичного фольклора разных эпох разных стран также возникли своеобразные музыкальные течения. Например, DAMIANO MERCURI выпустил великолепный альбом лютневой музыки эпохи Ренессанса. Жанр medieval, как следует из названия, воспроизводит музыку Европы средних веков, яркими представителями его служат группы ESTAMPIE и AL ANDALUZ PROJECT. Представители так называемой «Early music», в лице SEQUENTIA и ряда других музыкантов-исследователей, копают еще глубже, воспроизводя духовную музыку тёмных веков.
Особняком стоит так называемая этническая музыка – фольклор народов Азии, Африки, коренных народов Южной и Северной Америки, словом, не имеющие ничего общего с европейской культурой. Про это направление можно рассказывать очень долго, однако не оно является главным объектом исследования в данном тексте, поэтому достаточно просто упомянуть о нем, чтобы при прочтении не возникало путаницы по части географического распространения фолка и его ответвлений.
   Разумеется, каждый из новых жанров переживал пики популярности и относительного забытья, но все они более или менее успешно прошли проверку временем. И сейчас возникают новые формации, неравнодушные к народной музыке и желающие донести ее в осовремененном виде до слушателя. В той или иной мере, каждая из них обращает внимание слушателя к истории, к былым временам, стараясь не терять актуальности в современном мире. Вот что говорит Олег Виноградов, основатель фолк-рок группы «Тамлин» из Днепропетровска про актуальность народной музыки: «Не знаю, честно, какие идеи несет в себе какая бы то ни было музыка. Видите ли, одни люди просто играют, делают то, что нравится им, и здорово, когда это нравится другим людям. Что до меня, то каждая моя песня есть выражение переживаемых мной чувств, ответ на конкретную жизненную ситуацию. Да и то, что я слушаю, трогает меня именно тогда, когда выраженные в песне идеи входят в резонанс с моим собственным состоянием души. Причем, если композиция инструментальная или просто исполняется на непонятном мне языке, принцип остается тем же. Меня или цепляет душа песни, или оставляет равнодушным.
   А вот секрет популярности - для меня вообще тайна за семью замками. Тем более что я фолк полюбил с композиций DEAD CAN DANCE, LOREENA MCKENNIT и ENYA с одной стороны, и песен BOB DYLAN, SIMON AND GARFUNKEL и JETHRO TULL с другой. То есть, начал не с традиционного фольклора, а с авторских произведений.
Но, все же пытаясь ответить на Ваш второй вопрос, рискну заметить, что причина - в простоте и в то же время красоте этой музыки, плюс проверка временем - доходили ведь самые востребованные композиции. А значит, самые настоящие».
   Итак, секрет фолк-музыки состоит в том, что она в доступной форме доносит актуальные идеи и веяния в отдельные сердца. А из этих разрозненных сердец формируется субкультура (скорее по складу ума и внутренним убеждениям, нежели по внешней атрибутике, которая чаще всего отсутствует), несущая свои идеалы в массы, стремящаяся вложить их в как можно большее число слушателей. Увы, часто это светлое стремление оборачивается, на примере отечественной сцены, Надеждой Бабкиной – вроде и фольклорные элементы в творчестве есть, но по сути своей это всё же обыкновенная поп-музыка, нацеленная на получение прибыли, но не на актуализацию каких-то идей.
Но отойдем от «светлой» ипостаси фолка. Мир меняется, меняются люди и их отношение к жизни, традициям и истории. Важные и зачастую страшные события изменяют мировоззрение целых народов, всего человечества. Такими событиями являлись две Мировых войны, социальные и политические изменения в Европе и мире в ХХ веке, процесс глобализации. Старые традиции стали отмирать за ненадобностью, неприменимостью в современных условиях жизни, вытесненные научным прогрессом и массовой культурой. Общество оторвалось от своего прошлого, что вызвало кризис умов, вылившийся в расцвет маргинальных субкультур 70-80 годов. Из одной из них, из субкультуры панков, в начале 80-х вышли трое – Дэвид Тибет, Даглас Пирс и Энтони Уэйкфорд. Они стали отцами-основателями нового фолка. Сойдясь в панк-группе CRISIS, их пути быстро разошлись в стороны, причем каждый пошел по своему особенному, не повторяя опыта других. Тибет в своем проекте «CURRENT 93» окунулся в оккультные и религиозные учения, рассматривая их через призму сочетания индустриальной и «живой» музыки, его называют отцом «апокалиптического фолка». Пирс обратился в рамках «DEATH IN JUNE» к идеологиям ХХ века, к военной тематике, породив жанр «темного фолка», «дарк фолка». Уэйкфорд же частично вернулся с «SOL INVICTUS» к корням, к истокам каких бы то ни было учений и идеологий – к теме язычества и «естественного» мироощущения. Возрождение старых традиций в условиях современности, с учетом требований времени, а также создание новых – вот главный посыл «нового» фолка – неофолка.
   Творчество «столпов» жанра вдохновило многих, у них появилось движение последователей, развивающих мысли своих кумиров, привносящих в субкультуру (опять же, проявляющуюся не внешне, а внутренне – в умах) новые воззрения и идеи. В середине 90-х годов началась так называемая «вторая волна» неофолка. Особо крупных масштабов (учитывая одновременно и глубоко андеграундное положение этого жанра) его идеи достигли на территории Германии, где исторически сложился огромнейший культурный и духовный пласт, где европейские традиции особенно сильны. Для творчества немецких неофолковых групп, таких как ORPLID, FORSETI, DARKWOOD и многих других, характерны отсылки к романтическим произведениям, классической философии, а также переосмысление своей истории в контексте прошедших лет.
