Niktorius
О РИТУАЛЕ ОГНЯ

В этой статье описаны некоторые мои воспоминания и иные соображения по поводу событий 4 мая 2002 года: о путешествии по Сембе или Самбийскому полуострову, в котором участвовали Kulgrinda и Moon Far Away; а также о вечере того же дня, о проведении тайного прусского празднества Прутены и о главном его элементе - Ритуале Огня, подробному описанию которого, я уделил особое внимание.

]* * * * *

Мы встретились с Кулгриндой на северном берегу Самбии, в самом странном для меня поселении, самом призрачном на всей северной Сембе - в Большом Курене. Они уже ждали нас у кирхи. Даже когда здесь полыхает полуденное солнце, стоя над морем у этого обрыва, по-прежнему ощущаешь густой туман и черные очертания склонов. Внизу каменные лабиринты…

Потом мы мчались сквозь холмистые поля, где повсюду рассеяны тени ятвягов в странном свечении, сквозь старые поля, сквозь дубравы, - словно сквозь сон, где всюду мерцают очертания иных миров. Сембы. Ятвяги. Где-то там они остались, скитаясь и скрываясь среди высоких трав. Поля здесь всегда светятся золотым светом, и каждый камень - символ.

Мы идём длинной стройной вереницей через поле, приближаясь к лесу. Где-то там, в тёмных деревьях, скрыты потаённые места - трещины между мирами. Там, у горы, Миры совсем близки, они соприкасаются с нами, переплетаются, накладываются друг на друга. Пересечения старинных лесных дорог, заросших и непроходимых. Мы идём мимо них по незримому тайному пути, поднимаясь по извилистым склонам священной горы. Важен сам путь, само прохождение по нему. Путь на гору, что высится у древней Гирмавы, уже не отыскать. Когда идешь сквозь лес, выше и выше, всегда ощущаешь тонкое чувство ужаса, словно никогда не выйдешь на самый верх. А когда взбираешься на тройной спиралевидный вал, поросший анемонами и ландышами, чувствуешь, что внизу навсегда остался тот земной мир.

Прутена скрыта где-то там, на том гигантском городище, которое завалено ветхими мертвыми деревьями, где дремлют неизвестные каменные обломки и мертвая тишина. Путь туда - вечное странствие в поисках Прусской земли. Извилистый путь сквозь чащобы, без тропы, без дороги. Лишь ощущение внутри - нечто тебя ведёт. Выше и выше, на самую высокую гору Пруссии, где стоит древний Храм.

Мы мчались назад, в Тванксту, на голую и безлюдную гору, где отображена вся Вселенная. Весь мёртвый Кёнигсберг уместился на ней и утонул в одном единственном Колодце. На Восточном склоне Тванксты сквозь пропасть ведёт «Кошачья Тропа» ведьм. На восточной оконечности - форт Штайн, перекрёсток меж мирами, затерянный в петлях времён. Мы мчались назад, в Тванксту, окружённую разорванными дорогами. В тот день мы почти не видели древний Вограмский лес, дубово-буковый, но мы были где-то рядом. Там Йонас указал на старую липу, чьи три ствола срослись особым образом. Я уже стоял перед ней однажды. Мы были уже совсем рядом, мы тихо собирались в странном месте. Ждать оставалось недолго.

Восстание - воскрешение из мёртвых. Как оживить землю и стать живой огненной силой, как выйти из мёртвой эпохи? Среди разбитых камней, вокруг горы Тванкста - незримые кольца, разорванные дороги, замкнутые в круге. Однажды дороги сомкнулись, и мы увидели три пояса светящихся колец. Началось Круговращение. Всё воспламенилось. Гора была окутана пламенем, земля сотрясалась трижды. Горящая смола плыла по Прегелю…

Так было однажды и вновь случилось сейчас. И мы застыли, поражённые огненным зрелищем, потом очнулись - была тихая ночь и безлюдная мёртвая гора, а внизу руины Собора…

* * * * *

В старые времена, когда Тевтонский Орден пришёл на Прусскую Землю, уничтожая людей, их язык и древнюю культуру, всё стало прятаться в землю, в пески и болота, скрываясь от глаз чужаков-германцев. Германцы, принесшие с собой зло, всеми силами пытались уничтожить священные рощи и древние храмы, искоренить старые обряды и традиции. Но Пруссы так и не были покорены, избрав смерть. Немногие из них, оставшиеся в живых, продолжали тайно хранить свои обычаи. Так, наряду с новыми христианскими праздниками, продолжали существовать и древние, исконно прусские, которые праздновались тайно. Если чужак случайно узнавал о таком празднестве, его ждала неминуемая смерть. Существуют многие свидетельства о том, что в отдалённых прусских поселениях праздничными вечерами жители тайно собирались на священных холмах, до утра жгли там огромные костры и пели ритуальные песни. Тайные прусские празднества и обряды проводились вплоть до начала двадцатого века.

В тот день мы мчались в Тванксту, чтобы как в старину собраться в особом месте на Тайный праздник. Существует легенда об открытии Врат жрецами-вайделотами. Когда христиане осадили прусский храм-крепость Ромове, и гибель уже была неизбежна, жрецы произвели обряд открытия Ворот. Началось свечение - Врата открылись, и все пруссы, укрывавшиеся в храме, ушли в иные миры. Туда, где их священная земля осталась нетронутой, неосквернённой ордами Тевтонцев.

В тот вечер мы собрались на старинном форту, чтобы разбудить в себе древние силы, пробудить то изначальное знание, ритуальное восприятие мира, кристально-чистое и целостное, вернуться в тот единый мир, когда не было разделения между миром Духа и людьми. Мы собрались, чтобы оживить старую Прусскую землю, припасть устами к древнему источнику Мудрости, обрести огненный источник животворящей силы, ощутить связь с далёкими предками.

Центральным и неотъемлемым элементом всех Балтийских ритуалов является зажжение Священного Огня. Через Огонь мы можем прикоснуться к иным мирам, и именно Огню древние жрецы-вайделоты уделяли пристальное внимание. В главном святилище пруссов Огонь горел непрерывно, по меньшей мере, тысячу лет. Обряд поддержания Огня был священным, и, если Огонь потухал - вайделота, следившего за ним, ждала смерть на костре.

Начался ритуал Открытия Врат. Почти сразу я ощутил поток - холодный неосязаемый ветер в безветренном пространстве форта. Ровный ритмический гул, удар за ударом, разрывающий границу миров. Холодный, каменный пульс, превращающийся в бездонные раскаты грома - нарастающие, переполняющие дыхание, бьющие мечом в невидимые стены. Весь иллюзорный мир рушится, исчезая в серебристой дымке, всё медленно тает, лишь мощные шквалы балтийских, костяных барабанов бьют по всей Вселенной. Вдруг, словно, жгучее море обрушилось с небес, сквозь чистейшую Пустоту пошёл ток. Незатухающий, прожигающий всё раскалённым железом звук волынки.

Появилось слово SNAUDALA. Тянущийся, вьющийся голос, шёпот, гул ударов.

Словно, кто-то вкрадчиво шепчет сквозь сон, из того мира, что лежит по ту сторону… Холодный вихрь затягивает и одновременно бьёт в лицо. Нечто уже свершилось, и мистическое путешествие начато…

Snaudala - в данном случае является ритуалом Открытия, который производили представители литовского клана Noxta, а также участники Kulgrinda, Notanga, iTi, Ugnelakis. Snaudala - это старинное литовское ритуальное песнопение-заклинание, направленное на погружение в особый вид сна наяву, особый транс, позволяющий пройти сквозь Врата, пригласить Духов земли на ритуал.