   Немалое значение в неофолке играет философия традиционализма – «противовес» всеобщему объединению и противник технократического общества. Существование, нормальное функционирование и развитие общества может происходить, согласно этому учению, только с опорой на традицию – тот культурный и материальный пласт, которым обладает любая развитая общность. Отступление, уничтожение традиции ведет к концу всего, что создал человек – к разрушению устоев общества, норм морали, к пересмотру жизненных ценностей и, как следствие, угасанию господствующей цивилизации. С точки зрения традиционализма путь, по которому сегодня идет человечество, ведет к потере человеком самого себя, индивидуальности, способности мыслить и принимать решения самостоятельно, а не под влиянием извне.
   Таким образом, неофолк актуализирует идеи доминирующей роли человеческого «Я» и духовных ценностей над научным прогрессом. Без осознания себя как части длительного исторического процесса, без опоры на опыт прошлых поколений, без учета их ошибок, человек не придет ни к чему, кроме крушения привычного мира.
   Алексей Шептунов, основатель и лидер группы «MOON FAR AWAY» из Архангельска: «Фольклор – самообновляющаяся система, состояние которой в каждый конкретный момент времени можно оценивать лишь оглядываясь назад. У каждой эпохи одного и того же народа свой фольклор – видеть этот культурный пласт неизменным крайне ошибочно. То, что происходит в России сейчас, мне кажется возрождением внимания к традиционным песенным и лирическим формулам, которые накладываются на наиболее популярные формы современного музыкального сознания России, измененного многолетней (на протяжении второй половины 20-го века) экспансией с Запада. Это, прежде всего рок-музыка, а также различные формы джазовой (т.е. южной, изначально) музыки, определяющие многочисленные нынешние эксперименты, которые можно обозначить аморфным термином фьюжн. А поскольку эта подсознательная тяга к собственной корневой музыке в России проявляется у совершенно различных субкультур, то и границы понятий «фолк» и «этно» оказываются очень абстрактными и размытыми. Мне кажется, фольклор – наиболее «абсолютная», всепроникающая в сознание публики форма музыки, - которая, однако, воспринимается каждым конкретным человеком настолько глубоко, насколько он к этому готов на данном этапе личностной эволюции. «Актуальность» же возрождения фольклора и основанных на нем пограничных течений в любом обществе прямо пропорциональны уровню национального самосознания и самоидентификации. В этом плане, поэтому, меня радует любая форма проявления современного фольклора – вплоть до эстрадных коллективов с «нарисованными» балалайками. Я просто воспринимаю это как первые шаги к собственной культурной идентичности.
   Лично для меня активность на этом поле в виде MOON FAR AWAY и побочных проектов обусловлена тем, что, во-первых, это удивительно интересно в формальном плане – фольклор наиболее гибкий и самоценный материал, который является, если можно так выразиться. «универсальным растворителем» для всех остальных музыкальных стилей и современных тенденций. Во-вторых же, фолк музыка априори содержит в себе элемент традиционных духовных ценностей, которые лично для меня, очень важны в искусстве вообще. Искусство ради искусства, эксперимент ради эксперимента, на мой взгляд, путь изначально тупиковый и не жизнеспособный, обреченный на постоянное интеллектуальное обоснование. А формальные открытия имеют шанс жить дальше лишь в случае того самого «растворения» в мощной изначальной духовной традиции. В музыке, самом экстатическом и ритуальном по своей природе из всех видов искусств, это очевидно более, чем в любом другом виде искусства».
Неофолк является наиболее остросоциальным теченем фолк-музыки. Но, в отличие от других «злободневных» музыкальных жанров, он рассматривает сегодняшние проблемы в контексте исторического опыта, культурного наследия, он не просто критикует, но и предлагает путь выхода из «кризиса умов». Скрываясь от массового слушателя, потребителя массовой продукции, культурного фаст-фуда, новый фолк претендует на роль «образа эпохи», отражающего главное противоречие современной реальности.
   Выбор всегда остается за слушателем. Кто-то не забивает себе голову лишними мыслями, живет в свое удовольствие, не желает ничего знать об истории и задумываться о своем будущем. Кто-то предпочитает вспоминать о славном прошлом или знакомиться с культурой далеких стран. А кто-то желает жить сегодняшним, при этом не отрываясь от исторического процесса. Посильно изменять настоящее так, чтобы потомки могли назвать наше время своим «славным прошлым». Идеи «нового фолка» ставят перед человеком вопросы – насколько далеко можно отрываться от традиций, чтобы не накликать на человечество беду? Не станет ли память программы важнее памяти поколений для общества? Действительно ли тот путь, который мы избрали для себя сегодня, ведет к тому самому «светлому» будущему, которое обещает прогресс, ставящий холодный расчет и цифры выше духовных ценностей? Не столь важно, сторонник вы прогресса или антимодернист, важно то, что эти вопросы стоят того, чтобы над ними подумать.
EGA

©2011 EGA (Глеб Ельцов)

 

Copyright ©2002-2011 Seidr webzine