К моменту завершения ритуала Открытия, Kulgrinda уже стояли наверху, на земляном валу. Начался Ритуал Огня. На прусском прозвучало обращение к заходящему Солнцу, за которым последовали две сутартины, посвящённые проводу Солнца. Сутартине - это крайне архаичный вид Балтийского полифонического пения, в котором используются узкие интервалы, производящее поистине магическое воздействие. Эти древние песнопения, служащие для исполнения ритуалов, содержат мистические тексты, построенные на архаичной символике, глубинный смысл которых не понятен ныне и носителям языка. По своей сути, сутартине является заклинанием, содержащим особые магические слова, смысл которых ныне утерян, и которые производят особое воздействие на уровне архетипов. Удивительно то, что с самого начала прусского обращения к Солнцу, очень громко начали петь птицы в высоких деревьях, словно вторя мистическим гармониям сутартине и также провожая Солнце. Чудесное пение птиц, волшебные голоса Кулгринды, ожившие деревья, заходящее Солнце - всё слилось в единой гармонии. Во время второй сутартине полк Кулгринды начал шествовать вниз по земляному валу, вторя движению Солнца, по часовой стрелке. Таким образом, они словно спустились с уровня Неба и Богов на землю, чтобы произвести здесь на земле Ритуал Огня, принести его с небес на нашу землю. Это и являлось главной целью нашего праздника - вновь зажечь священный Вечный Огонь на Прусской земле. После проводов Солнца началась основная часть ритуала. Прозвучала сутартине «Dijuto kalnali» (На Диюто-горе), которая созывала всех на священный ритуальный холм. За ней последовало обращение к стихиям. Для всех Балтов главным элементом создания Космоса является Вода. Вода - это начало всего. Из воды вышла земля и всё остальное, поэтому перед зажжением Огня активизируют сначала водные символы. Прозвучало первое обращение к воде - дайна на прусском языке «Ei, skija, skija» из сборника Людвига Резы, собиравшего в середине 19-го века в Пруссии фольклорные песни на мифологические темы. Эта дайна символизирует появление мира из водной стихии: «Ой, подымался, подымался, и появился из городка Гилия, жёлтый корабль…» Можно здесь добавить, что прусский городок Гилия буквально стоит на воде и весь окружён водой, и более того, согласно старым преданиям - именно где-то в этих местах и зародилась в древности цивилизация Балтов.

Далее последовала сутартине «Duno upe»(Дуно-река), взывающая к жизненной силе священных вод - первоисточнику всей жизни.

Второе действие ритуала - это обращение к стихии земли. Его начинают обращением к Предкам. Прозвучала прусская песнь «Prusa Tu Sestrika», посвящённая древним жителям наших земель - пруссам. «Пруса, Сестрица, вернись, вернись. / Пути твои ещё не исхожены. / Думы твои ещё не додуманы./ Светлые очи ещё не виданы. / Твои слова ещё не досказаны… » За ней последовала «Snaudala», уже звучавшая в несколько ином варианте в самом начале, призывающая духов земли, предков прийти в земной мир на ритуал. Затем была исполнена ещё одна дайна на прусском языке, посвященная предкам «O, kas wakei ten?» (Кто зовёт тебя?). В ней появляются образы Великой Госпожи Смерти и духов Иного Мира, которые призывают живых людей отправляться к ним и, отворяя Зелёно-медные Ворота, приветствуют прибывших. Считают, что в старину это была игра, в ходе которой, определялось, кто из участников умрёт первым. Заключительным элементом второго действия был гимн богине-Земле «Ciutita». Этот гимн поют непосредственно перед самым зажжением Священного Огня. Во время его исполнения главная жрица должна подготовится к зажжению, получив силу от Земли. Центральный символ в этом гимне - это рута, священное растение Балтов. Если первичный уровень - это возникновение мира из водной стихии, то вторичный - это рождение Природы из земли, пробуждение природных Сил. Силы Земли пробуждаются в результате слияния Огня и Воды. В Гимне руту сеет Солнце, а поливает - дождь. Гимн завершается плетением венка из руты, символизирующим чистоту и непорочность. Увенчанная им, Богиня-матерь вновь становится юной и полной жизненной силы. Наступило время для центрального элемента ритуала - зажжения Священного Огня. Стали петь «Dega Ugnele», гимн Габии, богине огня. Три жрицы тремя восковыми свечами стали зажигать заранее сложенные сухие ветви. «Огонь горит, Габия сияет, на горе, на высокой горе…» Затем в гимне следует обращение к Земле, Солнцу, Месяцу, Звёздам и в конце - к Лайме, богине Судьбы, которая изначально в древности была женой громовержца Перкуна. Затем зазвучал гимн «Oi Kalnas kalnas» (Ой, Гора, гора), посвящённый главному святилищу Балтов - Ромове. В гимне поется: «Ой, гора, гора, самая высокая, / А на той горе стоит дуб, /А под дубом тем огонь мерцает, / Огонь мерцает, дева заклинает: / Огненная Габия, пламя священное / Помоги мне в деле, которое я делаю, / Помоги мне на пути, которым я иду». Когда Огонь уже горит, считается, что святилище уже действует. Образ Горы в этом гимне - это символ той космической горы, на которой стоит Мировое Древо. Её земное воплощение - это священный холм, где рос вечнозелёный дуб в главном святилище Балтов - Ромове. К тому моменту уже сгустились сумерки, и протяжное, чарующее пение превратилось во всю Вселенную. Я ощутил настолько предельную ясность и кристальную чистоту, и Безвремение. Я чувствовал, что мы находились в настолько странном месте - передо мной были тончайшие слои пространства, которых в обычном мире просто не ощутить. Мы действительно были на каком-то высоком уровне, на высокой горе, и передо мной был Космос, всё мироздание сразу. И ещё - была та самая Тишина. Та особая атмосфера, когда космос начинает звучать. И в той тишине среди всей Вселенной был лишь один особый звук - шелест Огня!

Далее последовало обращение к верховному богу всех балтов и славян - Перкуну. В гимне воспевается могучая сила Бога, отождествляемая с мощью Дуба и огненным Светом.

Когда Священный Огонь горит, ему приносят жертвы: соль, пшеницу, рожь, коноплю, т.е. то, что является символом жизненной силы. Был исполнен гимн Древней Конопле «As kanapi sejau». В гимне рассказывается о том, как коноплю приносят в жертву - срывают, замачивают, топчут, мнут, прядут, ткут. В ходе ритуала Жертвования Огню в тот вечер главная жрица бросала в огонь соль. На небольшой белой материи, лежавшей на земле рядом с огнём, стояли красивые глиняные горшочки и кувшин. В одном из горшков и хранилась жертвенная соль. Далее был гимн-сутартине Богине Земле «Ejau rytelia ciuta». В нём появляется образ Отца, сеющего рожь и Матери, пожинающей рожь. Здесь рожь - символ жертвенного растения. Символизм гимна - соединение с предками и силами Земли. Затем был ритуал Напитка «Uz stalo sedau». Напитком для ритуалов у балтов является пиво. Специально приготовленное в кувшине ритуальное пиво, было налито в ковш, из которого его лили в огонь и землю. В ходе ритуала жрецы передавали ковш по кругу и, пробуя пиво, соединялись, таким образом, с силами мира - огнём и землёй. После этого прозвучала обрядовая песнь, посвящённая павшим героям.

Заключительным элементом был ритуальный танец, посвящённый приношению в жертву козла, как это делалось в старину. На этом, Ритуал Огня, проводимый Кулгриндой, был завершён.

Каждый из последующих элементов был настолько бесконечен, необъятен, что описывать каждый из их просто невозможно. О участии ROMOWE RIKOITO могу лишь сказать, что передо мной была все та же космическая ясность, прозрачность и призрачность, которая возникла в воздухе в ходе Ритуала Огня Кулгринды. Было всё то же Безвременье, но одновременно была уже и Космическая Осень. Кроме того, в горящем воздухе появилась чувственность. О действии MOON FAR AWAY могу сказать, что это было торжество Космического Порядка, торжество гармонии космоса. Я ощущал, как звук уходит в Вечность. Возникло особое ощущение именно Вечности.

Заключительной частью праздника был ритуал, проведённый WELDISNA.

Собственно это была средняя часть ритуала, который был начат в ночь с 30 апреля на 1 мая, и продолжался еще несколько дней после Прутены. Его основная направленность - это возрождение сакрального пространства на древней прусской земле.

В заключении можно сказать, что земное воплощение праздника стало возможным благодаря поддержке SEIDR’a.

Также можно добавить, что прояснилась ситуация с обстоятельствами выбора места, т.е. форта Штайн, т.к. найдя в прошлом году его, я не знал ничего о его глубинной символике. Выяснилось, что окрестности форта являются гигантским комплексом древних городищ и могильников I - III вв. н.э., объединённых более поздним названием Laut. По материалам археологических раскопок Лаута можно судить, что именно это древнее поселение, находящееся на правом берегу р. Прегель, контролировало янтарный путь и прочие связи с античной Грецией и Римом на рубеже эпох, в начале нашей эры. Таким образом, форт Штайн является древним прототипом Кёнигсберга, т.к. городище Тванкста, из которого непосредственно возник Кёнигсберг, появилось на тысячу лет позже поселения Лаут.

 

Copyright ©2002 Seidr webzine